Марина Смирнова (Соловьева)
Проект «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через взаимодействие ДОУ с музеем»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект на тему: «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через взаимодействие ДОУ с музеем»
Автор проекта: Соловьева М. А. 2018 г.
Актуальность:
На современном этапе обновления российского образования, в условиях реализации ФГОС общего и дошкольного образования возникла необходимость в новых ценностных ориентирах, методах образовательного процесса на основе отечественных педагогических традиций. Важнейшим таким направлением и ориентиром в отечественной педагогике является обращение к духовно – нравственным ценностям Российского образования и воспитания. Это направление в настоящее время наиболее востребовано, поскольку связано с восстановлением традиций, уклада жизни, исторической преемственности поколений, сохранением, распространением и развитием национальных культур, и воспитанием бережного отношения к историческому наследию российского народа.
Публикация «Проект „Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через взаимодействие ДОУ с музеем“» размещена в разделах
- Музеи в ДОУ: проекты, планирование, программы
- Музейная педагогика в детском саду
- Проекты
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2018
Нравственность и духовность, как и патриотизм не могут развиваться путём естественного взросления человека. Очень важно в каких условиях находится и развивается ребёнок, какие средства и методы применяются для его воспитания. Для детей дошкольного возраста характерны наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Всё, что усвоено в этот период, — знания, навыки, привычки, складывающие черты характера – оказываются особенно прочными и служат основой для дальнейшего развития и становления личности.
В условиях современных требований, изложенных в ФГОС ДО, детские сады играют важную роль в нравственно-патриотическом воспитании, морально-духовном развитии формирующегося гражданина. Общественное развитие страны требует от педагогов детских садов и школ воспитания социально активных, самостоятельных, творческих личностей, адаптированных к условиям современной жизни.
Именно в дошкольном возрасте начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром, закладывается фундамент здоровья. В период дошкольного возраста ребенок начитает выходить за пределы своего семейного мира и устанавливает отношения с миром взрослых людей, закладываются основы мира социальных отношений ребёнка.
Любовь к России, к ее истории, ее культуре, к ее народу может возродить великую страну. Эта любовь начинается с малого – с любви к нашей малой родине. Но чтобы любить, надо знать. С чего начинается Родина для ребёнка? С осознания и понимания им смысла понятия «Родина», «малая Родина», «краелюбие».
Известно, если маленький ребенок не знает своей истории, не видит красоты родного края, не слышит положительной информации о своей стране, у него не сформируется ценностное отношение к Родине, он не сможет полюбить, а значит, в дальнейшем не будет способен отстаивать и защищать её интересы.
Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину.
Детство – это каждодневное открытие мира. Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Дошкольный возраст, по утверждению психологов – лучший период для формирования любви к малой родине.
Проблема:
Не секрет, что дети усваивают все прочно и надолго только тогда, когда слышат, видят и пропускают через все виды деятельности. Поэтому работа по духовно-нравственному и патриотического воспитанию должна быть продумана и правильно спланирована. Также для формирования нравственных, духовных качеств необходима благоприятная предметно-пространственная среда, насыщенная материалом исторического, культурного, краеведческого содержания.
Возникла проблема поиска и освоения новых вариантов работы-это работа во взаимодействии с музеями родного города. Именно музеи выступили как развивающая среда для формирования духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста и построения целостного образовательного пространства.
Наш детский сад и музеи нашего города «Усадьба Худякова» и краеведческий музей имени Кузьмы Минина, не один год плодотворно сотрудничают в создании единого музейно-образовательного пространства для воспитания подрастающего поколения граждан нашей страны. Музеи и ДОУ в целях своей деятельности традиционно имеют много общего: они стремятся воспитывать чувство патриотизма, духовности и нравственности, способствовать установлению отношения личности с обществом, историей, культурой человечества, формировать личностное, эмоциональное отношение к малой и большой Родине.
Участники проекта: Дети подготовительной и старших групп, воспитатели, родители, музыкальный руководитель.
Тип проекта: познавательно- творческий.
Сроки реализации проекта: долгосрочный – 1 год.
Цель проекта:
Ознакомление детей с понятием «музей», формирование представлений о том, какие бывают музеи. Формирование представлений о достопримечательностях г. Балахны и его знаменитых земляках, основных сведений по истории Балахнинского района, Нижегородской области и России. Возрождение семейных традиций. Расширение детского кругозора.
Задачи проекта:
Познакомить с работой краеведческого музея имени Кузьмы Минина и с музеем «Усадьба Худякова»;
Ознакомить дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного города;
Формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к иному времени, другой культуре посредством общения с памятниками истории и культуры; Формировать самосознание, становление активной жизненной позиции, умение адаптироваться в окружающем мире.
Устанавливать элементарные отношения с миром людей, предметов, природы и собственным внутренним миром.
Развивать бережное отношение к городу и его природе, к достопримечательностям и культурным ценностям;
Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать;
Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к краю, воспитывать любовь к родному краю;
Обобщить и систематизировать знания о родном крае,
Реализация проекта позволяет улучшить связи с социальными партнерами – городскими музеями. Особенность работы заключается в создании условий для восприятия сведений об историческом прошлом и современном облике родного края.
Новизна данной работы состоит в соединении игровых, познавательных элементов с проведением экскурсионных маршрутов, что даёт возможность детям дошкольного возраста осознать ценность и значимость малой родины, познать и беречь то, что окружает их с детства, развивать социальные навыки.
В совместной деятельности мы используем как традиционные формы работы с детьми – тематические экскурсии, посещение выставок и экспозиций, игровые и творческие продуктивные виды деятельности, развлечения и конкурсы, праздники, так и современные, образовательные технологии, такие как музейная педагогика и проектная деятельность.
Подготовительный этап проекта:
Изучение интереса детей для определения целей проекта.
Сбор и анализ литературы для взрослых и детей.
Обращение к специалистам. Обеспечение мотивационной, информационной и организационной готовности участников проекта. Выявление способов достижения результата: анкетирование, собеседование, наблюдение, составление текстов бесед и электронных презентаций
Основной этап проекта:
План мероприятий, проводимых с детьми и родителями (Д. Х. - музей "Дом Худякова", К. М. -"Музей им. Кузьмы Минина")
Сентябрь
К. М. "Балахна — древний город на реке Волге".
Краткое знакомство с городом, рекой Волгой, улицами, историческими местами Балахны. (Презентация и видеофильм).
ДОУ Мини-проект «Мой город Балахна» и создание мини-музея «Мой любимый город Балахна».
Октябрь
Д. Х. "Капустные посиделки» (интерактивная программа)
К. М. "История города Балахны". История основания города, балахнинская крепость, первый промысел — солеварение. (Презентации, конкурсы).
ДОУ Педагогический проект «Капустка наша, капусточка»
Ноябрь
Д. Х. "Наш родной город". (Тематическое мероприятие с показом эл. презентации).
К. М. "К. Минини и Д. Пожарский" - защитники Отечества"
(Презентация и видеофильм. Экскурсия по музею).
ДОУ Оформление папки – передвижки «К. Минин и Д. Пожарский – земляки-герои»
Декабрь
Д. Х. "Новогодний переполох". (Интерактивная программа с элементами театрализации).
К. М. "Промыслы родного края". Рассказ о промыслах. (Презентация и конкурсы).
ДОУ Выставка поделок, сделанных совместно с родителями на тему: «Елочка-красавица, в гости к нам пришла…»
Проведение Новогодних утренников. Либо мини-проект ««Путешествие в мир народных промыслов».
Январь
Д. Х. "Сказ о русской печи". (Интерактивная программа).
К. М. "Русская изба углами красна". Рассказ о предметах домашнего обихода в русской семье 18-19 вв. (Выставка. Презентация и видеофильм).
ДОУ Изготовление макета «Русская изба»
Краткосрочный проект на тему «Путешествие в прошлое предметов русского обихода»
Развлечение «Рождественские посиделки»
Февраль
Д. Х. "Масленица". (Фольклорная программа).
К. М. "Защитники родного края" (Презентация о героях-балахнинцах. Видеофильм-интервью с ветеранами Великой Отечественной войны. Викторина).
ДОУ Мини-проект на тему: «Широкая масленица»
Март
Д. Х. "Птицы нашего края". (Тематическое мероприятие с показом эл. презентации).
К. М. "История русского народного костюма". (Презентация. Выставка. Видеофильм).
ДОУ Проведение народного праздника «сороки — перелет птиц»
Оформление папки-передвижки на тему: «Жаворонки: история и обычаи»
Апрель
Д. Х. "Светлый праздник Пасхи". (Фольклорная программа).
К. М. "Лесные тропинки родного края". (Презентация).
ДОУ Мини-проект «Светлая пасха».
Май
Д. Х. "Сюрпризы лесной полянки". (Экологическая игра).
К. М. "Балахна в годы Великой Отечественной войны". (Презентация. Видеофильм. Выставка).
ДОУ Краткосрочный проект на тему: «День Победы».
Июнь
К. М. "Редкие растения родного края".
(Презентация. Видеофильм. Конкурсы. Загадки).
ДОУ Проект «Наша Красная книга»
Июль
К. М. "Обитатели рек и озер родного края".
(Презентация. Видеофильм. Конкурсы. Загадки).
ДОУ Д/и «Узнай рыбку».
Рукотворный труд: конструирование из бумаги (оригами) с элементами аппликации «Обитатели реки Волга» (коллективная композиция).
Август
К. М. "Русская деревянная игрушка". (Презентация. Видеофильм. Выставка. Загадки).
ДОУ Организация выставки поделок своими руками на тему "Народная игрушка" с участием родителей.
Спланированная работа, дает возможность более активно привлекать к процессу духовно-нравственного воспитания и родителей воспитанников, которые принимают участие в совместной деятельности с детьми в проектах, конкурсах, выставках, экскурсиях и т. п.
Ожидаемый результат проекта:
Дошкольники будут знать:
Особенности природы родного края (характерные признаки сезонов, типичных представителей животного и растительного мира, полезные ископаемые, охраняемые растения).
Наиболее важные исторические события истории родного края.
Символику города и области.
Национальный состав области, обычаи, игры, предметы быта, элементы народного творчества.
Дошкольники будут уметь:
Вести самостоятельные наблюдения в природе.
Узнавать изученные растения и животных.
Работать с элементами народного творчества.
Творчески мыслить и рассуждать.
Результатом работы можно считать возросший уровень знаний детей о своём городе, его предприятиях и замечательных земляках, достопримечательностях, интерес к истории и культуре, чувство сопричастности к жизни своей малой родины.
Итоговый этап проекта:
Презентация проекта.
Вывод:
Таким образом, взаимодействие нашего детского сада с балахнинскими музеями позволяет вести более углубленную и эффективную работу по духовно-нравственному воспитанию дошкольников, что дает положительный результат и способствует к дальнейшему становлению личности гражданина России.