Лучший педагог года

Проект «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через взаимодействие ДОУ с музеем»

Марина Смирнова (Соловьева)
Проект «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через взаимодействие ДОУ с музеем»
▼ Скачать + Заказать документы

Педагогический проект на тему: «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через взаимодействие ДОУ с музеем»

Автор проекта: Соловьева М. А. 2018 г.

Актуальность:

На современном этапе обновления российского образования, в условиях реализации ФГОС общего и дошкольного образования возникла необходимость в новых ценностных ориентирах, методах образовательного процесса на основе отечественных педагогических традиций. Важнейшим таким направлением и ориентиром в отечественной педагогике является обращение к духовно – нравственным ценностям Российского образования и воспитания. Это направление в настоящее время наиболее востребовано, поскольку связано с восстановлением традиций, уклада жизни, исторической преемственности поколений, сохранением, распространением и развитием национальных культур, и воспитанием бережного отношения к историческому наследию российского народа.

Публикация «Проект „Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через взаимодействие ДОУ с музеем“» размещена в разделах

Нравственность и духовность, как и патриотизм не могут развиваться путём естественного взросления человека. Очень важно в каких условиях находится и развивается ребёнок, какие средства и методы применяются для его воспитания. Для детей дошкольного возраста характерны наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Всё, что усвоено в этот период, — знания, навыки, привычки, складывающие черты характера – оказываются особенно прочными и служат основой для дальнейшего развития и становления личности.

В условиях современных требований, изложенных в ФГОС ДО, детские сады играют важную роль в нравственно-патриотическом воспитании, морально-духовном развитии формирующегося гражданина. Общественное развитие страны требует от педагогов детских садов и школ воспитания социально активных, самостоятельных, творческих личностей, адаптированных к условиям современной жизни.

Именно в дошкольном возрасте начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром, закладывается фундамент здоровья. В период дошкольного возраста ребенок начитает выходить за пределы своего семейного мира и устанавливает отношения с миром взрослых людей, закладываются основы мира социальных отношений ребёнка.

Любовь к России, к ее истории, ее культуре, к ее народу может возродить великую страну. Эта любовь начинается с малого – с любви к нашей малой родине. Но чтобы любить, надо знать. С чего начинается Родина для ребёнка? С осознания и понимания им смысла понятия «Родина», «малая Родина», «краелюбие».

Известно, если маленький ребенок не знает своей истории, не видит красоты родного края, не слышит положительной информации о своей стране, у него не сформируется ценностное отношение к Родине, он не сможет полюбить, а значит, в дальнейшем не будет способен отстаивать и защищать её интересы.

Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину.

Детство – это каждодневное открытие мира. Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Дошкольный возраст, по утверждению психологов – лучший период для формирования любви к малой родине.

Проблема:

Не секрет, что дети усваивают все прочно и надолго только тогда, когда слышат, видят и пропускают через все виды деятельности. Поэтому работа по духовно-нравственному и патриотического воспитанию должна быть продумана и правильно спланирована. Также для формирования нравственных, духовных качеств необходима благоприятная предметно-пространственная среда, насыщенная материалом исторического, культурного, краеведческого содержания.

Возникла проблема поиска и освоения новых вариантов работы-это работа во взаимодействии с музеями родного города. Именно музеи выступили как развивающая среда для формирования духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста и построения целостного образовательного пространства.

Наш детский сад и музеи нашего города «Усадьба Худякова» и краеведческий музей имени Кузьмы Минина, не один год плодотворно сотрудничают в создании единого музейно-образовательного пространства для воспитания подрастающего поколения граждан нашей страны. Музеи и ДОУ в целях своей деятельности традиционно имеют много общего: они стремятся воспитывать чувство патриотизма, духовности и нравственности, способствовать установлению отношения личности с обществом, историей, культурой человечества, формировать личностное, эмоциональное отношение к малой и большой Родине.

Участники проекта: Дети подготовительной и старших групп, воспитатели, родители, музыкальный руководитель.

Тип проекта: познавательно- творческий.

Сроки реализации проекта: долгосрочный – 1 год.

Цель проекта:

Ознакомление детей с понятием «музей», формирование представлений о том, какие бывают музеи. Формирование представлений о достопримечательностях г. Балахны и его знаменитых земляках, основных сведений по истории Балахнинского района, Нижегородской области и России. Возрождение семейных традиций. Расширение детского кругозора.

Задачи проекта:

Познакомить с работой краеведческого музея имени Кузьмы Минина и с музеем «Усадьба Худякова»;

Ознакомить дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного города;

Формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к иному времени, другой культуре посредством общения с памятниками истории и культуры; Формировать самосознание, становление активной жизненной позиции, умение адаптироваться в окружающем мире.

Устанавливать элементарные отношения с миром людей, предметов, природы и собственным внутренним миром.

Развивать бережное отношение к городу и его природе, к достопримечательностям и культурным ценностям;

Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать;

Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к краю, воспитывать любовь к родному краю;

Обобщить и систематизировать знания о родном крае,

Реализация проекта позволяет улучшить связи с социальными партнерами – городскими музеями. Особенность работы заключается в создании условий для восприятия сведений об историческом прошлом и современном облике родного края.

Новизна данной работы состоит в соединении игровых, познавательных элементов с проведением экскурсионных маршрутов, что даёт возможность детям дошкольного возраста осознать ценность и значимость малой родины, познать и беречь то, что окружает их с детства, развивать социальные навыки.

В совместной деятельности мы используем как традиционные формы работы с детьми – тематические экскурсии, посещение выставок и экспозиций, игровые и творческие продуктивные виды деятельности, развлечения и конкурсы, праздники, так и современные, образовательные технологии, такие как музейная педагогика и проектная деятельность.

Подготовительный этап проекта:

Изучение интереса детей для определения целей проекта.

Сбор и анализ литературы для взрослых и детей.

Обращение к специалистам. Обеспечение мотивационной, информационной и организационной готовности участников проекта. Выявление способов достижения результата: анкетирование, собеседование, наблюдение, составление текстов бесед и электронных презентаций

Основной этап проекта:

План мероприятий, проводимых с детьми и родителями (Д. Х. - музей "Дом Худякова", К. М. -"Музей им. Кузьмы Минина")

Сентябрь

К. М. "Балахна — древний город на реке Волге".

Краткое знакомство с городом, рекой Волгой, улицами, историческими местами Балахны. (Презентация и видеофильм).

ДОУ Мини-проект «Мой город Балахна» и создание мини-музея «Мой любимый город Балахна».

Октябрь

Д. Х. "Капустные посиделки» (интерактивная программа)

К. М. "История города Балахны". История основания города, балахнинская крепость, первый промысел — солеварение. (Презентации, конкурсы).

ДОУ Педагогический проект «Капустка наша, капусточка»

Ноябрь

Д. Х. "Наш родной город". (Тематическое мероприятие с показом эл. презентации).

К. М. "К. Минини и Д. Пожарский" - защитники Отечества"

(Презентация и видеофильм. Экскурсия по музею).

ДОУ Оформление папки – передвижки «К. Минин и Д. Пожарский – земляки-герои»

Декабрь

Д. Х. "Новогодний переполох". (Интерактивная программа с элементами театрализации).

К. М. "Промыслы родного края". Рассказ о промыслах. (Презентация и конкурсы).

ДОУ Выставка поделок, сделанных совместно с родителями на тему: «Елочка-красавица, в гости к нам пришла…»

Проведение Новогодних утренников. Либо мини-проект ««Путешествие в мир народных промыслов».

Январь

Д. Х. "Сказ о русской печи". (Интерактивная программа).

К. М. "Русская изба углами красна". Рассказ о предметах домашнего обихода в русской семье 18-19 вв. (Выставка. Презентация и видеофильм).

ДОУ Изготовление макета «Русская изба»

Краткосрочный проект на тему «Путешествие в прошлое предметов русского обихода»

Развлечение «Рождественские посиделки»

Февраль

Д. Х. "Масленица". (Фольклорная программа).

К. М. "Защитники родного края" (Презентация о героях-балахнинцах. Видеофильм-интервью с ветеранами Великой Отечественной войны. Викторина).

ДОУ Мини-проект на тему: «Широкая масленица»

Март

Д. Х. "Птицы нашего края". (Тематическое мероприятие с показом эл. презентации).

К. М. "История русского народного костюма". (Презентация. Выставка. Видеофильм).

ДОУ Проведение народного праздника «сороки — перелет птиц»

Оформление папки-передвижки на тему: «Жаворонки: история и обычаи»

Апрель

Д. Х. "Светлый праздник Пасхи". (Фольклорная программа).

К. М. "Лесные тропинки родного края". (Презентация).

ДОУ Мини-проект «Светлая пасха».

Май

Д. Х. "Сюрпризы лесной полянки". (Экологическая игра).

К. М. "Балахна в годы Великой Отечественной войны". (Презентация. Видеофильм. Выставка).

ДОУ Краткосрочный проект на тему: «День Победы».

Июнь

К. М. "Редкие растения родного края".

(Презентация. Видеофильм. Конкурсы. Загадки).

ДОУ Проект «Наша Красная книга»

Июль

К. М. "Обитатели рек и озер родного края".

(Презентация. Видеофильм. Конкурсы. Загадки).

ДОУ Д/и «Узнай рыбку».

Рукотворный труд: конструирование из бумаги (оригами) с элементами аппликации «Обитатели реки Волга» (коллективная композиция).

Август

К. М. "Русская деревянная игрушка". (Презентация. Видеофильм. Выставка. Загадки).

ДОУ Организация выставки поделок своими руками на тему "Народная игрушка" с участием родителей.

Спланированная работа, дает возможность более активно привлекать к процессу духовно-нравственного воспитания и родителей воспитанников, которые принимают участие в совместной деятельности с детьми в проектах, конкурсах, выставках, экскурсиях и т. п.

Ожидаемый результат проекта:

Дошкольники будут знать:

Особенности природы родного края (характерные признаки сезонов, типичных представителей животного и растительного мира, полезные ископаемые, охраняемые растения).

Наиболее важные исторические события истории родного края.

Символику города и области.

Национальный состав области, обычаи, игры, предметы быта, элементы народного творчества.

Дошкольники будут уметь:

Вести самостоятельные наблюдения в природе.

Узнавать изученные растения и животных.

Работать с элементами народного творчества.

Творчески мыслить и рассуждать.

Результатом работы можно считать возросший уровень знаний детей о своём городе, его предприятиях и замечательных земляках, достопримечательностях, интерес к истории и культуре, чувство сопричастности к жизни своей малой родины.

Итоговый этап проекта:

Презентация проекта.

Вывод:

Таким образом, взаимодействие нашего детского сада с балахнинскими музеями позволяет вести более углубленную и эффективную работу по духовно-нравственному воспитанию дошкольников, что дает положительный результат и способствует к дальнейшему становлению личности гражданина России.

Публикации по теме:

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами музыкального искусства ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА Музыкальный руководитель Рожкова Яна Юрьевна.

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в условиях ДОУ Проблема духовно-нравственного воспитания дошкольников за последние десятилетия претерпела ряд качественных и количественных изменений.

Консультация для родителей «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» На сегодняшний день духовно нравственное воспитание детей дошкольного возраста просто необходимо. Без данного воспитания, ребенок потеряют.

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста через экологию Духовно-нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей моральным ценностям человечества и конкретного общества. Как.

Консультация «Духовно — нравственное воспитание детей старшего возраста» Духовно - нравственное воспитание детей старшего возраста. Каждый ребенок с самого раннего возраста сердцем прекрасно отличает красоту от.

Конспект занятия «Ветер и солнце» (духовно — нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста) Цель: на примере притчи подвести детей к пониманию, что любовью, лаской и добротой можно сделать гораздо больше, чем гневом, силой и грубостью.

Консультация для педагогов «Современная действительность и духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно.

Педагогический проект «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста. Традиции русского народа» Тема: «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста. Традиции русского народа» Срок реализации проекта– 1 год.

Перспективный план «Духовно-нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста» Перспективный план «Духовно-нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста» Цель: Формирование основ духовно – нравственных,.

Презентация «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе взаимодействия с родителями» 2 слайд. Вашему вниманию я представляю работу на тему «Духовно – нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе взаимодействия.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через взаимодействие ДОУ с музеем»
Опубликовано: 10 апреля 2018 в 22:40
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через взаимодействие ДОУ с музеем»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Смирнова (Соловьева) в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД