Евгения Гиматова
Педагогический проект «Взаимодействие педагогов и родителей в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА – ДЕТСКИЙ САД №6 КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА»
___
141300 г. Сергиев Посад, ул. Воробьёвская, д. 36,тел. (8-496) 540-50-88,факс. (8-496)
540-50-88, электронная почта: shkolasad_6@mail.ru.
Педагогический проект
«Взаимодействие педагогов и родителей в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»
Подготовила воспитатель 2-й
Группы раннего возраста
Публикация «Педагогический проект „Взаимодействие педагогов и родителей в развитии речи детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Проекты, проектная деятельность
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
Гиматова Е. Б.
2015 г.
Для успешной и продуктивной работы детского сада по развитию речи младших дошкольников, согласно ФГОС, педагогам необходимо направлять деятельность родителей в этом направлении. Обеспечивать взаимосвязь в работе с родителями воспитанников. Педагог, работающий с детьми младшего дошкольного возраста, должен иметь необходимые знания, подбирать нужную литературу, касающуюся развития речи детей.
У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а так же отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией.
В связи с этим по речевому развитию детей в системе проводятся коррекционно - развивающие мероприятия, хотя, некоторые мамы, бабушки, считают, что их ребёнок ещё слишком мал, что с ребёнком не обязательно каждый день читать, играть в разнообразные игры. И что совсем не стоит давать им картинки, книжки, для рассматривания, «он их порвёт», что им хватает игр и занятий в детском саду.
Семья и дом для ребёнка - источник общественного опыта. Здесь он находит пример для подражания и здесь происходит его социальное развитие. И если мы хотим развить хорошую, грамотную речь у детей, то должны решать эту проблему в комплексе: детский сад, семья.
Актуальность проблемы: невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Дети, не получившие в раннем возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное, в будущем этот пробел в развитии влияет на его дальнейшее развитие. Именно в раннем возрасте нужно обогащать пассивный словарь ребёнка, приучать ребенка самостоятельно пользоваться словами, стимулировать речевую активность и познавательные интересы.
Эта проблема подвела меня к мысли о необходимости больше внимания уделить именно развитию речи детей самого раннего возраста. Не секрет, что в группах для таких маленьких в основном заботятся о создании комфортных условий и гигиене малышей. А ведь именно ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты.
Проблемой является то что большинство родителей загружены работой и решением каких-либо бытовых вопросов недостаточно проводят время с детьми. Дети большую часть дня находятся в саду и поэтому воспитатели должны помочь родителям в развитии их речи
Цель: повышение педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития, сохранения и укрепления здоровья дошкольников. Привлечение их к сотрудничеству с коллективом нашего учреждения в плане единых подходов воспитания ребенка.
Задачи:
• Организация системного подхода по информированности родителей в вопросах развития и воспитания детей.
• Обратить внимание родителей на наиболее важные проблемы в воспитании и развитии детей раннего возраста. Пополнить знания родителей о психолого-педагогических особенностях развития детей раннего возраста.
• Пополнить знания родителей о способах и формах развития детей младшего дошкольного возраста.
• Предоставить возможность родителям получить консультацию специалистов: психолога, медицинской сестры, логопеда и т. д.
• Способствовать созданию благоприятных условий для общения родителей с детьми.
Тип проекта : творческо-информационный, групповой (дети 2-3 лет, долгосрочный 1 год.
Участники проекта : дети, родители, воспитатель, учитель-дефектолог, музыкальный руководитель, медицинская сестра.
Приоритетная образовательная область: речевое развитие.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Формы и методы:
- словесный (беседы, обмен информацией, чтение литературы, заучивание стихотворений).
- наглядный (рассматривание иллюстраций, фотографий, плакатов).
- практический (создание проектов (совместно с родителями, рисунков, поделок).
Ожидаемые результаты:
• установить доверительные отношения с семьями детей, что даст достоверную информацию об эмоциональном благополучии ребенка в семье;
• оказать помощь родителям в повышении правовой компетентности, заинтересовать их данной темой;
• родители становятся полноправными участниками образовательного процесса, что позволяет выработать единые требования к воспитанию детей в семье и детском саду;
• установить партнёрские отношения между родителями и педагогами ДОУ;
• сблизить дошкольное и семейное воспитание в интересах становления полноценной, психически, физически, нравственно здоровой личности.
Реализация проекта осуществляется в несколько этапов
Этапы Формы работы
Деятельность педагога
Работа с детьми Работа с родителями
Первый этап
организационный
(подготовительный) Определение цели и задач проекта.
• Изучение необходимой литературы,
подбор методического материала.
• Разработка тематического плана для реализации проекта.
• Индивидуальные беседы с родителями.
Цель: выявление любимых видов деятельности в домашних условиях
Считают ли родители что их ребенок хорошо разговаривает, соответственно возрастным возможностям?
Имеются ли дидактические игрушки по возрасту?
У всех имеются
Второй этап
практический
(реализация намеченных планов) • Работа с детьми.
• Совместная работа воспитателей и родителей.
— Консультация «Развитие мелкой моторики рук»
— Консультация «Развитие речи детей».
— Рекомендации по артикуляционной гимнастике, комплекс упражнений
— Индивидуальные беседы.
— Советы родителям : какие книги читать детям дома, какие игры выбирать по возрасту.
Практическая работа с детьми по плану реализации проекта.
Виды деятельности
1. Дидактические игры:
• «На игрушку посмотри и картину подбери»
• «Куда прыгнула собачка»
• «Поставь возле»
• «Собери картинку»
• «Найди маму»
• «Лото»
• «Большой – маленький»
• «Кто с кем живет?»
2. Сюжетно – ролевые игры:
• «Чаепитие у куклы Маши»
• «Мы строители»
• «Дочки -матери»
• «Готовим обед для собачки»
• «Парикмахерская»
• «Постройка загончика для лошадки»
• «Магазин игрушек»
• «Завяжем котику бантик»
• «Овощной магазин»
• «Прокати на машине мишку»
3. Подвижные игры:
• «Мишка косолапый»
• «Кот и мыши»
• «Лошадки»
• «По узенькой дорожке»
• «Птички в гнездышках»
• «У медведя во бору»
• «Догони мяч»
• «Зайка беленький сидит»
• «К названному предмету беги»
• Игра «Пузырь»
Театрализованная деятельность Настольный театр, пальчиковый театр.
Инсценировка русских народных сказок:
• «Репка»
• «Колобок»
• «Теремок»
• «Заюшкина избушка»
• «Курочка ряба»
Художественная литература
Чтение потешек:
• «Тили – бом»
• «Пошел котик на торжок»
• «Киска»
В. Берестова «Котенок»
«Ты, собачка не лай»
Рассказывание стихотворения А. Барто:
• «Лошадка»
• «Кто как кричит?»
• «Бычок»
• «Мишка»
• «Зайка»
Чтение р. н. сказки:
• «Заюшкина избушка»
• «Теремок»,
• «Репка»
• «Волк и козлята»
• И других
Третий этап заключительный
• Развлечение : театрализация сказки «Колобок»
• Сюжетно -ролевая игра «Дочки-матери»
• Информация на стенде: «Какие сказки читать детям»
• «Ребенок и книга»
• «Создание среды для развития речи детей раннего возраста»
• «Выставка художественно-познавательной литературы по развитию речи детей раннего возраста»
Литература
1. Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет. / Под ред. О. С. Ушаковой. — М. :ТЦ Сфера, 2009.-102 с. – (Развиваем речь)
2. Рыжова Н. В. Развитие речи в детском саду. /Н. В. Рыжова; художник С. В. Павлычева. – Ярославль: Академия развития; Владимир: ВКТ, 2008.- 112 с. ил. – ( Детский сад: день за днём. В помощь воспитателям и родителям)
3. Тимофеева Е. А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста : Пособие для воспитателя дет. Сада – М. : Просвещение, 1979. – 96 с., ил.
4. Гербова В. В., Максаков А. И. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада: Пособие для воспитателей дет. Сада. – 2-е изд., перераб. – М. ; Просвещение, 1986. – 128 с.
5. Зворыгина Е. В. Первые сюжетные игры малышей : Пособие для воспитателей дет. Сада. – М. : Просвещение, 1988. – 96 с. : ил.
6. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. Планы занятий. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 112 с. : цв. вкл.
7. Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. – 2=е изд., испр. и доп. – М. : Мозаика – Синтез, 2008. – 80 с.
8. Жукова Н. С. Учимся говорить правильно / Ил. А. Разуваева. – М. : Изд-во Эксмо, 2004. – 72 с., ил. – (Академия дошкольного развития)