Марина Суханова
Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей в физическом развитии и воспитании детей
▼ Скачать + Заказать документы
«…Физическое воспитание – это
то, что обеспечивает здоровье
и доставляет радость»
Народная мудрость гласит: “Здоровье всему голова. ”,“Здоровью цены нет. ”. Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым – это желание родителей и ведущая задача, стоящая перед дошкольным учреждением. Однако не все родители знают, как этого добиться. И в результате дети, особенно дошкольники, часто болеют, растут слабыми, физически плохо развитыми. К сожалению, к этому привыкли как к своеобразной норме. Маленький - значит слабый, - считают родители, - его надо охранять, защищать, оберегать, но защищают и оберегают чаще всего малыша не от того, от чего следует. Родители внимательно следят, чтобы ребенок не бегал слишком много и слишком быстро (вдруг вспотеет, не прыгал (как бы не ушибся, не лазал (а если упадет) и, к сожалению, не очень задумываются о том, что их чрезмерная заботливость не делает ребенка здоровым. Они часто забывают, что ключ к успеху в укреплении здоровья детей лежит в разумном физическом воспитании.
Публикация «Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей в физическом развитии и воспитании детей» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Во многих семьях детская потребность в движениях удовлетворяется не полностью. Проведенный опрос детей в нашем детском саду, о том, чем они занимаются в выходные дни дома: 68% детей показывает, что они смотрят телевизор. Не у всех есть физкультурные уголки, очень малый % детей занимается в спортивных секциях.
Для того чтобы наглядно продемонстрировать состояние физического развития детей и их физической подготовленности, мы показали родителям физкультурные занятия, утреннюю гимнастику. Просмотр вызвал большой интерес у родителей. Некоторые из них раньше и не подозревали, что их ребенок слабо развит.
Семья и детский сад – те структуры, которые в основном определяют уровень здоровья ребенка. Система тесного сотрудничества с семьей является острой необходимостью. В работу родители вовлекаются поэтапно.
На первом этапе выявляется уровень осведомленности взрослых в вопросах оздоровления детей, отношения родителей к занятиям физической культурой в детском саду. Чаще всего это происходит путем анкетирования.
Второй – подразумевает составления перспективного плана и плана работы с родителями.
На третьем - знакомят родителей с данными о состоянии детей и мероприятиях по решению задач сохранения и укрепления их здоровья.
На четвертом – устанавливаются партнерские отношения между педагогам и родителями с целью организации различных мероприятий посредством физической культуры.
Организуя взаимодействие с семьей по вопросам физического воспитания детей, мы используем следующие формы работы:
• Анкетирование, опросники, тесты
Этот метод позволяет нам получить информацию от родителей по вопросам физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, получить информацию о ребенке, о его жизни в семье, анализировать качество проводимой работы с родителями.
• Родительские собрания, творческие гостиные, «круглые столы»
Это действенные формы работы с родителями, знакомящие с задачами и методами физической культуры (с учетом возрастных особенностей воспитанников); пропагандирующие лучший опыт семейного воспитания.
• Беседа – наиболее доступная и эффективная форма установления связи педагога с семьей, во время которых можно обменяться мнениями или оказать родителям своевременную помощь.
• Групповые, индивидуальные и тематические консультации
Организуются с целью получения ответов на все интересующие родителей вопросы.
• Наглядно – информационные формы
Взаимодействия направлены на обогащение знаний родителей. Общение с родителями здесь не прямое, а опосредованное.
1. Информационные стенды – информация о программах по физической культуре, используемых в детском саду; перечень рекомендуемой литературы; игры и подводящие упражнения, которые можно делать в домашних условиях и др. ;
2. Папки – передвижки – знакомящие родителей с системой по оздоровлению дошкольников; информация о том чему можно научить ребенка в определенном возрасте;
3. Результаты диагностических исследований об изменениях в состоянии здоровья детей на всех этапах работы;
4. Рекомендации, практические советы.
5. Выставки детских рисунков (совместные работы педагогов и детей, родителей и детей);
6. Конкурсы, выставки совместных работ детей и родителей
7. Фоторепортажи «Хороши спортсмены – малыши» Фотосессии детей, выполняющих различные физические упражнения.
8. Газеты «Папа, мама, я – спортивная семья!»
Использование данных форм общения с родителями играет важную роль в формировании педагогической культуры родителей, способствует возникновению интереса к физической культуре в ДОУ.
Семья во многом определяет отношения детей к физической культуре и спорту, как много могут сделать родители для своих детей, пробуждая у них интерес к спорту и физкультуре.
Этому способствует доверительное общение детей и родителей в различных ситуациях и, естественно, совместная их деятельность:
• Совместные физкультурные праздники и развлечения, тематические досуги
Спортивные мероприятия в детском саду проводятся в течение года. Основная их цель – помочь каждому ребенку проявить себя в любимом виде спорта, ощутить себя членом команды, разделить с товарищем ответственность за ее победу, показать свои лучшие качества. Участие в соревнованиях детей и родителей благотворно влияет на взаимоотношения в семье, вызывает чувство гордости за общие и индивидуальные победы, позволяет лучше узнать друг друга и побуждает родителя поощрять спортивные интересы ребенка.
Спортивный праздник, посвященный Дню Защитника Отечества - уже стал нашей традицией. Эти соревнования благотворно влияют на взаимоотношения в семье, осуществляют тесную связь между дошкольным учреждением и семьей по физическому воспитанию.
• Совместные физкультурные занятия родителей с детьми
Дети особенно восприимчивы к положительному примеру отца и матери. Если меры по укреплению здоровья ребенка, проводимые в детском саду, дополняются ежедневными упражнениями и играми в домашних условиях с учетом индивидуальности ребенка, у детей формируется положительное отношение к занятиям физической культурой. Совместные физкультурные занятия учат общаться друг с другом, повышают эмоциональный настрой, в конечном счете, сплачивают семьи.
Традиционными стали Дни открытых дверей, когда родители имеют возможность присутствовать на утренней гимнастике, физкультурном занятии.
Такая форма работы, как создание книг о спорте-это инновационный продукт нашей группы.
Работа по физическому воспитанию детей дошкольного возраста, сочетающая традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями, рассчитана не на один год. Но уже сейчас стало явным, что изменилось главное – отношение родителей к физической подготовленности своих детей.
Результат работы увеличение количества родителей – активных участников в наших мероприятиях.
Мы не останавливаемся на достигнутом, ищем новые формы и методы совместной работы педагогов и родителей. Наша ближайшая задача – шире привлекать родителей к организации оздоровительной работы в ДОУ.