Ольга Андриянова
Консультация для педагогов ДОУ «ИКТ в развитии современного дошкольного образовательного учреждения»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов ДОУ.
«Информационно – коммуникативные технологии в развитии современного дошкольного образовательного учреждения»
Публикация «Консультация для педагогов ДОУ „ИКТ в развитии современного дошкольного образовательного учреждения“» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
\Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу дошкольного образовательного учреждения и его профессиональной компетентности. Педагог ДОУ должен уметь пользоваться компьютером, современным мультимедийным оборудованием и широко использовать их в своей педагогической деятельности.
Компьютеры сегодня уже не воспринимаются как нечто экзотическое, однако в детском саду они еще не превратились в хорошо освоенный инструмент педагогов. Но с каждым годом современные информационные технологии все плотнее входят и в нашу жизнь. Поэтому, дошкольное образовательное учреждение, как носитель культуры и знаний, также не может оставаться в стороне.
Процесс информатизации в ДОУ обусловлен требованием современного развивающегося общества, которое нуждается в том, чтобы его члены были готовы к труду в десятки раз более производительному и творческому. В соответствии с Концепцией внедрения новых информационных технологий в дошкольное образование, компьютер должен стать в детском саду ядром развивающей предметной среды. Он рассматривается не как отдельное игровое устройство, а как универсальная информационная система, способная соединиться с различными направлениями образовательного процесса.
Немного истории
Существует множество расшифровок аббревиатуры ИКТ: информационно-коммуникативные технологии, информационные и телекоммуникационные технологии, информационно – компьютерные технологии. Все они правильные. Но для России более привычно первое. Фактически, ИКТ включают в себя 3 элемента, которые и образуют аббревиатуру :
Информацию (содержание)
Коммуникацию (общение, связь)
Технологии (способы связи и механизмы передачи содержания)
За рубежом перечень средств ИКТ более разнообразен, чем в России, где под Икт подразумевают чаще всего компьютер с интернетом. Там включены телевизор, видео, DVD, компьютер, интернет, iPod, радио, CD, игровые приставки, мобильные телефоны.
КАК РАЗВИВАЛИСЬ ТЕХНОЛОГИИ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА:
Технологии Время возникновения
«Современный человек» 35 000 – 100 000 лет назад 700-1 500 поколений
Сельское хозяйство 12 000 лет назад 200 поколений
Колесо 5 000 лет назад 90 поколений
Паровой двигатель 250 лет назад 5 поколений
Компьютер 60 лет назад 1 поколение
Эпоха мгновенных средств коммуникации Сегодня -
В 2008 г. исполнилось 60 лет со дня создания в России 1-го компьютера. Одно поколение прошло с того дня. Распространение интернета произошло в 9 раз быстрее, чем радио, в 4 раза быстрее, чем персонального компьютера, и в 3 раза быстрее, чем телевизора.
Каждая новая технология завоёвывает мир быстрее, чем предыдущая, но и исчезает также быстрее. Вспомним пейджеры, которые прожили всего несколько лет. Сначала новая технология привлекает всеобщее внимание, затем начинает осваиваться индустрией развлечений. Одновременно проходят первоначальные исследования, сколько времени дети могут проводить в инновационной среде, и, как следствие, возможность использования её в образовании.
Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательно - образовательного процесса.
Рассмотрим основные виды ИКТ в детском саду:
1. Кино. Образовательный потенциал советских м/фильмов известен. Но! Использование кинематографа в целях образования дошкольников в том виде, в каком отрасль существует на данный момент, вряд ли возможно (нет цензуры).
1. Радио. Оно раньше, чем кинематограф, начало использоваться в системе образования. Радио в СССР находилось под пристальным, постоянным вниманием. В работе по подготовке радиопередач задействовались лучшие силы, что позволило создать аудиофонд детских передач очень высокого уровня.
2. Телевидение. Как средство массовой информации, чей образовательный потенциал был сразу оценён, появилось в 1950-годы. Вместе с этим, наука ответила огромным количеством исследований влияния программ на детские отношения, ценностии поведение. Н - р, дети, смотревшие больше мультфильмов, были более импульсивны и отставали в когнитивном развитии, тогда как дети, которые участвовали в других видах деятельности, улучшали свои когнитивные навыки и способности в обучении.
В России образовательное телевидение только начинает возрождаться после 90-х годов, но на фоне развития развлекательного телевидения эти успехи не заметны.
1. Компьютер. Появление персональных компьютеров позволило говорить об использовании его в образовании. Но началось всё опять же со сферы развлечений. За 40 лет компьютерные игры превратились в громадную индустрию с баснословными прибылями. Сегодня опасность от компьютерных игр увеличивается и в России, и за рубежом, т. к. фирмы по производству игр нацелились на дошкольников, поскольку общество не успело выработать механизмы защиты ребёнка против недобросовестной рекламы, а об угрозах для здоровья многие даже не догадываются, считая, что самое опасное – это ухудшение зрения.
2. Интернет. За 20 лет (с 1990-х г. г.) интернет - технологии значительно усовершенствовались и изменились: появились устройства для лёгкого подключения к интернету, подешевела оплата интернет – услуг. Распространению образовательных сайтов сильно способствовали коммерческие сайты. До сих пор очень мало крупных исследований, которые показывают, что погружение в виртуальную среду безвредно. А дети нуждаются в защите уже сейчас., т. к. многие сайты, на которые дети могут случайно зайти, не предназначены для их возраста (распространение насилия, наркотики и т. д.).
Документы, появившиеся с целью развития информационного общества в России
1. Стратегия развития информационного общества. Это политический документ президента РФ. Принят был 7 февраля 2008
2. Концепция долгосрочного социально – экономического развития России на период до 2020 года. Её называют «Концепция-2020». Разработана по поручению Президента РФ в 2006 г.
3. Федеральная целевая программа «Электронная Россия». Была составлена на 2002 – 2010 г. г
4. Национальная инициатива «Наша новая школа». На первый взгляд, документ никак не связан с ДО, но совершенно очевидно, что школьники с неба не падают, их готовит дошкольное учреждение или семья.
5. Федеральный закон №293-ФЗ. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием контрольно – надзорных функций и оптимизацией предоставления гос. услуг в сфере образования».Вступил в силу с 1 января 2011 г.
ЦЕЛЬ внедрения ИКТ в ДОУ - обеспечение развития человеческого капитала путём улучшения качества жизни.
ЗАДАЧИ внедрения ИКТ в ДОУ
1. Обеспечение максимального качества предоставляемых услуг.
2. Облегчение труда работников ДОУ.
ФУНКЦИИ ИКТ В ДОУ
1. Информационная (текстовая, аудиоинформация, изобразительная или визуальная, видеоинформация)
2. Коммуникационная
Открытость ДОУ для родителей
Открытость ДОУ для контролирующих органов
Связь между вышестоящими организациями и ДОУ
Связь с методическими центрами
Связь с родителями
Для межличностного общения
Говоря о коммуникационной функции, нельзя забывать и ТЕЛЕФОН, как один из видов ИКТ.
3. Образовательно – воспитательная. Концепции использования ИКТ в ДОУ для реализации этой функции не существует. Это связано с тем, что нет исследований по проблеме влияния компьютера на организм, эмоционально – психическое состояние и интеллектуально – эстетическое развитие ребёнка. Функция реализуется целому комплексу ИКТ:
- роботизированные игрушки,
- аудио – техника
- экранная техника
- коммуникационная техника
4. Функция подготовки кадров - повышение квалификации, переподготовка персонала с помощью сети интернет.
5. Контрольно – управленческая функция (делопроизводство, почта и сайт ДОУ, оперативный контроль усвоения знаний детьми)
6. Охранная функция (системы видеонаблюдения, слежения, защита персональных данных и т. д.)
Где же ИКТ могут помочь современному педагогу ДОУ в его работе?
1. Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, Интернет; принтер, презентация).
2. Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.
3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.
4. Оформление документации, отчетов. С помощью компьютера можно не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.
5. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.
6. Оформление наглядных консультаций, буклетов, визитных карточек;
7. Оформление анкет и других диагностических бланков для родителей;
8. Оформление «родительских уголков» и информационных стендов;
9. В поисках новых продуктивных форм взаимодействия с семьями воспитанников, так как старые формы контактов с родителями постепенно изживают себя.
Занятия в детском саду имеют свою специфику, они должны быть эмоциональными, с привлечением большого иллюстративного материала. Все это на занятии может обеспечить только компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями. При этом компьютер должен только дополнять воспитателя, а не заменять его.
Применение ИКТ возможно на различных занятиях независимо от темы, формы проведения и их содержания, а так же в разных возрастных группах. С помощью информационных технологий педагог может показать детям процесс в динамике, виртуально побывать в определенной местности. Такая работа активизирует ребят на деятельность, помогает воспитателю дать наиболее близкое представление об изучаемой теме.
Таким образом, использование ИКТ способствует:
1. повышению качества образовательного процесса : педагоги получают возможность профессионального общения в широкой аудитории пользователей сети Интернет, повышается их социальный статус.
1. Использование ЭОР (электронных образовательных ресурсов) в работе с детьми служит повышению познавательной мотивации воспитанников, соответственно наблюдается рост их достижений, ключевых компетентностей.
2. Родители, отмечая интерес детей к ДОУ, станут уважительнее относиться к воспитателям, прислушиваются к их советам, активнее участвовать в групповых проектах. На этом этапе педагогам ДОУ необходимо стать и для ребенка, и для родителей проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных игр и сформировать основы информационной культуры личности ребенка.
В чем же новизна? Изменяются подходы к организации воспитательно-образовательного процесса : решение задач образовательной деятельности происходит через доступные и интересные формы работы.
Между тем при реализации ИКТ в образовательном процессе ДОУ возникает ряд проблем, решение которых является предметом исследования ученых многих стран.
• При внедрении ИКТ как «игрушки» встают следующие вопросы: сколько времени ребенок находится за компьютером, влияние игры на состояние психического и физического здоровья, отказ от коммуникативных отношений, возникновение ранней компьютерной зависимости.
• При внедрении компьютерных технологий обучения в детских садах возникают трудности экономического характера: не хватает средств на техническое оснащение помещений, создание локальной сети внутри учреждения, осуществление необходимой технической поддержки, приобретения лицензионного программного обеспечения и прикладных программных средств.
• Остается актуальной проблема профессиональной компетенции педагогов : необходимо уметь не только пользоваться современной техникой, но и создавать собственные образовательные ресурсы, быть грамотным пользователем сети Интернет.
Все знают как опасно зацикливание ребенка на компьютерной игре. Педагогический коллектив должен знать, что периодическое использование ИКТ, а именно: дозированное педагогом использование развивающих игр способствует развитию у детей волевых качеств, приучает к «полезным» играм. Дети, знакомые с развивающими играми, предпочитают их «стрелялкам» и «бродилкам». Коллективное участие в игре помогает избежать данной зависимости. Интерактивная доска позволяет ребенку как бы увидеть себя со стороны, наблюдать за действиями партнеров по игре. Дети привыкают оценивать ситуацию, не погружаясь полностью в виртуальный мир один на один с компьютером. Учеными отмечается развивающая роль компьютерно - игрового комплекса в детском саду в работе с детьми, начиная с пяти лет.
Как бы мы не относились к проблеме, «информатизация общества» ставит перед педагогами-дошкольниками задачу стать для ребенка проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных игр и сформировать основы информационной культуры личности ребенка». Мы должны придерживаться как раз этой позиции. При грамотном использовании технических средств, при правильной организации образовательного процесса компьютерные программы для дошкольников могут широко использоваться на практике без риска для здоровья детей и быть отличным подспорьем для педагогов.