Алла Волкова
Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам речевого развития детей
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из условий нормального развития ребенка и его дальнейшего успешного обучения в школе является полноценное формирование речи в дошкольном возрасте.
В качестве основного "проводника" в мир речевой культуры — речевого общения и мышления для ребенка выступает взрослый, от которого зависит также организация содержательного детского общения. В общении со взрослым ребенок овладевает речевыми нормами, узнает новые слова и тем самым расширяет свой словарный запас.
Публикация «Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам речевого развития детей» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Между тем, чтобы новые слова не остались в пассиве, необходимо общение детей друг с другом. Желание быть понятым, услышанным и получить ответ делает речь дошкольника в общении со сверстником связной, полной. Их взаимные связи более эмоциональны, что создает условия для разностороннего речевого развития. Поэтому так важно поощрять детское игровое общение.
Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам полноценного речевого развития ребенка — еще одно необходимое условие. С момента прихода дошкольника в детский сад важно убедить родителей в том, что их роль в этом очень велика и все усилия воспитателей без их помощи будут недостаточны, а может, и безрезультатны. Следует донести до родителей, что проблему формирования речи нельзя сводить к обучению грамоте, так как развитие речи — сложный процесс, в котором освоение письменной речи является лишь составной частью.
Многие родители считают, что развитая речь — это умение читать и писать, хотя бы печатными буквами как максимум и умение рассказывать стихотворения как минимум. Они стараются научить этому своего ребенка как можно раньше, не обращая при этом внимания на многие другие стороны его формирования. Давно известно, что навыки чтения и письма не являются показателем развития детей. Овладение грамотой — этап речевого развития дошкольника, подразумевающий серьезную работу.
В нашем ДОУ эта работа начинается обследования состояния речи детей, в процессе которого выявляется уровень речевого развития каждого ребенка и группы в целом. Оно ведется по четырем разделам :
звукопроизношение;
словарь;
грамматический строй речи;
связная речь.
Результаты обследования детей сообщаются родителям в индивидуальной 6eседе.
между педагогами и семьей по дальнейшей работе. Мы объясняем родителям, что их участие в речевом развитии не должно быть разовым, что каждая речевая игра, упражнение, беседа с ребенком — неотъемлемая часть сложного процесса формирования речи.
Как же сделать так, чтобы родители могли воспользоваться методической базой, которой владеют воспитатели? Для этого лучше всего провести с ними беседу, анкетирование, что позволит определить наиболее приемлемые формы взаимодействия воспитателей с семьей.
Учитывая результаты анкетирования, все необходимые рекомендации по речевому развитию детей педагоги нашего детского сада размещают в "уголках для родителей", а именно
- советы по словарной работе с детьми;
- рекомендации по составлению писем как одного из способов подготовки к овладению письменной речью (в рубрике "Сочинять письма учите раньше, чем писать"); заучиванию стихотворений ("Учите стихи играючи");
- игровые дыхательные упражнения, направленные на развитие речевого дыхания;
- пальчиковые игры и упражнения;
- игры, направленные на обогащение словаря, развитие грамматического строя речи;
- листовки с рекомендациями "Как правильно читать книгу детям", "Как проводить беседу по художественному произведению", "Дидактические игры по литературным произведениям", среди которых "Закончи сказку", "Подбери картинку", "Узнай героя";
- информацию о способах игрового речевого общения с ребенком;
- списки необходимой литературы.
Отдельно в "уголке для родителей" отмечаются семьи, активно участвующие в совместной с педагогами работе по развитию речи детей.
Педагоги проводят консультации о театре, играх-драматизациях как важнейших способах разностороннего развития речи, методах игрового речевого общения с ребенком. Мы рекомендуем начинать с простого — разыгрывания сказки с заместителями. Этому родители учатся в процессе игрового тренинга, где они выступают в роли детей, а воспитатель — в роли родителей. Например, разыгрывая сказку "Рукавичка" (в начальном варианте, можно изобразить всех животных разноцветными, отличающимися по размеру кружками, а рукавичку — самым большим кружком. Взрослый рассказывает сказку, а ребенок, действуя с кружками, разыгрывает сюжет.
Задание можно усложнить. Так, с помощью кружков-заместителей взрослый "загадывает" любую сценку из сказки, а ребенок должен угадать ее. Такой вариант допустим, когда дошкольник уже хорошо знаком со сказкой и может отвечать на вопросы по ее содержанию. Следующий этап — предложить самому ребенку показать сценку и одновременно рассказать о ней.
Еще более сложный вариант — с помощью нового кружка-заместителя предложить самостоятельное сочинение новых эпизодов сказки. Если сценки сказки неоднотипны, как в "Репке", "Рукавичке", "досочинить" сказку с неповторяющимися эпизодами (например, "Гуси-лебеди") можно после беседы о логических предметах и действиях. После такого тренинга родителям легче организовать подобную игру с детьми дома.
Далее мы советуем заменять кружки игрушками, изображающими героев. Игра-драматизация с их использованием дает возможность для быстрой смены ролей. Только что ребенок держал в руках игрушечного волка и говорил хриплым "волчьим" голосом и тут же берет колобка и озвучивает его тоненьким голоском. Каждая из игрушек диктует свою манеру поведения, речи, интонации.
После этого возникает игра "за двоих", которая чрезвычайно полезна не только для речевого, но и общего развития ребенка.
При систематичном использовании театрально-игровой деятельности под руководством взрослого можно добиться хороших результатов и подойти к созданию домашнего театра, в котором могут принимать участие все члены семьи и сверстники ребенка. В кукольных спектаклях можно заменить игрушку театральной куклой. Инсценировкой руководит взрослый, а дошкольник воспроизводит знакомые литературные сюжеты, что тренирует его память, совершенствует речь. Поэтому мы рекомендуем родителям наших воспитанников организовывать "домашний" театр.
Посещая семьи детей, особое внимание мы обращаем на наличие книжного уголка со стихами, сказками, рассказами, так необходимыми для всестороннего развития речи ребенка. Красочные определения, яркие, необычные сравнения, которые с помощью взрослого ребенок находит в художественной литературе, помогают ему самому подбирать их в своем рассказе. Мы рекомендуем родителям читать детям «умные» сказки, стихи поэтов-классиков, по возможности приобретать аудиозаписи. Когда ребенок слушает сказки, рассказы в исполнении мастеров художественного слова в сопровождении музыки, усиливается воздействие на его воображение, развивается выразительность речи.
В нашем детском саду мы стараемся сохранять и поддерживать такую традицию, как коллективное чтение в семье, объединяющее всех ее членов, воспитывающее любовь к литературе.
При посещении семей педагоги также дают советы родителям по работе с книгой, использованию иллюстраций, наборов открыток для упражнений детей в пересказе произведений, составлении рассказов по картинкам.
В группах организуется выставка "Моя любимая книга". Ребята приносят из дома свою книгу. При этом каждый должен хорошо знать ее название, автора, жанр, уметь пересказать содержание.
Пересказ знакомых произведений — ступенька к составлению собственных рассказов. Родители по нашему совету записывают эти рассказы или составляют книжки-малышки с иллюстрациями детей, приносят в детский сад, а мы также размещаем их на выставке. Дети обмениваются своими "книжками", берут их на время домой, рассматривают, рассказывают их содержание мамам и папам.
Темы для самостоятельных детских рассказов подсказывают прогулки и экскурсии в лес, парк, зоопарк, цирк, интересные случаи, события, праздники, поездки.
Отличной подготовкой к овладению письменной речью является обучение детей связной устной речи. Но еще больше дошкольник проникает в суть письменной речи, приобщаясь к совместному со старшими сочинению писем далеко живущим родственникам, друзьям, забо-левшему другу. Известный специалист в области детской речи Е. И. Тихеева говорила о пользе сочинения дошкольниками писем как подготовке ребенка к овладению эпистолярным искусством. Кроме того, привлечение к переписке с родными и знакомыми способствует формированию у детей нравственных качеств и чувств, дружелюбия, любви и внимательного отношения к близким, заботливости.
Для повышения компетентности в области эпистолярного жанра в "уголке для родителей" и в личных беседах рекомендуем мамам и папам обращаться к наследию классиков литературы, публикуемым письмам знаменитых людей, а также к художественной литературе, в которой персонажи обмениваются письмами. Например, советуем родителям читать детям рассказ А. П. Чехова "Ванька".
Чтобы сочинение письма было для ребенка увлекательным, нескучным занятием, важно не принуждать его к этому, а вызвать интерес, например, прочитав стихотворения Ю. Тувима "Добрые мои дети", С. Маршака "Почта". Можно также понаблюдать за почтовой машиной, опусканием писем в почтовый ящик, выбрать к празднику красивую открытку.
Если семья получила письмо, необходимо обратить на это внимание ребенка. Ему можно подсказать, что с помощью взрослых он может послать родственнику, другу или даже целой группе детского сада свое письмо.
При составлении письма ребенок будет рассказывать, а взрослый записывать текст под диктовку, помогать вопросами, ненавязчивыми советами. Написанное обязательно прочитывается вслух.
Перед написанием письма советуем рассказать ребенку некоторые правила его составления:
письмо начинается с обращения;
затем сообщается информация о себе;
далее задаются вопросы, высказываются какие-либо пожелания и т. п. ;
в конце письма необходимо попрощаться и написать свое имя.
Чтобы избежать "суховатых" обращений, можно напомнить ребенку, как их называют дедушка и бабушка в письмах. Если ребенок пытается сам написать письмо печатными буквами, советуем предложить ему написать первые слова, а остальное пишет мама. А вот приложить рисунок - уместно и всегда будет приятно адресату.
Результатом такой работы становится создание в группе "собрания детских писем", записанных воспитателем и родителями. В дальнейшем они используются для работы с детьми в группе, а также периодически выставляются для всех родителей как наглядная агитация и призыв работать с детьми в семье.
Для успешного заучивания детьми стихотворений следует использовать сочетание разных видов памяти: слуховую, зрительную, осязательную, двигательную, и эмоциональную. Для этого советуем родителям не использовать многократное повторение текста, а превращать заучивание в веселое обыгрывание содержания стихотворения.
Беседа по содержанию, разыгрывание его разными способами (драматизация, пальчиковая игра, диалоги и т. д., выразительное чтение развивают образную память и помогают быстро запомнить текст. Советуем использовать построчное запоминание в форме игры "Скажи строчку", когда мама и ребенок по очереди произносят по строчке стихотворения, потом меняются порядком строк.
Одной из главных задач формирования речи является развитие речевого дыхания, которое включает в себя выработку длительного и достаточной силы ротового выдоха, умения беззвучно и своевременно добирать воздух в процессе высказывания. Проводя игровые дыхательные упражнения ("Попади в ворота", "Лыжники"; "Чей листок улетит дальше") в детском саду на занятиях и в свободной деятельности, мы рекомендуем родителям продолжать эту работу и в семье.
Для улучшения речевого дыхания предлагаем родителям вместе с детьми произносить на одном выдохе небольшие "чистоговорки", загадки, пословицы, короткие считалки.
Решая задачу по развитию у детей силы голоса, следует не только обращать внимание на то, чтобы ребенок отвечал громко, но и учить его правильно пользоваться одним из элементов интонации: говорить громко, умеренно, тихо в зависимости от содержания текста; уметь контролировать свою речь.
Все эти упражнения проигрываются с семьями в процессе тренингов. Родители выполняют задания, передавая друг другу по кругу какой-нибудь предмет (мяч, карандаш).
Для формирования умения пользоваться вопросительной, восклицательной и утвердительной интонацией играем аналогично но с использованием карточек с изображением восклицательного, вопросительного знаков и точки.
Также упражняем родителей, а они, в свою очередь тренируют потом детей в произнесении одних и тех же, фраз с интонацией испуга, радости, огорчения, просьбы удивления.
Поскольку формирование речи детей тесно связано с развитием мелкой моторики рук, мы включаем родителей Е систематическую работу по тренировке тонких движений пальцев малышей, которую проводят воспитатели. Для этого организуются игровые тренинги для родителей, где они обучаются различным пальчиковым играм и упражнениям для дальнейшего использования их со своими детьми дома ("Строим дом", "Скакалка", "Я — художник", "Корзина", "Колокольчик", "Птичка" и др.). Кроме того, родители приглашаются в группу на занятия, где наблюдают за сов-местными пальчиковыми играми и дыхательными упражнениями воспитателей и детей.
Составлению ярких выразительных рассказов предшествует, безусловно, работа по обогащению словаря ребенка, развитию грамматического строя речи. Учитывая это, мы знакомим родителей с играми и заданиями на закрепление речевых навыков, подбор образных средств языка (например, "Какой? Какая?" (подбор определений, синонимов, "Сравнения"). В данных играх советуем им называть слова по очереди с ребенком, чтобы избежать нередкого замыкания на одной теме (например, называние только овощей). Игра "Почему так назвали?" позволит научить ребенка вдумываться, вслушиваться в слово, объяснять семантику некоторых слов.
Игры на описание самых разных предметов ("Кто больше назовет?", "Что из чего сделано?", "Какого цвета?") можно использовать в качестве подготовки для понимания смысла, заложенного в загадках. В таких играх, как "Кто где живет?", "Кто как голос подает?", родители вовлекают детей в игровой диалог, при этом создается атмосфера общности интересов.
Повышая уровень профессиональности в вопросе развития речи, на тренингах родители сами с удовольствием играют с воспитателями в словесные игры "Волшебная палочка", "Скажи наоборот", тренируются в придумывании загадок. Педагоги обращают их внимание на образность пословиц, советуют побуждать детей использовать их в речи.
На уроке "заочной школы профессиональных родителей" (так мы назвали обучение родителей работе с детьми) отрабатываем игры "Дополни и расшифруй пословицу", "Найди книгу — иллюст-рацию пословицы". Для этого специально организуется выставка сказок "Морозко", "Заюшкина избушка" и др. Воспитатель называет первую часть пословицы и бросает мяч родителю. Родитель возвращает ему мяч, заканчивая пословицу, и объясняет ее смысл. Все родители находят среди книг соответствующую значению пословицы книгу — сказку. В дальнейшем в такие игры родители играют с детьми дома.
Учитывая большую загруженность родителей домашними делами, работой, накопленную к концу дня усталость, мы рекомендуем им"играть с детьми на кухне". Для этого могут использоваться простые пальчиковые упражнения (перебрать крупу, сложить из спичек домик, кружечку и т. п., игры на обогащение словаря ("Какие слова вытащим из супа, компота, плиты?", "Вкусные слова (кислые, сладкие.)", "Чудесный мешочек" (угадывание фруктов и овощей на ощупь с называнием качеств). С целью развития грамматического строя речи предлагаем, например, игру "Сварим варенье" (из яблок — яблочное, "Приготовим сок" (яблочный).
Ремонтируя одежду, предлагают ребенку выложить из пуговиц узор, сделать из них панно на пластилиновой основе. Можно играть на прогулке, а также по дороге в детский сад в игры : "Что я видел?", "Какой он?", "Доскажи словечко", "Упрямые слова".
При взаимодействии с семьей не только распределяются задачи между родителями и воспитателями для достижения единой цели, но подразумевается контроль (или "обратная связь") за этой деятельностью. Осуществляется он ненавязчиво, тактично и опосредованно со стороны воспитателей. Например, о том, как воспользовались родители информацией о необходимости развития мелкой моторики рук, воспитатели могут узнать по поделкам, сделанным дома детьми самостоятельно или с небольшой помощью родителей, из которых организуется выставка "Наши пальчики — язычку помощники".
Практикуются также "домашние задания" (совместно для детей и родителей). Так, мы рекомендуем сделать в семье традиционной игру "Новое словечко", целью которой является расширение словаря ребенка. В выходной день родители "дарят" ребенку новое слово, обязательно объясняя его значение. Затем, нарисовав на листке вместе со взрослым рисунок, объясняющий данное слово, и написав его на другой стороне листа, дети приносят в группу "подаренное дома слово" и знакомят с ним товарищей. Эти "картинки-слова" помещаются в "Шкатулку умных'слов", и время от времени с ними проводятся разнообразные игры.
Другое "домашнее задание" : записать рассказ ребенка о фрукте, овоще и вместе с ним проиллюстрировать его. Из таких принесенных из дома записанных рассказов воспитатели составляют альбомы в форме яблока (рассказы о фруктах, огурца (рассказы об овощах, которые также впоследствии используются в работе.
На родительских собраниях семьи обязательно обмениваются своим опытом по развитию речи детей дома, обсуждают вопросы из копилки-ящика "Задайте вопрос, который вас волнует".
Таким образом, совместно с родителями, стараясь найти разные формы приобщения их к речевому развитию детей, мы шаг за шагом преодолеваем сложный процесс формирования правильной образной речи, который начинается в дошкольные годы и совершенствуется всю жизнь.