Юлия Канищева
Статья «Взаимодействие семьи и детского сада в условиях ФГОС до»
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимодействие семьи и детского сада в условиях ФГОС ДО.
Канищева Ю. В. старший воспитатель
МАДОУ МО г. Краснодар «Детский сад №191»
Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации дошкольников.
Публикация «Статья „Взаимодействие семьи и детского сада в условиях ФГОС ДО“» размещена в разделах
- Детский сад и семья: взаимодействие, партнерство
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Новые задачи, которые встающие перед дошкольным учреждением, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с другими социальными институтами, помогающими ему решать образовательные задачи. На современном этапе детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, с другой — педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями.
Семья и детский сад – два важных института социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие.
Достичь высокого качества в развитии, полностью удовлетворить интересы родителей и детей, создать это единое пространство возможно при систематическом взаимодействии МАДОУ и семьи. Успех в этом нелегком процессе воспитания полноценного человека зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей.
Таким образом, проблема вовлечения родителей в единое пространство в МАДОУ МО г. Краснодар «Детский сад №191» решается в трех направлениях:
1. Работа с коллективом МАДОУ по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями.
2. Повышение педагогической культуры родителей.
3. Вовлечение родителей в деятельность МАДОУ, совместная работа по обмену опытом.
Цель дошкольного учреждения - стремление помочь родителям приобрести уверенность и решительность, увидеть свои возможности и почувствовать ответственность за своих детей.
Основные задачи работы, которые ставит перед собой МАДОУ:
• установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
• привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка;
• оказать семье педагогическую помощь, активизировать и обогащать воспитательные умения родителей
• поддерживать уверенность в собственных педагогических возможностях родителей;
• создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
• объединить усилия для развития и воспитания детей;
• создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса.
Цели и задачи семьи и детского сада совпадают тогда, когда обе стороны желают по окончании дошкольного учреждения получить одинаковый результат: здорового, смышленого, инициативного и морально адекватного ребенка, который сможет успешно продолжить свое образование в школе.
Основные принципы партнерства МАДОУ и семьи :
Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями (создание партнерских, доверительных отношений между родителями и воспитателем)
Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие. Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями.
Индивидуальный подход (в ежедневном контакте воспитателя, когда родители приводят и забирают детей). Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
Динамичность (быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы). Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.
Открытость (посещение родителями дошкольного учреждения для того, чтобы они могли видеть, как и чем занимается их ребенок, что интересного и нового происходит в жизни ребенка и в МАДОУ). Перед дошкольным учреждением и педагогами стоит нелегкая задача: любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями, необходимо тщательно и серьезно готовить, чтобы родители получили положительные эмоции и повлияли на положительный имидж учреждения в целом.
Сотрудничество, а не наставничество. (Сотрудничество - это общение "на равных", где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать). Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
Четыре основных направления работы с родителями, которые наиболее эффективны в МАДОУ в условиях реализации ФГОС ДО.
1. Познавательное направление - направлено на обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста.
Наиболее эффективными стали следующие формы и методы работы с родителями в познавательном направлении:
- общие, групповые собрания, которые проходят в музыкальном или спортивном зале, в игровой форме с участием родителей, детей, специалистов МАДОУ («Здоровьесберегающие технологии в дошкольном учреждении», «Что я знаю о своем ребенке», «Учите говорить детей правильно», «Что вы знаете о ФГОС ДО»);
- консультации и индивидуальные беседы на интересующие темы;
- мастер – классы;
- семинары;
- работа с родительским комитетом группы;
- круглые столы;
- родительские клубы и многие другие формы работы.
2. Информационно-аналитическое направление - направлено на выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня и педагогической грамотности, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. В данном направлении проводится анкетирование, тестирование по разным темам: «Ваша воспитательная система дома», «Какой Вы родитель», «Что Вы ждете от детского сада?», «Особенности воспитания ребенка в семье и в детском саду», «Педагогическая культура родителей», «Психологическая готовность родителей к поступлению ребенка в детский сад», «Бабушка и дедушка в воспитании ребенка».
Из анализа сведений о семьях детей видно, что воспитанники МАДОУ из семей различного социального статуса, имеющие разный уровень образования. Данные сведения использовались при планировании организационно-педагогической работы с родителями для привлечения к активному участию в жизни МАДОУ, для определения перспектив развития детского сада.
3. Наглядно-информационное направление дает возможность познакомить родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяет правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя, дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.
Детский сад начинается с раздевалки, очень важно, чтобы она была уютная и красивая, поэтому наши родительские уголки яркие, привлекательные, в котором размещена различная информация. Помещается на стенде продуктивная деятельность детей (рисунки, поделки, дающая понять, чем занимается ребёнок в детском саду, рекомендации по конкретным играм, по чтению художественной литературы, советы, задания, нормативные документы, сезонные папки-передвижки, приглашения в участии в конкурсах и выставках.
Принимая участие в выставках, родители сами не подозревают, какими способностями и талантами обладают сами: «Летняя панамка», «Дары осени», «Художница Осень», «Новогодняя игрушка», «Новогодняя Фантазия», «Умелые ручки», «Семейные традиции», «Мой папа – солдат», «Моя мама лучше всех».
Форма работы через родительские уголки, нормативные документы, объявления и рекламы, папки-передвижки является традиционной, она необходима для работы с родителями, но часто у педагога нет возможности подойти и побеседовать с родителями на актуальную тему по воспитанию детей. Поэтому, было решено создать личный сайт каждой группы, где родители могут подробно познакомиться с той или иной информацией о жизни группы в любое удобное для них время, о мероприятиях, проводимых в МАДОУ, о режимных моментах. Причем родители могут оставить свои комментарии и задать интересующие вопросы.
4. Досуговое направление - данное направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям:
- увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях;
- апробировать разные подходы;
- приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, педагогами, но и с родительской общественностью в целом.
Главное правило МАДОУ, праздники проводим не для родителей, а с привлечением родителей, чтобы они знали, сколько хлопот и труда вкладывается при подготовке любого торжества.
По данному направлению мы организуем следующие мероприятия: «День Матери», «Туристический поход», «День здоровья», «Правила дорожные, знать каждому положено», «Супер – семья». «Мама, папа, я – спортивная семья», «Мой папа самый лучший».
Организуем встречи детей с творческими семьями : «Встреча с военнослужащим», «Встреча со спортсменом», «Беседа с доктором», «Встреча с сотрудником ГИБДД», «Встреча с сотрудниками пожарной части».
Привлекаем родителей к участию в творческих выставках детских работ, поделок и фотовыставках.
Принимая участие в выставке родители сами не подозревают, какими способностями и талантами обладают сами: «Летняя панамка», «Дары осени», «Художница Осень», «Новогодняя игрушка», «Новогодняя Фантазия», «Умелые ручки», «Семейные традиции», «Мой папа – солдат», «Моя мама лучше всех».
Открытые показы образовательной деятельности с участием родителей дает возможность увидеть своего ребёнка в ситуации, отличной от семьи, где есть возможность сравнивать его поведение и умения с поведением в семье, перенимать у педагога приё мы обучения и воспитательного воздействия: «Мамины помощники», «С мамой не скучно», «Мои друзья», «Мама - слово дорогое», «Воздух вокруг нас». Организуем совместные экскурсии в ботанический сад, в библиотеку, в парк, к памятнику.
Любое участие родителей в жизни МАДОУ всегда должно оцениваться. Родители, как дети – ждут похвалы, поэтому на родительских собраниях, на праздничных мероприятиях педагоги торжественно вручают грамоты и благодарности родителям за активное участие и сотрудничество.
Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения всегда делают нашу жизнь ярче и интереснее, от этого растёт самооценка МАДОУ, педагога, родителя. Появляется удовлетворение от совместно выполненной работы. Взаимодействие родителей и детского сада возникают не сразу. Это длительный процесс, долгий кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования выбранной цели, и постоянный поиск новых путей
сотрудничества с родителями.