Наталия Каширина
Занятие для 3–4 класса «Выжигание по дереву: приборы, приемы, последовательность работы, ТБ при работе с выжигателем»
▼ Скачать + Заказать документы
МБУ ДО ЦДТТ г. Красный Сулин
06.05.2020 Группа№7 3-й год обучения (4а класс)
15.05.2020 Группа№8 3-й год обучения (3а класс)
Задание для дистанционного обучения
Техника выжигания
Тема занятия: приемы выжигания по дереву. Техника безопасности при работе с выжигателем. Последовательность выполнения работы.
Здравствуйте ребята! Сегодня вы познакомитесь с новой для вас техникой – техника выжигания по дереву. Какие бывают виды приборов для выжигания. Приемы перевода рисунка на фанеру.
Публикация «Занятие для 3–4 класса „Выжигание по дереву: приборы, приемы, последовательность работы, ТБ при работе с выжигателем“» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Выжигание по дереву возникло в древности как способ украшательства предметов быта. Позже на основе ремесла возникло искусство пирографии (рисование огнем). Сегодня во многих странах мира популярно как народный промысел и детское творчество. Выжженными композициями украшают мебель, шкатулки, панно, кухонную утварь, элементы интерьера (багеты, арки, ставни, карнизы).
Виды приборов
Изначально для «огненных» рисунков использовали раскаленную кочергу или шпагу, затем специальные фигурные клейма или стержни из металла. Сейчас для более тонких работ существует инструмент «выжигатель». Мастера используют приборы двух видов:
- Трансформаторные с насадками из нихромовой проволоки (с температурной регуляцией);
- Паяльниковые с насадками из латуни (без регулятора температуры).
Профессиональные пирографисты часто дорабатывают инструмент под индивидуальные потребности или изготавливают выжигатель с нуля самостоятельно.
Перевод рисунка
Перед началом работы с пирографом требуется сделать на дереве набросок будущей картинки. Существует около десятка способов перевести контуры с бумажного эскиза: с помощью копировальной бумаги, мягкого простого карандаша, нагретого каллиграфического пера, уайт-спирита, фотоувеличителя, шила, расчерчивания по клеткам. Каждый метод имеет достоинства и недостатки, от затраченного времени до качества полученного изображения и удобства процесса.
Техника безопасности при выжигании:
- Помещение, в котором происходит выжигание, необходимо чаще проветривать.
- Включать электровыжигатель можно только с разрешения учителя.
- При работе нельзя сильно нажимать на перо. В конце линии перо необходимо резко отрывать от рисунка.
- Не следует наклоняться близко к месту выжигания. Берегите руки и одежду от прикосновения раскаленного пера.
- После окончания работы электровыжигатель должен быть отключен от электрической сети.
Порядок работы
1. Расположить электровыжигатель со стороны рабочей руки (обычно правой) и включить в сеть.
2. Установить холст под небольшим наклоном на расстоянии 35 см от глаз.
3. Держать ручку нагревателя как обычный пишущий предмет, опираясь локтем на стол.
4. Поставить точки на эскизных линиях, затем соединить.
5. Оформить сначала внешние контуры, затем внутренние, выполнить тонировку и затенение.
6. Каждые 5-7 минуты нужно отключать электроприбор, давая остыть.
Подготовительные упражнения
Новичкам-пирографистам следует набить руку на черновых дощечках, прежде чем приниматься за сложные композиции. На некоторое время придётся представить себя первоклашкой, который тренирует в прописях палочки и крючки. Понадобится выполнить различные по глубине штрихи, прямые и извилистые контуры, пунктиры и затенения, различные насадки (ножевидные и фигурные наконечники). Для правильного выполнения штриховки можно потренироваться на бумаге карандашом.
Основные приёмы
Для начала нужно освоить простые пироприемы.
Контурная техника подразумевает нанесение точек и небольших штрихов, соединяющихся в сплошной контур.
Силуэтное рисование – очертания объектов производят сплошными движениями.
Простое тонирование – передача свето-тени с помощью штриховок и точек.
Плавные переходы и тени
Для придания картинке выразительности стоит научиться переходам от света к тени. Затенение можно выполнять штрихами и точками различной глубины внутри основного контура. Штриховка выполняется в одном направлении, пунктир – с разной степенью густоты. Большой участок удобно заполнять фигурными наконечниками (треугольники, квадраты и другие элементы). Исходя из законов композиции и перспективы, ближние фигуры должны выглядеть темнее, дальние – светлее. Чёрных объектов должно быть как можно меньше.
Чёрный фон
Пирография бывает контактной и бесконтактной. В первом случае речь идет об использовании выжигателя, второй вариант – рисование потоком пламени из газовой горелки. Направляя огонь на нужные участки деревянного холста, можно создавать чёрный, а при определенной сноровке и другого цвета фон. Благодаря тонировке картина выглядит гораздо профессиональнее и привлекательнее.
Правильная техника
Тонкие линии создают быстрым передвижением пера, толстые – медленным, очень толстые – проведением в несколько слоёв. В конце линии перо следует отрывать быстро, иначе получится жирная точка. Силу нажима регулируют в зависимости от направления древесных волокон: вдоль волокон – меньше, поперёк – больше. Накаленный шрифт можно держать перпендикулярно к поверхности (для получения точек и кривых, или под углом, как при письме ручкой (для ровных прямых). Резкие движения исключены, иначе штрихи будут получаться разной ширины.