Дурнева Елена Анатольевна
Создание условий для формирования способностей к наглядному моделированию в развитии связной речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» выдвигают в качестве основной цели педагогической работы – развитие каждого ребенка. Формирование правильной речи детей является одной из основных задач дошкольного образования.
Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности. Одно из условий для полноценного познавательно-речевого развития детей предусматривает обеспечение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.
Для развития речи дошкольников организовала два центра, стимулирующих речевую активность детей. Это литературный центр (книжный уголок) и центр речевого развития.
Литературные произведения, подбираемые в книжный уголок разнообразны по жанру, тематике и содержанию.
Наполнение речевого центра в нашей группе отражает все направления работы по развитию речи:
- развитие словаря реб нка;
- работа над грамматическим строем речи (обучение различным способам словообразования, формирование грамматически правильной речи);
- развитие связной речи (составление описательных и творческих рассказов, пересказы, описание картин и предметов, работа с загадками, пословицами и поговорками, стихами);
- воспитание звуковой культуры речи (совершенствование речевого дыхания, развитие слухового внимания и фонематического слуха, закрепление в речи чистого звукопроизношения, работа над просодическими компонентами речи).
В центре речевого развития оформлен раздаточный иллюстративный материал «Играем и учимся» Т. С. Третьяковой. Пособия состоят из наглядного материала в виде разрезных картинок. С использованием игровых моментов усвоение даже сложного материала происходит без особого нервного напряжения: ребята с усердием стараются овладеть тем, что способствует успеху игры, незаметно для себя решая ту или иную учебную задачу:
- «Удивительные слова» - на закрепление правильного произнесения и употребления неизменяемых слов, имеющих только множественное число; включение их в состав полного распространенного предложения;
- «Расскажи какие» - на обогащение словарь детей прилагательными (качественными, относительными, притяжательными, знакомство со способами их образования; составления с ними полных, распространенных двусоставных предложений;
- «Слово – предложение – рассказ» - на закрепление умения строить повествовательные, вопросительные распространенные предложения с союзами, составление устных рассказов с опорой на заданные слова; составление рассказа по его началу и концу;
- «Противоположные по смыслу» - на развитие умения подбирать слова – антонимы, выраженные различными частями речи; составление сложных предложений с противоположными союзами;
- «Будь внимательным» - на составление сложных предложений с отрицанием и подчинительными союзами; составление связного рассказа с опорой на картинку; работа над диалогом;
- «Поле чудес» - на решение лексико-грамматических задач: описание предметов, имеющих одинаковые названия, но отличающихся деталями, составление предложений с опорой на заданный зрительный образ;
- «Что изменилось?» - на активное использование простых и сложных предлогов при составлении предложений по картинкам.
Особое место в центре речевого развития занимает материал по мнемотехнике. В своей работе, я использую мнемотехнику для обогащения словарного запаса, обучения пересказу, составления рассказов.
Актуальность мнемотехники обусловлена тем, что у детей преобладает зрительно-образная память. Запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, то на успех рассчитывать не стоит. Мнемотехника помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Приемы мнемотехники в результате работы приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи.
Мнемотехнику начинала осваивать на простых примерах. Для начала я знакомила детей с мнемоквадратами – понятными изображениями, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение. Затем я усложняла задания, демонстрируя мнемодорожки – это уже квадрат из нескольких картинок, по которым можно составить небольшой рассказ «Голубой платок», «Даша – доктор», «Добрый лев», «Вкусный пирог» из пособия Т. А. Ткаченко «Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша». И далее перешла к самой сложной структуре – это мнемотаблицы. Они представляют собой схематическое изображение основных звеньев по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или стихотворение. Первоначально использовала схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов Т. А. Ткаченко. Затем я составляла схемы составления описательных рассказов на тему «Овощи». Потом к этому процессу подключала детей.
С середины учебного года начали осваивать с детьми синквейн. Воспитателем Ильнер Н. К. был изготовлен демонстрационный и раздаточный материал, который способствует самовыражению детей через сочинение собственных нерифмованных стихов, пополнению словарного запаса детей и учит краткому пересказу.
Так же в группе рядом с центром речевого развития организован уголок для театрализованных игр. В нем отведено место для: режиссерских игр с пальчиковым театром, театра бибабо, настольного театра, плоскостного театра, костюмов для игр драматизаций и др. Для разыгрывания сказки или игровой ситуации на плоскости используется фланелеграф. Наглядный, дидактический материал в речевом уголке меняется в соответствие с тематикой недели.
Применение метода наглядного моделирования существенно облегчает процесс овладения детьми навыками связной речи, позволяет успешно преодолевать недостатки в ее развитии. Модель дает возможность успешно развивать у детей все познавательные процессы, оптимизировать процесс перехода от наглядно-действенного мышления к образному, формировать словесно-логическое мышление. Постепенно овладевая всеми видами связного высказывания с помощью моделирования, дети учатся планировать свою речь. Применение метода наглядного моделирования связного высказывания повышает интерес детей к данному виду деятельности и позволяет добиться положительных результатов.