Наталья Божкова
Сказка как средство духовно — нравственного воспитания детей старшей группы компенсирующей направленности
▼ Скачать + Заказать документы
«Первый воспитатель – это народ,
а народные сказки – первые и блестящие попытки
создания народной педагогики»
К. Д. Ушинский.
Всё начинается с детства: первые шаги, первые знания о мире. И от того, как этот мир встретит маленького человека, возможно, зависит вся его дальнейшая судьба.
Трудно представить детство ребёнка без сказок и детских книг. Сказки вступают в жизнь ребенка с самого детства и сопровождают всю его жизнь. Определённо, сказки нельзя назвать развлечением, а также средством от скуки. Ведь сказки - это способ совершенствование для ребенка. Ребёнок неоднократно может просить почитать родителей или воспитателей его любимую книжку, чтобы ещё раз услышать историю про так полюбившихся ему героев сказки. Зачастую ребенок подражает главным персонажам, стараясь быть на них похожим. Ведь каждому ребенку очень хочется быть бесстрашным, крепким и сеющим добро. В сказке всё возможно. Стоит только захотеть. Без сказки у ребенка нет мечтания о той самой волшебной стране, где сбываются все желания. Сказка преподносит шанс ребенку пофантазировать. Кто есть я? Кем я хочу себя видеть? Что бы я сделал, если бы я обладал волшебством? И поэтому дети любят сказки, и в своих фантазиях представляют себя в роли добрых волшебников, великанов, фей, рыцарей т. д. Ведущей задачей взрослого, я считаю, является направить ту самую фантазию ребёнка в нужное положительное русло. Использование сказки помогает возродить духовный опыт нашей культуры и традиции народа. Сказки представляют богатый материал для нравственного воспитания детей. Ведь цель сказки - извлечение урока.
Публикация «Сказка как средство духовно — нравственного воспитания детей старшей группы компенсирующей направленности» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Группы компенсирующей направленности
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Старшая группа
- Темочки
Именно через сказку дети приобщаются с такими понятиями, как «что такое хорошо и что такое плохо», а также первоначальными представлениями о дружбе и предательстве, смелости и трусости, а значит, происходит заложение основ моральных и духовных ценностей. Сказки несут в себе самую первую информацию об отношениях между людьми. Благодаря сказкам у ребенка формируются дар переживать и сострадать, а также радоваться за другого человека.
Несомненно, что духовно-нравственное воспитание невозможно без обдумывания с дошкольником нравственной стороны поступков сказочных персонажей художественных произведений. Поэтому мы твёрдо убеждены, что работу по духовно – нравственному развитию дошкольников необходимо начинать именно с интереса к сказкам. Именно народные сказки сберегли ту общую человеческую мораль, которую, увы, сегодня многие утратили.
Сказки о животных.
Главная задача этих сказок – высмеять плохие черты характера, поступки и вызвать сострадание к слабому, обиженному. Учат детей тому :
как дружба помогает победить зло («Зимовье»);
как добрые и миролюбивые побеждают («Волк и семеро козлят»);
что зло наказуемо («Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка»).
2. Волшебные сказки.
В этих сказках две группы героев : добрые и злые. Обычно добро побеждает зло. Волшебные сказки должны вызвать восхищение добрыми героями и осуждение злодеев. Они выражают уверенность в торжестве добра.
Эти сказки формируют устойчивые нравственные представления
Моральные ценности в волшебных сказках представлены более конкретно, чем в сказках о животных. Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими физическими и моральными качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Для девочек это красная девица (умница, рукодельница., а для мальчиков - добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину). Идеал для ребенка является далекой перспективой, к которой он будет стремиться.
3. Бытовые сказки : Эти сказки помогают духовно-нравственному воспитанию дошкольников, так как они передают народную мудрость.
Несмотря на классификацию сказок, каждая из них несет в себе огромное воспитательное и познавательное значение для ребенка.
Задача педагога – донести до сознания ребенка народную мудрость.
В сказке всегда есть четкая граница: это - Добро, а это - Зло, этот персонаж - плохой, а этот - хороший. И малыш узнает, что Кащей обязательно будет побежден и добро победит. Это упорядочивает сложные чувства ребенка, а благополучный конец позволяет поверить в то, что в будущем и он сделает что-то хорошее.
Сказка не дает прямых наставлений детям («Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения», но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.
Например, сказка «Репка» учит быть дружными, трудолюбивыми; сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить - можно попасть в беду, а уж если так случилось - не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации; сказки «Теремок», «Зимовье зверей» учат дружить. Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка». Страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики», хитрость - в сказках «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев», «Лисичка-сестричка и серый волк» и т. д. Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается («Хаврошечка», «Мороз Иванович», «Царевна-лягушка», мудрость восхваляется («Мужик и медведь», «Как мужик гусей делил», «Лиса и козел», забота о близком поощряется («Бобовое зернышко»).
Самый распространенный метод ознакомления со сказкой – чтение воспитателя, т. е. дословная передача текста. Сказки, которые невелики по объему, рассказываю детям наизусть, при этом достигается наилучший эмоциональный контакт с детьми. При прочтении или рассказывании сказки, мы стараемся фиксировать внимание детей не только на содержание сказки, но и на некоторых особенностях литературного языка, так как многие образные слова и выражения, некоторые эпитеты и сравнения вследствие их редкого использования в современном языке требуют пояснений.
Бережное обращение с книгой в момент чтения является примером для детей.
Следующий метод – рассказывание, т. е. более свободная передача текста. При рассказывании допускаю сокращение текста, перестановку слов, включение пояснений. Главное в передаче рассказчика – выразительно рассказывать, чтобы дети заслушивались.
На одном из занятий целесообразно рассказать детям, как рождались сказки, как они передавались из уст в уста, от старшего к младшему, объяснить, что всеми любимые сказки про колобка, Снегурочку, рассказывали еще давным - давно.
Когда запас сказок, которые дети знают и умеют рассказывать, станет достаточно богатым, можно провести беседу, направленную на то, чтобы ребенок осознал характерные особенности этого жанра. Осознание детьми закономерностей этого жанра позволит перейти к сочинению сказок. Педагог может рассказать, что есть люди, которые хорошо сказывают сказки - сказатели, но и те, кто сами их сочиняют - сказочники. Однако умение придумывать сказки формируется не сразу.
Нужно учить ребенка приемам сочинения: обдумыванию сюжета, образов, завершению сказки.
Во всех сказках есть персонаж, который помогает положительному герою сохранить свои моральные ценности. Чаще всего это мудрый старец. Старец всегда появляется в тот момент, когда герой находится в безнадежном и отчаянном положении, и помогает ему. Старец помогает общаться с животными, и птицами. Он предупреждает об опасностях и снабжает средствами, необходимыми для того, чтобы встретить их во всеоружии. Часто в сказках, старец задает вопросы типа «Кто? Почему? Откуда? Куда?». Старец не только помогает положительному персонажу сохранить свои моральные ценности, но и сам олицетворяет такие моральные качества, как добрая воля и готовность помочь.
Беседы по духовно-нравственному воспитанию играют очень важную роль, так как они помогают освоить нормы и правила нравственного поведения. В процессе беседы воспитатель задает вопросы для обсуждения, ищет то главное, что стимулирует стремление детей думать, высказывать свою точку зрения. Например, такие как «Заболел друг», «Жадный кармашек», «Правда-неправда», «Вежливость», «Доброта» и др. Тем самым побуждают детей проявлять заботу о людях, быть внимательными, чуткими.
Для закрепления знаний полезны такие методы, как дидактические игры на материале знакомых сказок, литературные викторины. В группе имеются такие игры, как “Отгадай мою сказку”, “Один начинает – другой продолжает”, “Откуда я?” (описание героев, «Расскажи по картинке», «Кто за кем», «Раскрась по описанию», «Где мой домик?», «Что за сказка», «Собери из частей», «Мамы и их детеныши», «Из какой это сказки», «Волшебные рукавички», «Найди пару», «Кто я?» и т. д.
Для развития познавательных процессов (мышления, внимания, памяти) использую в развивающих играх сказочный сюжет, одновременно решая вопросы нравственно воспитания.
Мнемотаблицы для пересказа сказок, схемы героев сказки, составленные из элементов игры. Домики для персонажей сказок дети «строят» используя счётные палочки и палочки Кьюзинера, геометрический конструктор, магнитную мозаику,
блоки Дьениша.
Творческие задания использую как в индивидуальной, так и коллективной работе. Дети учатся делать фантастические преобразования реальных моделей с помощью приёмов фантазирования («Сказки наизнанку» - Красная шапочка- злая, волк - добрый)
В ходе изучения каждой сказки последующие занятия посвящены рисованию и придумыванию своих собственных историй. Это необходимая часть: дети учатся у сказки творчеству.
Для организации самостоятельной деятельности детей создана специальная развивающая предметно-пространственная среда : имеется «Центр книги» с красочными сказками, иллюстрированными известными художниками, альбомы для рассматривания; «Уголок уединения» для возможности побыть одному, подумать и отдохнуть; «Центр театра» «В гостях у сказки» с пальчиковым, теневым, настольным, конусным, театром Би-ба-бо, уголком ряженья с элементами костюмов и масками, центр творчества, который содержит все необходимое для подготовки руки к письму, различные предметы для экспериментирования в рисовании, пластилин, иллюстрации из произведений для раскрашивания и другое. Всё это находится в доступном для детей месте.
Нравственные чувства развиваются у детей в процессе взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, но главную роль в этом играет все же семья. Родители самые первые воспитатели ребенка. Задача воспитания у детей духовно- нравственных качеств решается тем успешнее, чем гуманнее сами взрослые, чем добрее и справедливее они относятся к детям поэтому, наше поведение служит для детей наглядным примером. Следующим этапом нашей работы над темой стала совместная работа с родителями. Немаловажная роль в воспитании духовно-нравственной личности является совместная деятельность детей и родителей. Именно родители являются образцом для подражания своих детей, а также носителем духовных ценностей. Общие дела, реализуемые совместно с родителями, должны строиться по принципу, когда семья и детский сад не заменяют, а дополняют друг друга. Так, работая над данной темой, нами была организована тематическая выставка «Мы рисуем сказку». Дети любят рисовать героев любимых сказок, а рисовать вместе с родителями – удовольствие вдвойне. Огромную пользу с духовной точки зрения имеют досуги для дошкольников, которые проводятся совместно с родителями на литературные темы: «В гостях у сказки», «Сказка ложь, да в ней намёк…», что способствует единению родителя и ребёнка. Ко дню матери была проведена праздничная программа «Для любимой мамочки», дети, родители показали для гостей сказку «Вини пух». На праздниках родители не только зрители, но и участники, на лучшее семейное выступление. Совместно с родителями мы пополнили библиотеку группы красочными книгами с русскими народными сказками, которые изготавливали сами родители. Таким образом, работу по развитию у дошкольников духовно-нравственных качеств по средствам сказки проводим совместно с родителями, что благотворно сказывается как на детях, так и на их родителях.
Таким образом мы видим, что:
сказка — источник знаний и размышлений детей на разнообразные темы; материал для бесед, пересказов, игр - драматизаций. Сказка источник обогащения всех сторон речи (связная речь, грамматическое оформление, словарное богатство, образность, выразительность).
- сказка требует переключению внимания на восприятие. Любя сказку, дети стремятся к сотворчеству с автором или народом.
Анализ проведённой работы показал, что систематическая и планомерная работа по развитию духовно-нравственных качеств дала положительные результаты:
- дети знают определённые сказочные сюжеты;
- научились понимать сюжетную линию сказки, выделять проблему, актуализированную в сказке, выражать свои мысли и чувства.
В ходе целенаправленного и системного использования произведений художественной литературы (сказок) у детей заметно возросли положительные эмоции, желание быть в чем-то похожими на полюбившего героя, повысился интерес к слушанию книг, обсуждению прочитанного. Дети стали различать «что такое хорошо и что такое плохо» во взаимоотношениях и поступках людей. Все это является решающим фактором, обеспечивающим нравственное развитие дошкольников. Самым главным показателем результативности нашей работы, считаю: когда от детей, без моей подсказки, звучат слова благодарности, оцениваются положительные и отрицательные поступки, все это дает нам знать о том, что маленькие «ростки» нравственности посеяны в душах детей. Считаю, что выбранное нами направление работы поможет детям в будущем безболезненно адаптироваться в новых для них условиях жизни.
В дальнейшем планирую продолжить работу, с детьми старшего дошкольного возраста использовать более сложные инновационные приёмы при ознакомлении и работе со сказкой.
Уверена, ребенок никогда не будет «трудным», если родители, воспитатели используют сказки в воспитании детей.