Елена Лапшина
Выступление «Рассказывание на темы из личного опыта»
▼ Скачать + Заказать документы
Рассказывание на темы из личного опыта
В обучении дошкольников связной речи значительное место отводится рас-сказыванию на темы из личного опыта. Основой для развития этого вида рассказывания служит повседневная жизнь детей. Темы для своих рассказов они черпают в играх, прогулках, экскурсиях и т. д. Рассказы из опыта доступ-ны и интересны детям, обогащают их речевую деятельность, доставляют радость общения.
Обучая детей рассказыванию на темы из опыта, педагог
Темочки:
- заботится о том, чтобы они излагали свои мысли последовательно, толково, понятно для слушателей, говорили выразительно, не торопясь, достаточно громко;
- учит пользоваться точными словами и словосочетаниями, элементами об-разной речи;
- следит за грамматической и орфоэпической стороной изложения.
В рассказывании из личного опыта педагог упражняет детей не только на занятиях, но и в повседневной жизни, во время индивидуального общения с ними.
Образовательной программой дошкольного образования МАДОУ «Д/с №22», обучение рассказыванию на темы из личного опыта предусмотре-но начиная со средней группы. Однако в этой группе педагог только подготавливает детей к самостоятельному речевому творчеству. В среднем дошкольном возрасте рассказы детей из личного опыта осуществляются через индивидуальное общение, беседы с детьми (индивидуальные и коллективные, например, «Как провели выходные дни», «Что видели по дороге в детский сад»).
Занятия по рассказыванию на темы из личного опыта проводят в стар-шей и подготовительной группах.
Благодаря данному виду рассказывания дошкольники старшей группы учатся:
- рассказывать о событиях, фактах, собственных впечатлениях связно, живо, не отклоняясь от заданной темы;
-правильно отражать в речи воспринятое; рассказывать с достаточной пол-нотой и законченностью;
- указывать место и время описываемых событий;
- пользоваться точными названиями предметов, качеств, действий.
В подготовительной к школе группе у детей в процессе обучения:
- совершенствуются формы монологической речи;
- продолжает развиваться умение связно, подробно и живо рассказывать об играх, прогулках, случаи из жизни;
- четко, ясно излагать свои мысли;
- указывать время и место описываемых событий, пользоваться точными наименованиями предметов, их частей и качеств, действий.
У детей 6-7 лет рассказы должны быть несколько сложнее по структуре и строю, в них много фактического материала. Ребенок чаще сам, без дополни-тельных вопросов поясняет события, о которых рассказывает.
Успех этого вида обучения в значительной степени зависит от того, насколь-ко интересно и разнообразно протекает жизнь детей в детском саду.
Большую роль играет также словарная работа, которую проводит педагог. Содержание ее усложняется от одной возрастной группы к другой. От качества словарной работы зависят стройность речи ребенка, ее живость, отсутствие излишних пауз и заминок. Накопленный словарный запас позволяет старшим дошкольникам уверенно использовать в своей речи нужные слова и словосоче-тания, правильно отражать воспринятое.
В рассказах на темы из личного опыта ребенок учится самостоятельно отби-рать словесный материал, он, по словам Е. И. Тихеевой, «вынужден брать и комбинировать слова и выражения самостоятельно, а не выбирать их из готового рассказа».
Важным вопросом в методике является выбор темы. В старшей группе могут быть рекомендованы следующие темы : «Моя любимая игрушка», «Наши игры с куклами», «На осенней прогулке», «Наши зимние забавы», «Как я помогаю дома», «Про зимнюю одежду», «Про воробьёв», «Про котёнка», «Цветы на нашей клумбе», «О нашем огороде» и т. п.
Одни темы требуют использования коллективного, обще группового опыта («О нашем огороде», «Наши игры с куклами», другие позволяют выразить в рассказах индивидуально накопленный опыт («Как я помогаю дома»).
Темы намечаются педагогом на основе знания того, чем и какими интересами живут дети дома и в детском саду.
В начале учебного года, детям старшей группы, может быть предложена тема «Моя любимая игрушка», так как эта тема очень близка детям, у каждого ребёнка такая игрушка есть.
Рассмотрим структуру образовательной деятельности педагога с детьми на примере этой темы. Важным фактором для успешного выполнения речевого задания является активизация детской памяти. Сначала, в предварительной беседе с детьми, педагог просит вспомнить любимые игрушки и назвать их. Далее воспитатель сообщает тему или подводит детей к теме, а они её форму-лируют. Затем следует образец-рассказ педагога, который помогает детям найти аналогичные случаи из своего опыта и овладеть формой изложения. «Сначала я подробно говорила об игрушке, о том, как она выглядела, чем была интересна. А в конце тоже подробно рассказала об игре с любимой игрушкой». Для лучшего усвоения образца педагог может повторить свой рассказ или предложить кому-либо из детей воспроизвести первую, а за тем и вторую части рассказа. Далее предоставляется время на обдумывание рассказа, затем – выступления детей. Можно заслушать 4 – 6 рассказов. Педагог анализирует рассказ каждого ребёнка. В итоговой части воспитатель подчёр-кивает, что дети учились интересно и подробно рассказывать об игрушках и советует более внимательно рассмотреть их после занятия, чтобы суметь хорошо описать их в следующий раз.
Хочется обратить внимание: педагог слушает выступления – рассказы детей с живым интересом: одобрительно кивает, поддерживает улыбкой, выразительным взглядом – всем своим видом выражает искренность и внима-ние.
Обратимся к ещё одному примеру. На занятии по теме «Наши зимние заба-вы» педагог обращается к группе: «Наступила зима. Везде лежит белый снег. На катках — гладкий скользкий лед. Пришла пора ребячьих зимних забав. Вспомните о своих зимних играх во время прогулок. О них сейчас вы будете рассказывать. Старайтесь говорить весело и интересно».
Затем воспитатель проводит с детьми краткую беседу, выясняя с помощью вопросов, о чем они хотели бы рассказать : «Что ты вспомнил, Сережа? А ты, Алеша, о чем будешь говорить? А какая зимняя забава, Аня, тебе больше всего нравится?» (Все ответы педагог внимательно выслушивает.)
Таким образом, во вводной беседе воспитатель знакомит детей с темой буду-щих рассказов и побуждает вспомнить нужные факты и события из личного опыта. Дети учатся сами отбирать материал для своих выступлений в рамках предложенной темы.
После этого педагог дает указание приготовиться к составлению рассказов.
На такой стадии находится умение составлять рассказы в конце старшей группы детского сада.
Ко времени перехода в подготовительную группу дети накапливают перво-начальный опыт рассказывания на темы, отражающие их игры, наблюдения, прогулки, трудовые дела, взаимоотношения в коллективе. В подготовительной к школе группе продолжается формирование данного навыка. Усложняется тематика, она отражает разнообразные наблюдения детей, их игры, прогулки, участие в доступных, интересных трудовых делах и т. д. Детям 6 – 7 лет могут быть предложены темы «Как мы отдыхали летом», «Мои любимые цветы», «Наши новые игрушки», «Интересная прогулка», «Наш парк летом и осенью», «Как мы заботимся о малышах», «Хороший поступок твоего товарища», «Как мы веселились у новогодней ёлки», «О поездке за город», «О наших построй-ках из строительного материала», «Как мы играем с мячом».
Усложняется структура занятия. В этой группе педагог может предлагать детям составлять рассказ на тему по заранее намеченному плану или привле-кать детей к совместному продумыванию плана (сам он заранее при подготовке полностью намечает и разрабатывает план). Это повышает активность и самостоятельность дошкольников. Также к анализу и оценке рассказа ребёнка можно привлекать всю группу, дети в данном возрасте уже могут высказывать несложные суждения.
Навыки, которые формируются в данной деятельности педагога с детьми, в дальнейшем реализуются в следующем: общение детей между собой становится более содержательным, дети придумывают сценки для своих концертов, сюжеты своих рассказов они могут превращать в игры. От занятия к занятию дети проявляют все большие активность и инициативу. Учитывая это обстоя-тельство, целесообразно побуждать детей к более самостоятельному отбору фактов для своих выступлений.
Какие же методические приёмы используются при обучении данному виду рассказывания?
Методические приемы:
1. Вопросы на данную тему, предваряющие рассказ.
2. Образец рассказа педагога :
- тема рассказа и его содержание должны быть близки детскому опыту;
- четкость построения, отсутствие лишней детализации;
- динамичность действий, яркие описания;
- язык должен быть приближен к разговорному (эмоционален, лишен сухо-сти). Из личных впечатлений педагог отбирает те, которые должны быть близки детям, полезны в воспитательном отношении.
3. Вопросы в виде плана: 2-4 вопроса. У ребенка, отвечая на них, получается рассказ.
4. Выясняющие вопросы к рассказчику. В конце беседы педагог с помощью вопросов выясняет, как дети усвоили данную тему, и после этого предлагает обдумать это с начала и до конца. Выясняющие вопросы предлагаются роб-ким, застенчивым детям, помогая им начать или предлагать свой вариант рассказа.
5. Указания могут быть тоже в виде вопросов, по установлению последова-тельности, по четкости повествования.
Таким образом, в подготовительной к школе группе продуктивно осуществ-ляется обучение рассказыванию на материале накопленного детьми опыта, которое входит в общую систему занятий по развитию связной речи.
Используемая литература
1. Короткова Э. П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. – М., Просвещение, 1982
2. Федоренко Л. П. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М., Просвещение, 1977
3. https://www.detskiysad.ru/