Ирина Кан
Аналитическая справка о результате личного участия педагога в создании развивающей предметно-пространственной среды в группе
▼ Скачать + Заказать документы
Аналитическая справка о результате личного участия педагога в создании развивающей предметно-пространственной среды в группе
Воспитатель: Кан И. Д. Санкт-Петербург.
Организация предметно-пространственной среды в группе
Публикация «Аналитическая справка о результате личного участия педагога в создании развивающей предметно-пространственной среды в группе» размещена в разделах
- Анализ предметно-пространственной среды РППС
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Правильно организованная предметная среда предполагает единство материального и духовного мира ребёнка. Каждый объект предметного мира не только содержит в себе определённую информацию, но и побуждает детей к выражению своих эмоций. Предметно-развивающая среда, созданная воспитателем включает в себя объекты живой природы (комнатные растения, оформление зон деятельности (игровая, столовая, спальная).
Учёт возрастных особенностей при создании развивающей среды для детей 5-6 лет
Игровую деятельность детей среднего дошкольного возраста отличают ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. Игровые действия начинают выполняться не ради их самих, а ради смысла игры. Воспитатель побуждает детей к планированию, то есть к созданию элементарного замысла, который будет воплощён в игре; учит детей описывать сюжетные события, называть круг действующих лиц в игре, раскрывать их взаимодействие. В этом возрасте важно накапливатьу детей опыт совместной со сверстниками деятельности, а также развивать познавательную деятельность и поддерживать попытки творчески отражать впечатления в продуктивных видах деятельности. Вследствие этого предметно-пространственная среда, созданная организуется по принципу небольших полузамкнутых микро-пространств, позволяющих избежать скучности детей.
Двигательная сфера ребёнка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики, развиваются координация движений и ловкость. Игры, пособия, мебель следует размещать так, чтобы не мешать свободному перемещению детей, не создавать столкновения путей передвижения.
Данный возраст характеризуется тем, что у дошкольников появляется широкий интерес к языку, речи. Поэтому группе имеются технические средства.
В группе создан уголок познания, мотивирующий детей к познавательной активности.
Воспитатель создаёт творческую предметно – пространственную развивающую среду, которая вариативно используется детьми: лёгкие переносные ширмы, полифункциональные атрибуты, необходимые для ролевых игр, удобные ящики для мелкого игрового материала, столики и диваны, модульная мебель.
Воспитатель использует методы как прямого, так и косвенного воздействия, стараясь дать детям больше самостоятельности.
Содержание предметно-пространственной развивающей среды
Обстановка в старшей группе создана таким образом, чтобы предоставить ребёнку самостоятельно делать выбор. Помещение разделено на несколько центров, в каждом из которых содержится достаточное количество материалов для исследования и игры. В группе имеются такие центры как: искусства, конструирования, кулинарии, драматизации, литературы, естествознания (природы, бытовая зона, игровая зона.
Работа воспитателя начинается с утреннего приёма детей в группу. Приём детей осуществляется в раздевалке группы, где находятся индивидуальные шкафчики для детей. Здесь же расположен информационный уголок для родителей, куда помещается необходимая информация по детскому саду, группе, консультации и советы родителям; доска для детского творчества. В раздевалке группы помещён уголок физического развития, целью которого является развитие двигательной активности и физических качеств детей. Предметное наполнение уголка применяется в подвижных играх (в группе и на улице, индивидуальной двигательной деятельности, в свободной деятельности детей.
Учебная зона. Столы для занятий размещены в соответствии с нормами СанПиНа. Доска находится на уровне глаз детей. В учебной зоне размещены: центр творчества, центр конструирования, мини-библиотека, уголок сенсомоторного развития, уголок музыкального развития. Такое размещение связано с тем, что расположенные рядом столы и стулья позволяют использовать эти «функциональные помещения» как на занятиях, так и в свободной деятельности, в индивидуальной работе с детьми.
Центр искусства и творчества стимулирует детей к реализации творческих способностей, даёт детям возможность получить удовольствие от знакомства с новыми материалами, обогащать их тактильные ощущения. Целью центра творчества является формирование творческого потенциала детей, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности. В этом центре дети обычно проводят много времени, рисуя, создавая поделки из пластилина, вырезая из бумаги и т. д.
Мини-библиотека представляет собой столик с полочками для книг и иллюстраций к сказкам, произведениям. Мини-библиотека размещена рядом с центром творчества, чтобы дети могли рассматривать книги и здесь же рисовать к ним иллюстрации. Все книги и иллюстрации обновляются 1 – 2 раза в месяц. Новые книги выставляются в соответствии с программой по чтению.
В центе конструирования дети могут создавать как фантастические, так и реалистические сооружения. Занимаясь строительством, дети осваивают очень многие вещи. Оно помогает развивать математические способности, приобретать социальные навыки, дает опыт решения проблем.
Центр кулинарии предоставляет детям возможность исследовать свойства некоторых материалов, опробовать новые блюда, ознакомится с новыми математическими понятиями. Кулинария даёт детям живой жизненный опыт.
В центре драматизации имеются костюмы и предметы, которые дают детям желание разыграть сценки из реальной жизни. Это помогает им лучше разобраться в том, что происходит вокруг, и лучше понять свою роль в мире.
Уголок естествознания (природы) расположен непосредственно у окна. Цель: обогащение представлений детей о многообразии природного мира, воспитание любви и бережного отношения к природе, приобщение детей к уходу за растениями, формирование начал экологической культуры. В уголке природы размещены краеведческие материалы.
В бытовой зоне располагается уголок дежурства. Цель: формирование умения выполнять обязанности дежурных, воспитывать положительное отношение к труду, самостоятельность. Чтобы дети могли самостоятельно определять дежурных, мы создали картотеку с предметными картинками, которые каждый день выставляем в специальные рамки.
Игровая зона позволяет создавать условия для творческой деятельности детей, развития фантазии, формирования игровых умений, реализации игровых замыслов, воспитания дружеских взаимоотношений между детьми. В центре игровой зоны на полу находится ковёр – место сбора всех детей. Игровая зона оснащена уголками и атрибутами для сюжетно – ролевых игр, подобранных с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, куклами, машинами, игрушечными дикими и домашними животными.
В обстановку группы, кроме предметов, предназначенных для детей данной возрастной группы, включаются некоторые игры и атрибуты, ориентированные на детей постарше. Так называемая «зона ближайшего развития».
Предметно-развивающая среда, созданная воспитателем обеспечивает
реализацию потребностей детей в активной и разноплановой деятельности.
Воспитатель большое внимание уделяет работе с родителями (законными представителями) воспитанников. Совместная деятельность воспитателя, детей и родителей ориентирует на успех, на радость достижения целей.