Нина Клопова
Выступление из опыта работы «Эмоциональное благополучие детей в группе»
▼ Скачать + Заказать документы
"РЕБЕНОК ВСЕГДА ПРАВ. НЕПРАВЫМ МОЖЕТ БЫТЬ ТОЛЬКО ВЗРОСЛЫЙ, ЧЬЯ ПРОГРАММА РЕБЕНКУ НЕ ИНТЕРЕСНА"
И. Сеченов.
Дошкольное детство - это период когда закладываются основы физического, психического развития и здоровье будущего человека. Одним из центральных положений Концепции дошкольного воспитания является обеспечение эмоционального благополучия ребенка в дошкольном образовательном учреждении, которое является показателем эффективной работы детского сада и составляет основу психологического здоровья дошкольника.
Публикация «Выступление из опыта работы „Эмоциональное благополучие детей в группе“» размещена в разделах
Эмоциональное благополучие предусматривает удовлетворение потребности в общении, установление доброжелательных взаимоотношений в семье, между детьми и педагогами, создание благоприятного микроклимата в группах, создание благоприятных условий для пребывания детей в детском саду.
Интерес к проблеме психологического, в том числе и эмоционального благополучия, вызван тем, что с каждым годом появляется все больше детей с отклонениями в эмоциональной сфере. Кроме того, сокращается число здоровых детей. Увеличивается и число отклонений, приобретенных в раннем детстве в физическом и умственном развитии.
Эмоции - это своеобразный калейдоскоп впечатлений и переживаний, с помощью которых, ребенок взаимодействует с окружающим миром, одновременно познавая его. У ребенка в возрасте 3-7 лет происходят качественные изменения в сфере эмоций, преобразуются взгляды на мир и отношения с окружающими. Старшие дошкольники со временем начинают осознавать и контролировать свои чувства. С развитием эмоциональной сферы качественно меняется сам внутренний мир ребенка, который для достижения гармонии чувств и ощущений, а также для полноценной реализации личности в жизни должен быть ярким, комфортным и позитивным. Эмоциональная сфера при этом сама по себе стать совершенной не может. Ее необходимо внимательно изучать и бережно развивать.
В наши дни уместно вспомнить феномен,засушенного сердца", открытый Л. С. Выготским. Под этим термином понимается черствость, обыденность или даже полное отсутствие чувств во взаимоотношениях людей. Например, подолгу находясь у телевизора или у компьютера, мальчики и девочки стали меньше взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. Поэтому дети и становятся более эгоистичными, эмоционально изолированными и менее отзывчивыми к чувствам других. Родителям нередко бывают слишком заняты, чтобы тратить время на "детские" проблемы. Между тем ростки негативных чувств и эмоций могут принести самые нежелательные плоды.
Для маленького человека нет ничего важнее эмоционального благополучия - без него не сложится нормальная личность ребенка. Поэтому одной из главных задач взрослых, принимающих участие в развитии и воспитании ребенка, является обеспечение ребенку состояния эмоционального благополучия. Жизнь в нашей группе организована таким образом, что дети имеют возможность играть, заниматься, укреплять физическое и психическое здоровье. Созданы все условия для эмоционального благополучия детей.
Большое внимание уделяется развитию эмоционально - личностной сферы. Знакомство с базовыми эмоциями осуществляется, как в ходе всего воспитательно - образовательного процесса, так и на занятиях, где дети переживают эмоциональное состояние, знакомясь с опытом сверстников, с литературой, изобразительным искусством, отражающими эмоции и чувства.
Ценность таких занятий состоит в том, что у детей расширяется круг осознанных эмоций, что они начинают лучше понимать себя и других.
С помощью сюжетно - ролевых, подвижных игр, игровых упражнений, техники выразительных движений, мимики мы способствуем развитию эмоциональной сферы детей. Важнейшим для ребенка фактором, влияющим на его эмоциональное состояние является окружающая его среда. Создавая развивающую среду мы учитывали такой фактор, как эмоциональное благополучия ребенка. Это должно быть такое место, куда малыш идет с радостью и удовольствием. В группе созданы следующие уголки развития детей : в уголке художественного творчества большое разнообразие трафаретов, раскрасок, карандашей, красок, пластилина. Также находятся цветная бумага, клей для творчества. В уголке развития речи находятся дидактические игры и игры - упражнения, которые способствуют развитию навыков общения у дошкольников. В уголке экспериментирования дети играют с песком, водой, красками. Все это необходимо для проведения элементарных опытов, экспериментов, которые так любят дети. Театрализованный уголок имеет немаловажное значение в эмоциональном развитии ребенка. Дети, принимая участие в театрализованной деятельности, знакомятся с социальным миром. Участие ребенка в драматизации, в инсценировках помогает ему раскрыться эмоционально, увлекают его, вызывают радость. В уголке конструирования собраны разнообразные виды конструкторов. Все уголки оборудованы таким образом, что ребенок в любое время может взять необходимые материалы и заниматься самостоятельной деятельностью. В уголке природы подобраны растения согласно возрасту детей. Обобщать результаты своих наблюдений за объектами природы дети учатся по календаре природы. У ребенка, который только начинает понимать окружающий мир, изменения в природе вызывает огромный интерес. В группе создан экран настроения. Каждое утро дети, приходя в группу, прикрепляют свою картинку на ту эмоцию, которая соответствует их настроению.
На развитие эмоциональной сферы дошкольников позитивно влияют предметы, принесенные из дома: игрушки, фотографии или другие вещи, напоминающие о доме. Это по-настоящему приближает обстановку детского сада к семейной. Формирование "умных"эмоций, коррекция недостатков эмоциональной сферы должны рассматриваться в качестве одной из наиболее важных, приоритетных задач воспитания. У ребенка, обделенного заботой и вниманием, нет второй возможности для нормального роста и здорового развития, поэтому проблеме охраны детства на всех уровнях нужно уделять первостепенное внимание.
Таким образом, эмоциональное благополучие формируется под влиянием воспитания, развития и обучения, в ходе приобретения индивидуального жизненного опыта.
В дошкольном возрасте эмоциональное благополучия обеспечивает высокую самооценку, сформированный самоконтроль, эмоциональный самоконтроль, эмоциональный комфорт в семье и вне семьи.
Эмоциональное благополучия для ребенка, все равно, что для ростка свет, тепло, влага, удобрение, почва и т. д.
Чтобы нормально расти, ребенку нужна любовь, уверенность в своих силах, в своей значимости и ценности для нас взрослых.