Людмила Долгова
Выступление на городском методическом совете «Выработка норм русского правописания» (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Выработка норм русского правописания : приемы и способы работы с орфограммой
Что является основным показателем качества знаний по русскому языку? Это знает не только учитель, но и ученики, которым я всегда говорю: "Главное, чтобы вы грамотно писали и говорили". Владение орфографически грамотным письмом, в частности, всегда была одной из актуальных задач методики обучения орфографии, а для учителя - серьезной проблемой. Проблема в сложности русского правописания, которая неизбежно ведет к тому, что основные усилия и учителя, и ученика направлены на отработку орфографических умений.
Публикация «Выступление на городском методическом совете „Выработка норм русского правописания“ (из опыта работы)» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Права ребенка. Консультации для родителей
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Темочки
Какими принципами формирования прочных навыков руководствуюсь я? Во-первых, преемственность. Успешность работы по обучению орфографии зависит от того, насколько хорошо налажено взаимодействие между начальным и средним звеном обучения. Прежде всего выясняю фактическое состояние орфографической подготовки учащихся, пришедших в 5 класс путем серьезной диагностики: тестирование, творческие задания, в прошлом году добавились задания на проверку и устной речи в связи с планируемой устной частью ГИА. Срезовые работы, диктанты, проводимые в начале учебного года, позволяют представить точную картину сформированных знаний и умений учащихся. Поэтому очень важно тщательно спланировать повторение материала начальной школы по орфографии: повторение групп орфограмм, затем отработка отдельных правил, трудных для младших школьников, наконец, комплексное закрепление всех орфограмм, изученных в начальной школе, - вот методический путь, котрый я избираю для совершенствования орфографических навыков учащихся в период обучения в первом полугодии 5-го класса.
Во-вторых, при изучении особенно непроверяемых написаний активизирую зрительную память и внимание учащихся. Согласно наблюдениям психологов, результаты часто улучшаются благодаря установке на запоминание. Но в период адаптации очень сложно сконцентрировать внимание учащихся, а запас зрительной памяти еще невелик. Поэтому я использую следующий способ обучения: 5-7 слов проецирую на доску, читаю, четко проговаривая каждый звук. В течение минуты ребята запоминают слова. Важно объяснить им, что написать нужно правильно с первого раза, главное внимательно послушать учителя, прочитать самим и постараться запомнить. А для этого:
1)проговорить негромко вслух по одному слову по слогам, потом закрыть глаза и представить слово написанным, затем открыть глаза и проверить себя;
2) проговорить слово по слогам про себя;
3) проговорить слово по слогам соседу по парте.
Этап работы над непроверяемыми написаниями должен складываться из нескольких строго обязятельных элементов: зрительное и слуховое восприятие слова, запоминание с опорой на главный тип памяти, запись слов под диктовку, самоконтроль.
В-третьих, прогнозирование, предупреждение ошибок. Важно, чтобы ребенок сразу писал слово верно. Хорошим помощником в этом является прием четкого или орфографического проговаривания слова с последующей диктовкой слова для себя. В своей работе по обучению грамотному письму я опираюсь и на такой прием, как списывание готового текста. Правда, этот вид работы активно используется только в начальной школе, но, как показывает практика, и в среднем звене списывание помогает формировать зрительную и механическую память. Единственное, что этот прием я использую только для индивидуальной работы, советую родителям, которых волнует безграмотность их ребенка. Объем текстов для списывания должен быть достаточно большим, иначе работа теряет всякий смысл, такие тексты-упражнения часто беру в учебнике, когда дается задание, например, выписать слова или слвосочетания по каким-то признакам, или тексты для изложения, или свободного диктанта, прием орфографического проговаривания обязателен. Для учащихся, у которых нет особенных проблем с орфографией, задание упражнения остается, для остальных - только одна задача: правильно, без единой ошибки, списать текст. Такое списывание вместе с проверкой занимает, как правило, 25 - 30 минут, но поскольку у учащихся вырабатывается орфографическая зоркость, время это скоро сокращается. Задание для списывания даю часто, следует непременно убедить ребят в том, что подобная работа только первое время нудная, зато эффективная, и обязательно нужно выполнять последовательность: вначале диктуем себе и записываем по одному слову, затем словосочетания, затем предложения за предложениями, если они невелеки по объему. Это даст возможность увеличить время удерживания в памяти зрительных образов слов, что благотворно скажется и на зрительной памяти и на скорости письма.
Важный этап работы - проверка списанного, ее я возлагаю на самих учащихся, т. е. организую взаимопроверку. Значение такого подхода очевидно: проверяя работу своего тоыарища по тексту, ученик продолжает развивать свою зоркость и грамотность. Далее следует оценивание с более строгими нормами, что определчется принципиальной важностью недопущения учениками ошибок при списывании. Эффективным приемом для выработки орфографической зоркости являются предупредительные и объяснительные диктанты, состоящие из тех слов, в которых ребята часто допускают ошибки, из слов с трудным написанием, слов-исключений и т. д. Максимальная польза от проведения таких диктантов может быть получена при соблюдении двух условий:
1) учащиеся сдают работы, не проверяя предварительно их (это воспитывает в них сосредоточенность и уверенность,
2) неудовлетворительные оценки за такой диктант я сразу не ставлю. это служит приглашению к сотрудничеству и обеспечивает дифференцированный подход к учащимся.
Распределительный диктант - в процессе диктовки выбираются слова с офограммой, которую необходимо вначале услышать, затем записать по заданию. Такой вид работы позволяет повторить орфограмму несколько раз. Работу можно усложнить : основное задание на закрепление или проверку, например, синтаксическое.
Закрепляя два навыка: уже сформировавшийся - орфографический и новый - грамматический, формирую третий: умение видеть язык - систему, единый организм, все части которого взаимосвязаны.
5 класс. Обобщение темы "Виды словосочетаний"
8 класс. "Виды подчинительной связи в словосочетаниях"
Во время диктанта для лучшего осмысления материала слабым ученикам хорошо дать карточки с текстом диктанта с "закрытой" орфограммой или с "открытой", но расположить слова в алфавитном порядке, так задача усложняется и находится в зоне их ближайшего развития. Ученики сдают работы без проверки. Я ошибки не исправляю, а только указываю их количество; оценку выставляю тогда, когда ученик сам исправит и объяснит свои ошибки.
Сосредоточив внимание учащихся на грамматическом задании, я получаю реальную картину уровня нрамотности учащихся. После таких работ упражнения, предусматривающие усвоение праописание слов, выполняются более осмысленно, навык приобретает устойчивый характер, а значит развивается орфографическая зоркость, механическая память и лингвистическое мышление. В старших классах сильным учащимся даю задание составить текст диктантов. Они получаются интереснее, гораздо сложнее по насыщеннсти орфограммами, часто с долей юмора, что разряжает обстановку на уроке.
Мы часто наблюдаем такую ситуацию: ученик знает правило, а в слове делает ошибку, потому что не видит в нем выученного правила. Одна из главных причин низкой грамотности - в нацеленности обучения на знание правила, а не на их применение. Опыт работы показывает, что знание правила и умение применять это правило в практической деятельности - далеко не одно и то же. Следовательно, центр тяжести должен быть перемещен с заучивания правил наизусть в плоскость их усвоения и применения. Если уж и давать задание выучить наизусть, то только потому и для того, чтобы развивать правильную, логически выстроенную устную речь. Поэтому считаю важнейшим этапом в процессе освоения учащимися нормами русского правописания - обучение умению видеть в слове "опасное место", т. е. орфограмму и, выполнив определенные действия, применить правила для правильного написания слова. Чтобы ученик применил нужное правило, быстро и правильно решил учебную задачу, очень важно научить его осознанно находить то место в слове, где создается ситуация выбора написания, т. е. видеть опознавательные признаки орфограммы. Часто ученик видит свою задачу только в том, чтобы объяснить уже написанное слово (это тоже полезная, но узкая процедура). Моя задача состоит в том, чтобы научить ребенка в процессе письма, готовясь к написанию, заметить опознавательные признаки (в учебнике по русскому языку для 6 класса под редакцией М. Т. Барановой есть таблица с опознавательными признаками, но она не полная, и мы с коллегами доработали ее и раздали учащимся) и включиться в поиск решения орфографической задачи, а на следующем этапе автоматически перевести это слово в письменное обозначение на уровне навыка.
Из этого вытекает важный методологический вывод : не умаляя роли работы по орфографии на основе текста (включая задания с пропущенными буквами, очень важны. особенно на этапах закрепления и повторения виды работ, приближающие занятия к естественным условиям речевой деятельности: это различные виды диктантов, ситуативные упражнения, творческие работы, в том числе и касающиеся удивительного в нашем родном языке.
Начиная работу над орфограммой, очень впажно соблюдать последовательность перехода от этапа к этапу, особенно на начальной стадии работы (в 5 классе, чтобы ребята почувствовали и поняли ее системность. Для этого я придерживаюсь следующего алгоритма:
1. Знакомство с орфограммой, вывод орфографического правила. Желательно, чтобы учащиеся сами находили закономерности в написании. Для этого в учебнике даются подходящие задания, которые помогают учащимся самостоятельно сделать вывод о правописании, сформулировать правило.
2. Демонстрация орфограммы на собстенных примерах, которые записыаются на доске. Здесь необходимо следить за четким проговариванием слов и научным объяснением, почему в слове пишется буква, а не другая. Например, на доске пишу:
прикасаешься, касательная - в корне пишем А, т. к. после корня стоит суффикс А;
коснешься, прикосновение - пишем О, так как после корня нет суффикса А.
Обязательно обращаю на графическое обозначение орфограммы.
3. Кодирование правила. Этот этап работы нравится ребятам, потому что позволяет проявлять творческую фантазию, находчивость. Пятиклассники любят играть, а кодирование правила (составление схемы) можно легко превратить в игру. Даю задание: составьте краткую запись правила, в которой можно использовать условные знаки и сокращения. В результате получается такая запись: КАС --- А, КОС --- нет А.
4. Выбор примеров на изучаемую орфограмму из слов с омонимичными корнями, приставками и т. д. На данном этапе учащиеся понимают, что необходимо учитывать значение морфемы. Например, задание: выписать только слова на изучаемую орфограмму, устно и графически объяснить написанное, потом объяснить, почему не подходят другие слова.
Коснулся, костер, косой, касса, касание, косичка, коса
5. Работа с сигнальными карточками. Это эффективная работа сразными сигнальными карточками, которые используются при коллективном выполнении задания: карточки-буквы, карточки-морфемы, карточки разного цвета, формы и т. д.
6. Словарный диктант для первичного закрепления.
7. Выборочный, предупредительный, объяснительный диктант. И в итоге контрольный диктант. Результаты контрольного диктанта будут положительными, если последовательно, от этапа к этапу, применять данный алгоритм. Иногда при быстром усвоении правила или в сильном классе можно опустить тот или иной промежуточный пункт, все зависит от степени трудности изучаемого материала и подготовки класса.
Основными наглядными формами, которые я использую, без сомнения, являются схемы, таблицы. По моим наблюдениям, развитию у учащихсяподлинной грамотности помогают нетрадиционные формы, задания, эталонные в речевом отношении тексты для анализа и доступная детям форма подачи материал. К тому же, когда "сухой" учебный материал подается такими достаточно разработанными образными моделями обучения, как алгоритм, таблица, схема, рисунок (иногда шуточный, правила становятся не просто доступными, но и интересными для детей с разными видами мышления и способностями. Например, хорошо запоминается ребятам орфограмма "Е - И в падежных окончаниях имен существительных" в такой таблице
На этапе обобщения несколько правил "Ё - Е - О после шипящих" очень удобна сводная таблица
Модель обучения орфографии, построенная нпо принципу опоры на алгоритмы орфографических действий, весьма эффективна в условиях, когда нужно обобщить пройденный материал, привести его в систему. Работа с алгоритмом состоит из нескольких этапов:
1. Знакомство с алгоритмом, порядком его применения и образцами рассуждения. Главное - убедить ученика набраться терпения и ничего не пропускать, приучиться к последовательности действий, которое позже перейдет в механическое применение правила. Так, например, ребята делали ошибки в правописании НЕ- с существительными, хотя применяли правило, данное в учебнике, до тех пор, пока не стали выполнять требуемую последовательность действий при написании слова по следующему алгоритму:
1) употребляется слово без НЕ-?
нет - пишу слитно
да - выполняю второй шаг
2) есть ли противопоставление с союзом А?
да - пишу раздельно
нет - выполняю третий шаг
3) есть ли синоним или близкое по значению слово без НЕ-?
да - пишу слитно
нет - пишу раздельно.
2. Овладение алгоритмом. Работа салгоритмом будет успешной только в том случае, если при этом установлен контроль со стороны учителя за умственными действиями ученика, если эти действия фиксируются, отмечаются (проговариваются с использованием образца применения). Точная информация о причинах ошибок дает возможность своевременно их устранить и переключить ученика именно на то, что является слабым местом в цепи логических рассуждений. Хотя такая работа и занимает много врнмени, но она оправдывает себя, т. к. даже самые слабые ребята быстро запоминают ход рассуждения.
3. Закрепление. Этот этап связан с постоянной диагностикой успешности усвоения алгоритма. Одной из эффектифных форм диагностики является тест, характеризующийся быстротой процедуры выполнения, самостоятельностью работы и проверкой сразу же после выполнения, используя самопроверку или взаимопроверку по контрольной карточке. При взаимопроверке можно использовать принцип "сильный - слабый", когда сильный ученик объясняет ошибки, еще раз проговаривая алгоритм действия. Дифференцированный подход при обучении является принципиальным элементом при формировании устойчивых навыков грамотного письма. Конечная цель закрепления и контроля - подвести учащихся к использованию сокращенного алгоритма без комментария вслух, удерживая в памяти логическую цепочку рассуждения.
Эти формы работы довольно эффективны для учащихся с логическим типом мышления. Краткое, четкое логическое описание порядка применения правила дает возможность этой группе ребят работать с наиболее с большей пользой. Для детей с наглядно-образным восприятием мира модели сложны или просто неприемлемы, хотя, как утверждают психологи, образно-чувственное мышление является мощным средством познания. Так, использованиерисунков, как альтернативу алгоритму и схеме, помогаем мне включить в активную учебную деятельностьдетей с наглядно-образным типом мышления. Рисунки, многие делаем с учениками, используемые в практике обучения, обычно иллюстрируют сложные для понимания понятия: обобщающее слово, главное и зависимое слово в словосочетании, многозначность, омонимия и т. д. Иллюстрация помогает осознать также морфемное строение слова и строение предложения.
В работе над орфографическими правилами учитываю реальные возможности учащихсяПосле изучения темы на систематизацию и обобщение изученного, как правило, отводится 2 - 3 урока. Материал первого урока подбираю таким образом, чтобы в него были включены примеры на все изученные в теме правила. Во второй половине урока предлагаю учащимся поработать с цветовой таблицей : обозначить орфограммы по уровню трудности, начиная с самой трудной, цветными кружочками, начиная с самого темного. В результате у каждого ребенка получается своя таблица, которые анализирую и планирую следующий урок с учетом проделанной аналитической работы.
Владение грамотным письмом рассматривается сегодня как показатель речевого развития школьников, поэтому работа по развитию речи, как письменной, так и устной, в процессе изучения орфографических тем также является актуальной методической задачей обучения. таким образом, развитие орфографической грамотности возможно только в результате целенаправленного, согласованного развития речевой деятельности. Эта тема на сегодняшний день, особенно с нововведениями в области ГИА по русскому языку, становится более актуальной.