Татьяна Редькина
Выступление на тему «Создание условий для развития творческих способностей у дошкольников в изодеятельности по ФГОС»
▼ Скачать + Заказать документы
Развивающая предметно-пространственная среда - это комплекс материальных, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни обучающихся в дошкольном учреждении. Она должна служить интересам и потребностям обучающихся, а ее оборудование и материалы - их развитию.
Уголок изобразительной деятельности можно рассматривать как своеобразный художественно-творческий комплекс, который включает взаимодействие искусств и разных видов художественной деятельности, активизирующих самостоятельную деятельность дошкольников.
Публикация «Выступление на тему „Создание условий для развития творческих способностей у дошкольников в изодеятельности по ФГОС“» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Целью уголка изобразительной деятельности является формирование творческого потенциала обучающихся, развитие интереса к изодеятельности, формирование эстетического восприятия, воображения, творческих способностей, самостоятельности и активности.
Организация развивающей предметно-пространственной среды по развитию изобразительной деятельности в соответствии с федеральным образовательным стандартом дошкольного образования отвечает следующим требованиям.
Насыщенность
Развивающая среда по организации изобразительной деятельности имеет разнообразие материалов, оборудования и инвентаря. В соответствии с данным требованием я ежегодно пополняю уголок изодеятельности необходимым материалом согласно возрастным возможностям обучающихся. Это позволяет обеспечивать творческую активность всех дошкольников, их эмоциональное благополучие, эстетическое развитие и возможность самовыражения. Поскольку приоритетным направлением моей работы является рисование нетрадиционными техниками, я активно наполняю развивающую предметно-пространственную среду разнообразным материалом:
- штампами,
- печатками из ластика, пробок, поролона, пенопласта,
- восковыми карандашами и свечами,
- коктейльными трубочками и нитками для кляксографии,
- полосками бумаги,
- различными трафаретами и другим.
Стараясь реализовать принцип индивидуализации, я внесла «планшеты» с индивидуальными заданиями для упражнения конкретных обучающихся в той или иной технике рисования. А также в группе имеется «экран» достижений дошкольников «Кто сегодня молодец!», где отмечаю успехи в разных видах деятельности, в том числе и в изобразительной. Учитывая гендерное воспитание дошкольников, оформила папки для детских работ по цвету (синие – для мальчиков, красные - для девочек) и индивидуальной меткой. Кроме того, созданы индивидуальные коллекции изобразительных материалов. Например, коллекция штампов Петровой Василисы, коллекция фигурных дыроколов Сокольской Юли.
В соответствии с современными требованиями в группу приобретена интерактивная доска.
Трансформируемость пространства
Предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации. Все элементы комплекса по изобразительной деятельности могут преобразовываться самыми разными способами. Группа по желанию обучающихся может быть преобразована в «выставочный зал», «галерею», «мастерскую» и т. д. Помимо этого реализуя принцип индивидуализации, я периодически оформляю авторские выставки дошкольников.
Полифункциональность материалов
Возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды. Например, наличие в группе полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов (природного, бросового материала)
Вариативность среды
Наличие различных пространств для реализации изобразительной деятельности. Периодическая сменяемость, обновление предметно-пространственной среды, ее эстетическое и интеллектуальное насыщение с учетом специфики восприятия обучающегося, позволяет решать задачи развития творческой активности дошкольников. Выполняя данное требование, я выкладываю изобразительный материал постепенно в соответствии с реализуемыми задачами.
Также хочется отметить интеграцию изобразительной деятельности с другими образовательными областями. Например, в уголке по физическому развитию имеются альбомы с детскими рисунками по видам спорта. Продукты детской деятельности присутствуют в игровом уголке («тетрадки», «учебники», «парты» и т. п.). В уголке ОБЖ – знаки дорожного движения, машины, здания. В уголке речевого развития – оформлены рисунки по прочитанным произведениям и другое.
Доступность среды
Я стараюсь организовать предметно-пространственную среду так, чтобы материалы и оборудование, необходимые дошкольникам для осуществления любой деятельности, были либо в поле зрения обучающегося, либо доступны, чтобы он мог их взять, не обращаясь за помощью к взрослому. Тем самым, я даю возможность дежурным по занятиям выполнять самостоятельно свои обязанности. Вместе с тем очень важно приучать обучающихся все материалы убирать на место: во-первых, потому, что порядок во всем обеспечивает уют и красоту, радует глаз, создает хорошее настроение, а во-вторых, потому, что они могут понадобиться для занятий сверстникам или этому же дошкольнику. Расходные материалы должны быть эстетичными, целыми, чистыми.
Безопасность
С целью обеспечения безопасности дошкольников, я храню острые и режущие предметы (стеки, ножницы) в специально отведенных коробках и шкафах. Высота столов и стульев соответствует росту обучающихся и они размещены так, что свет падает с левой стороны. Рабочие поверхности столов имеют матовое покрытие светлого тона. И даже в этом случае я реализую принцип индивидуализации – дошкольники с глазными патологиями размещены согласно рекомендациям врача.