Светлана Шевалдова
Выступление «Понятие взаимодействия ДОУ с семьей в психолого-педагогической литературе»
▼ Скачать + Заказать документы
Роль семьи в обществе несравнима по своей силе c другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность ребенка, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации в обществе. Связь с семьей человек ощущает на протяжении всей своей жизни. И именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрывается внутренний мир и индивидуальные качества личности.
Публикация «Выступление „Понятие взаимодействия ДОУ с семьей в психолого-педагогической литературе“» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Работа психолога в ДОУ
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Проведенные исследования (А. И. Захаров, Р. Ж. Мухамедрахимов) доказывают, что новый тип общения, взаимодействие детского сада и семьи, использование новых форм работы является решающим условием обновления системы дошкольных учреждений. Необходимо осуществлять постоянное взаимодействие с родителями; и не только в виде психолого-педагогической помощи конкретным семьям, но и активного вовлечения родителей в жизнь детского сада, участие их в развивающей образовательной работе с детьми.
Сотрудничество - это общение на «равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Педагогическое осмысление понятие "П. в. " получило в работахВ. И. Загвязинского, Л. А. Левшина, Х. Й. Лийметса и др. П. в. сложнейший процесс, состоящий из мн. компонентов - дидактических, воспитательных и социально-педагогических взаимодействий.
Взаимодействие - представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.
В работах Е. П. Арнаутовой, А. С. Жичкиной, С. Мусиенко, Т. Н. Дороновой первым и решающим условием положительного направления взаимодействия выделяются доверительные отношения между воспитателями, педагогами и родителями. Необходима диалогичность в общении между педагогами детского сада и родителями.
Опубликованная в1989году «Концепция дошкольного воспитания» положила начало реформе дошкольного образования. В ней было зафиксировано, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга.
Следствием такой организации педагогического взаимодействия станет активное участие родителей в воспитании не только своего ребенка, но и группы в целом. Педагоги и родители как партнеры должны дополнять друг друга. Отношения партнерства предполагают равенство сторон, взаимную доброжелательность и уважение. Взаимодействие детского сада и семьи в едином воспитательном процессе базируется на общих основаниях, они осуществляют в воспитании одни и те же функции: информационную, собственно воспитательную, контролирующую и др. «Родители – не ученики, а партнеры по общению, и все, что мы даем им, должно быть интересно и полезно».
В основе новой философии взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.
Т. А. Данилиной изучался вопрос о том, какого рода помощь хотели бы получить родители и воспитатели друг от друга. Оказалось, что воспитателям от родителей требуется помощь организационного характера, ещё они хотели бы использовать личные качества родителей, имеющие прямое отношение к осуществлению взаимодействия, такие, как ответственность, обязательность, активность в отношении решения проблем детского сада.
Помощь, которую желали бы получить родители от воспитателей, заключается в консультировании по проблемам развития и обучения ребенка, а так же в подготовке детей к школе, но часть родителей, отвечая на этот вопрос, указывали, что помощи, которую они получают, вполне достаточно. Родители в большинстве своем, жалуются на то, что не могут получить конкретных советов по поводу развития ребенка, но в тоже время значительно выше оценивают роль детского сада по сравнению с семьей в таких сферах, как общение со сверстниками и подготовка детей к школе.
Однако в настоящее время семья, жизнедеятельность которой определяется закономерностями развития общества, переживает противоречивое и сложное состояние:
Во многом утрачены традиции российского семейного воспитания и его нравственные ценности.
Изменился статус семьи как воспитательного института. Сокращается количество благополучных по составу и по степени воспитательного влияния семей. Растет отчуждение, непонимание родителей детей.
Изменилось качество самой семьи. Разрушены нравственные представления о браке и семье. Утрачено понятие ответственности за сохранение брака. В среднем по России ежегодно распадается 53% семей. Увеличивается процент детей, растущих в неполных семьях, либо в семьях, где один из родителей родным не является. Тенденция снижения рождаемости, непопулярность отцовства и материнства создают негативный социально-психологический фон в семье.
Серьезной проблемой является отчуждение семьи от образовательных учреждений, педагогов от семьи. Причины этого кроются в усилении недоверия родителей к школе и дошкольным учреждениям, в неадекватном отношении к педагогам, в неудовлетворенности качеством образования, в отсутствии необходимой психолого-педагогической культуры родителей.
Об установлении партнерских отношений между детским садом и семьей говорят авторы Е. П. Арнаутова, В. П. Дуброва,В. М. Иванова,О. Л. Звереваидр. Они выделяют следующие аспекты проблемы: определение целей и значения воспитания родителей, разработка содержания работы по воспитанию родителей, определение форм и видов связей детского сада с семьей.
Формы взаимодействия педагогов с родителями – это способы организации их совместной деятельности и общения. Чтобы ответить на этот вопрос “Что такое взаимодействие педагога с родителями”, мы обратились к словарю русского языка С. Ожегова, где значение слова “взаимодействие” объясняется как взаимная связь двух явлений, взаимная поддержка.
Основная цель всех форм взаимодействия установление доверительных отношении между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
Существуют традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия педагога с родителями дошкольников, суть которых — обогатить их педагогическими знаниями. Традиционные формы подразделяются на коллективные и индивидуальные.
К коллективным формам относятся родительские собрания, конференции, «Круглые столы» и др.
Среди индивидуальных форм, педагогическая беседа с родителями, одна из наиболее доступных для установления связи с семьей.
Во всех ДОУ при работе с родителями используют наглядно-информационные методы. Они знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую помощь семье. К ним относятся записи на магнитофон бесед с детьми, видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий; фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки.
В настоящее время особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями. Под нетрадиционными формами подразумевается использование элементов развлечений, игровое моделирование, совместные с родителями практикумы, проективную деятельность и т. д., связанные основной целью - установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду, повышение у родителей «педагогической концепции» и «педагогической рефлексии».
В настоящее время помимо поиска новых форм педагогического просвещения меняется и его содержание.
Часто в ДОУ проводятся мероприятия по принципу развлекательных программ - КВН, «Педагогическое поле чудес» и др. Несмотря на их многообразие для таких форм характерно создание непринужденной обстановки. Но, как показала практика, педагогическое содержание часто отходит на второй план и работа с родителями сводится лишь к совместному проведению досуга. Важно строить общение с родителями, чередуя традиционные и нетрадиционные формы.
Кротовой Т. В. разработана классификация нетрадиционных форм. Автор относит к ним информационно-аналитические («почтовый ящик», досуговые (совместные досуги, праздники, познавательные (семинары-практикумы, устные педагогические журналы, наглядно-информационные (дни открытых дверей, информационные проспекты для родителей).
В литературе говорится о методическом аспекте работы, т. е. о проведении с воспитателями специальных деловых игр, которые помогут перейти им от традиционных к более открытым формам сотрудничества с родителями на основе партнёрства (Е. П. Арнаутова, В. М. Иванова).
Дифференцированный подход при организации работы с родителями необходимое звено в системе мер, направленных на повышение их педагогических знаний и умений.
Дифференцированный подход в работе по повышению педагогической культуры общения - это система целенаправленных воздействий на выделенные по сходным показателям группы отцов и матерей с целью повышения эффективности их деятельности по семейному и общественному воспитанию.
Для осуществления дифференцированного подхода воспитателям детского сада и родителям необходимо соблюдение как общепедагогических, так и специфических условий, таковыми являются:
Взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогом и родителями;
Соблюдение такта, чуткости, отзывчивости по отношению к родителям;
Учет своеобразия условий жизни каждой семьи, возраста родителей, условия подготовленности в вопросах воспитания;
Сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией работы со всеми родителями группы;
Взаимосвязь разных форм работы с родителями;
Одновременное влияние на родителей и детей;
Обеспечение в работе с родителями определенной последовательной системы.
При такой дифференциации специфичными являются не только содержание общения, но и методы передачи их определенной категории родителей. Дифференциация родителей в детском саду проводится на основе тестирования, анкетирования по определённой программе изучения семьи :
Структура семьи (сколько человек, возраст, образование, профессия, психологический климат семьи (межличностные отношения, стиль общения). Для этого необходимо проведение индивидуальных консультаций с родителями дошкольников, использование различных методик «Анализ семейного воспитания / Эйдемиле, Юстицкий/, рисуночные методики «Моя семья», «Мой дом» и т. п.)
Стиль и фон семейной жизни: какие впечатления преобладают-положительные или отрицательные; причины семейных конфликтов и отрицательных переживаний родителей и детей.
Социальный статус матери, отца в семье, степень участия в воспитательном процессе, желание воспитывать ребенка.
Воспитательный климат семьи, наличие или отсутствие домашней педагогической системы (осознание целей, задач, методов воспитания, участие матери, отца в педагогической деятельности семьи (конструктивной, организованной, коммуникативной).
После изучения семей составляется «социальный паспорт» с целью корректировки педагогического воздействия.
Изучение семьи воспитанника позволяет педагогу ближе познакомиться с ним, понять стиль жизни семьи, её уклад, традиции, духовные ценности, воспитательные возможности, взаимоотношения ребенка с родителями. Но следует помнить, что изучение семьи дело деликатное, тонкое, требующее от педагога проявления уважения ко всем членам семьи, искренности, желания оказать помощь в воспитании детей.
В зависимости от различий в семейном воспитании, в структуре общения, необходимо применение разнообразных форм работы. Работа с родителями должна проводиться активно, применяется не в общем, а сточки зрения ее действенности по отношению к каждой категории родителей.
Так же можно дифференцировать работу, разделив родителей на две большие группы: так называемые гармоничные семь и (талантливые, активные семьи; семьи благополучные в психолого-педагогическом отношении) и проблемные семьи (требующие длительной помощи кризисные семьи; семьи группы риска).
В. П. Дуброва, Е. А. Милашевич выделяют виды связей детского сада и семьи, направленные на их взаимодействие :
Это связи, которые направлены на то, что бы оптимизировать влияние семьи на ребенка через повышение педагогической культуры родителей, оказание им помощи. Это реализуется в таких формах работы как родительские собрания, консультации, лекторий.
Это включение родителей в воспитательно-образовательный процесс детского сада. Формула взаимодействия «Семья-детский сад». Родители оказывают помощь детскому саду, налаживают работу кружков, проведение экскурсий и т. д.
Связи - координационные, которые возникают, когда родители и педагоги становятся партнерами и совместно реализуют свои специфические возможности в воспитании детей.
Педагоги – исследователи отмечают, что именно партнерские взаимоотношения между родителями и детским садом рассматриваются отечественным и педагогами как наиболее способствующие возникновению положительных результатов в воспитании дошкольников.
Дуброва В. П. предлагает следующие этапы сотрудничества с родителями:
На 1 этапе продумывается содержание и формы работы с родителями, проводятся опросы родителей с целью изучения их потребностей. Родителям предлагается ответить на вопросы анкеты. Результаты опроса являются основанием для планирования работы с родителями.
На 2 этапе устанавливаются между воспитателями и родителями доброжелательные межличностные отношения с установкой на будущее деловое сотрудничество. Необходимо заинтересовать родителей той работой, которую будут проводить с ними педагоги детского сада.
На 3 этапе формировать у родителей более полный образ своего ребенка и правильного его воспитания посредством сообщения им знания о ребенке, например, особенности общения ребенка со сверстниками, отношение ребенка к труду в семье. Это поможет родителям убедиться в профессиональной компетентности воспитателя.
На 4 этапе ознакомление воспитателей с проблемами семьи. На этом этапе активная роль принадлежит родителям. Они рассказывают о положительных чертах ребенка, о трудностях, тревогах, об отрицательном поведении детей и взрослых. Воспитателям нужно поддерживать партнерские отношения с родителями. На этом этапе так же проводятся опросы родителей с целью изучения отдельных проблем семейного воспитания.
На 5 этапе совместное исследование и формирование личности ребенка Здесь планируется конкретное содержание работы с родителями, выбираются формы сотрудничества (отдельно для каждой возрастной группы, учитываются возможности и индивидуальные особенности каждого воспитателя).
Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы показал, что признание приоритета семейного воспитания требует иных отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».
Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Главное — донести до родителей знания.
Существуют традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия педагога с родителями дошкольников.
Основная цель всех форм взаимодействия установление доверительных отношении между сотрудниками ДОУ и семьями воспитанников, объединение их в одну команду и т. д.
Традиционные формы работы с родителями в основном направлены на предоставление информации родителям о жизни и работе детского учреждения.
Смысл, назначение нетрадиционных форм в том, что у родителей появляется возможность увидеть своего ребенка в условиях, отличных от домашних, заинтересовать родителей проблемами воспитания своего ребенка, они способствуют пересмотру родителями своих методов и приемов воспитания, сформировать у них уважительное отношение к труду воспитателей, приобщить к жизни детского сада.
Принимая активное участие в совместных мероприятиях, родители меняют свое отношение к детскому саду. Они стараются помочь в организации мероприятий, создается доверительная домашняя обстановка, и что не менее важно родители сближаются со своим ребенком, начинают лучше его понимать.
Задача педагогов – заинтересовать родителей, предлагая им как традиционные, так и новые формы взаимодействия.