Юлия Васева
Вопросы ознакомления с историей и культурой родного города в современной психолого-педагогической литературе
▼ Скачать + Заказать документы
Ознакомление с историческим и культурным наследием родного края подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач дошкольных образовательных учреждений, ведь дошкольный возраст - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. [9; 88].
Культура является средой развития и воспитания ребенка. «Человек, — подчеркивал И. А. Ильин, — родится в лоне своей семьи и своего народа; он — их детище; они дают ему первоначальное строение его тела, души и духа; стряхнуть все это с себя не в его власти». Освоение культуры — длительный и сложный процесс, но вхождение человека в культуру начинается в самом раннем детстве через родной язык, материнский фольклор, художественный и образный мир традиционной культуры, ее ценности и нормы [1;12]. Интеграция ребенка в национальное культурное пространство — не только важнейшее условие его полноценного развития, но и залог жизненной силы и душевного здоровья.
Публикация «Вопросы ознакомления с историей и культурой родного города в современной психолого-педагогической литературе» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2017
В качестве ядра ценностного отношения к окружающему И. Я. Лернер называет эмоции. Эмоции - индикатор личностного отношения, условие перехода на собственно-личностный, субъектный уровень развития. Эффективность этого процесса зависит от оценки взрослого, самооценки старшего дошкольника, преобразующей когнитивное содержание в аффективное. Поэтому приоритетной в становлении ценностного отношения дошкольников к истории и культуре родного города становится работа педагога с эмоциями детей. А. Ю. Тихонова раскрывая суть и принципы трансформации когнитивного содержания в эмоциональное, отмечает: «Чтобы проблема была решена, человеку необходимо понять свое отношение к этому, т. е. то, какие чувства возникают у него по этому поводу» [26; 63].
Для решения поставленной задачи целесообразно обратиться к музейной педагогике. Ее роль в становление эмоционально-ценностного отношения старших дошкольников к истории и культуре родного города, на наш взгляд, недооценивается [9; 92]. Потенциал музея, его педагогические возможности в развитии у детей ценностного отношения к истории и культуре родного города чрезвычайно высоки, поскольку [35; 38] :
музей позволяет познакомить детей с подлинными ценностями, накопленными предшествующими поколениями горожан, не имеющими аналогов в культуре других регионов;
музей предоставляет уникальную возможность расширения границ культурного краеведческого пространства, демонстрирует жизнь человеческого общества, показывает ее в развитии, что важно в формировании исторического сознания ребенка;
в музее прямо или опосредованно совершается внутренний акт самоопределения, соотнесение взглядов, опыта ребенка с нормами других эпох и культур, что становится толчком к созданию им самого себя, саморазвитию и самовоспитанию.
Развитию ценностного отношения детей к истории и культуре родного города способствует музейно-педагогическая технология [19; 37]. Исходя из понимания педагогической технологии как организационно-методического инструментария педагогического процесса, музейно-педагогическую технологию мы рассматриваем как алгоритм действий, направленных на реализацию системы средств и методов культурно-исторического содержания, представленного в музейных материалах [1; 18].
Развивающий потенциал музейно-педагогической технологии помогает педагогу сделать образовательный процесс становления ценностного отношения детей к историко-культурному наследию родного города системным, продуманным, позволяет достичь предвосхищаемого результата [19; 12].
К основным условиям реализации музейно-педагогической технологии в процессе приобщения детей к историко-культурным ценностям родного города нами отнесены :
наличие программ приобщения детей к истории и культуре родного города, в основе которых лежат общечеловеческие ценности и личностные смыслы (доброта, истина, достоинство, трудолюбие, сочувствие, интересы) людей, живших и живущих в родном городе, их взаимоотношения, модели поведения и деятельности [21; 38];
разработка диагностики особенностей ценностных ориентаций детей старшего дошкольного возраста, их отношения к музеям города, углубляющим краеведческое познание. Диагностика особенностей ценностных ориентаций детей старшего дошкольного возраста, их отношения к музеям города как хранителям историко-культурного наследия связана с определением детских эмоций и отношений к музейным ценностям, а также наличием желания освоить музейные материалы как продукты творческой деятельности человека [1; 14];
установление стиля сотворчества и сотрудничества между воспитателями, научными сотрудниками музеев, родителями; организация музейно-ориентированной среды в дошкольных учреждениях, активность в присвоении ценностных ориентаций, средств самовыражения [16; 88].
Путь решения проблемы развития интереса у дошкольников к истории родного города – это создание системы в работе, объединив краеведческий, фольклорный, культурологический, исторический и литературный материалы [1; 14].
Работая по данной теме, можно использовать разнообразные формы работы по ознакомлению с родным городом [34].
Проведение экскурсий, сотрудничество с музеями и библиотеками, проведение занятий и бесед по ознакомлению с историей и культурой родного города.
Целевые прогулки по городу, к некоторым историческим местам и памятникам архитектуры (совместно с родителями).
Организация выставки детских работ «С чего начинается Родина?»; фотовыставки «Исторические места родного города».
Создание предметной среды, группового уголка «История родного города» [19; 27].
Игры: дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные, игры-викторины «Знаешь ли ты свой город?», «Узнай, где я нахожусь?», «Путешествие по родному городу», «Букет красивых слов.
Художественно-изобразительная деятельность (Лепка из глины и роспись по мотивам дымковской игрушки; рисование «Герб города», «Флаг города», «Что больше всего запомнилось на экскурсии?»).
Чтение книг о родном городе; заучивание стихотворений о своей малой Родине; прослушивание песен о родном городе [9; 34].
Организация работы с родителями (Проведение родительского собрания по воспитанию нравственно-патриотических чувств у детей; привлечение родителей к участию в оформлении выставок фотографий исторических мест; помощь в проведении экскурсий и целевых прогулок; проведение открытого занятия с участием родителей).
Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине, месту, где родился человек. В связи с этим огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного края.