Елена Вершинина
Понятие о досуговой деятельности в методической литературе
▼ Скачать + Заказать документы
Досуг представляет собой часть свободного времени человека, которая тратится на отдых или на развитие личности, это важная часть жизни и показатель индивидуальной образованности, как отдельного человека, так и общества в целом.
Выделяют разные формы досуга. Такие формы досуга как самодеятельное объединение по интересам, массовые праздники - благоприятная сфера для осознания себя, своих качеств, достоинств и недостатков в сравнении с другими людьми.
Согласно А. Стрельцову, можно выделить следующие части досуга :
активный отдых;
потребление культурных ценностей;
самообразование;
Публикация «Понятие о досуговой деятельности в методической литературе» размещена в разделах
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Литературные сценарии
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2017
культурно-творческие занятия;
игровая деятельность;
досуговое общение;
пассивный отдых;
Отдых является самым простым видом досуга. Он представляет собой действия, направленные на восстановление сил. Выделяют активный и пассивный отдых.
Пассивный отдых, хотя является неотъемлемым элементом жизни человека, служит для снятия утомления и восстановления сил, нельзя в полной мере назвать позитивным досугом.
В то же время, такой отдых является подготовительной ступенью к более сложным и творческим видам досуговой деятельности.
Для активного отдыха характерно воспроизведение сил человека с превышением исходного уровня. Кроме того, во время активного отдыха задействуются те мышцы, психические функции и процессы, которые не нашли применения в труде. Активные движения, общение, быстрая смена эмоциональных воздействий в процессе активного отдыха приносят человеку не только физическое, но и моральное удовлетворение. Однако, в отличие от пассивного отдыха, для активного отдыха необходимо некоторое количество свежих сил. К активным видам отдыха можно относить физкультуру, спорт, физические и психические упражнения, туризм, игры.
Следующим видом досуговой деятельности являются развлечения. Это такие виды деятельности, благодаря которым человек может улучшить настроение, отдохнуть от повседневных забот.
Развлечения отличаются от отдыха тем, что в процессе развлечений происходит восстановление психического, а не физического состояния, снятие психологического переутомления, расслабление. Для развлечения требуется создание некоторой эмоциональной нагрузки. Следовательно, развлечения требуют особой эмоциональной нагрузки.
К третьему виду можно отнести познавательную деятельность. Это чтение серьёзной литературы, посещение концертов, спектаклей, выставок, музеев, научных лекций и т. д.
Отличие данного уровня досуга от предыдущего заключается в направленности усилий человека на расширение кругозора, развитие умственных способностей, культурное просвещение. Этот вид досуга отличает систематичность.
Еще одним видом досуговой деятельности является творчество. Этот способ досуга рассчитан на создание, а не потребление культурных ценностей, и в этом его основное отличие от предыдущего уровня. Он приносит наивысший уровень удовлетворения и наиболее эффективен с точки зрения духовного самосовершенствования.
Проблема организации досуга ребенка-дошкольника является крайне важной как для становления личности, индивидуализации интересов, развития общих и специальных способностей, так и для успешной социализации. При этом, организуя структуру свободного времени ребенка, родители реализуют свои педагогические установки и ценности. Досуг дошкольников может включать в себя игровую деятельность, сюжетно ролевые игры, игры с правилами и др. Большое влияние могут оказывать спортивные походы. В настоящее время так же есть возможность посещения различных спортивных и развлекательно-спортивных сооружений, учреждений: катки и ролледромы, бассейны, фитнес-центры, центры скалолазания, батутные центры, верёвочные парки и многое другое.
Семейный досуг имеет самостоятельную педагогическую ценность, т. к. оказывает воспитательное и развивающее воздействие на все динамично развивающие стороны жизнедеятельности ребенка - поддерживание физических и духовных сил ребенка, укрепление здоровья, пропаганда здорового образа жизни и др.
В процессе досуговой деятельности под влиянием взрослого у ребенка формируются представления (знания) о здоровом образе жизни, о мерах профилактики, о ценности здоровья собственного и окружающих.
Среди основных досуговых мероприятий, направленных на формирование у старших дошкольников представлений о здоровом образе жизни можно выделить следующие:
- просмотр мультфильмов («Мойдодыр», «Про бегемота, который боялся прививок» и др.)
- Беседы о здоровом образе жизни (в непринужденной обстановке и форме. Например: «От простой воды и мыла у микробов тают силы», «Путешествие за витаминами», «Чистота здоровье нашей кожи»).
- Прослушивание сказок и рассказов о здоровом образе жизни («Федорино горе», «Сказка про здоровье» и др.)
- Различного рода гимнастики: дыхательная, для глаз, пальчиковая и др.
- Игры (д/игры «Мы закаляемся», «Витаминное лото», «Азбука настроения»).
- Праздники («Мама, папа, я - спортивная семья», «Движение – это жизнь», «Что такое здоровье и как его преумножить»).
Таким образом, можно определить и организовать различные виды досуговой деятельности детей. Главное, чтобы мероприятия не навредили, а принесли определенную пользу не только ребенку, но и его родителям, педагогам.
Методические рекомендации по формированию представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста в досуговой деятельности
В качестве рекомендаций предлагаем комплекс мероприятий, разработанный нами с целью формирования у детей подготовительной группы представлений о здоровом образе жизни в досуговой деятельности.
Комплексно-тематическое планирование
№месяц Тема и форма досуговой деятельности Цель
Сентябрь Физкультурное развлечение
«Движение - это жизнь» прививать любовь к спорту, как к одному из критериев ЗОЖ.
Рассматривание картины о строение тела человека. дать детям представления о строении собственного тела, расширять представления о своем организме, о его строении.
Октябрь
Беседа
«Спортсмены» обогащать знания детей о видах спорта; дать представление о пользе занятий спортом.
Дыхательная гимнастика Научить детей правильно дышать через нос, рот, и при дыхании выполнять различные упражнения.
Физкультурный праздник
«Что такое здоровье и как его преумножить». Закрепить понятие «здоровье», расширить знания детей о профилактических мерах по предупреждению заболеваний и травм; развивать диалогическую речь, учить пользоваться накопленным опытом.
Пальчиковые игры
Активизировать мелкую моторику детей, снять статическое напряжение.
Развивать речь, память, мышление, воображение, творческую фантазию и эмоциональную сферу детей, снимать умственное и психологическое напряжение во время занятий, развивать координацию и моторику.
Ноябрь Дидактическая игра
«Покажи, что нарисовано»
(изображают движениями, что нарисовано на картинке) Развитие двигательной активности, зрительного восприятия.
• Игры-эстафеты: «Кто больше соберет»
• «Передай другому»
• «Перевези урожай»
• «Перетяни канат» Формировать у детей потребность в здоровом образе жизни; способствовать сплочению ребят, научит их играть в команде, соревноваться.
Гимнастика для глаз (ежедневно) Способствует снятию статического напряжения мышц глаза, улучшению кровообращения
Декабрь Физкультурный досуг
«Я и мои друзья» Прививать любовь к спорту; развивать физические качества, умение гордиться своими достижениями и достижениями своих товарищей.
Упражнения для профилактики плоскостопия «Кто больше соберет» (используя шишки сосны) Улучшение кровообращения стоп, координации движений.
Январь Самостоятельные игры в спортивном уголке с обручами, детскими эспандерами, резиновыми кольцами.
Развитие движений и совершенствование двигательных функций; приобщение детей к занятиям физической культуры и спорту.
Самомассаж Создание устойчивой мотивации и потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих.
Научить детей ответственно и осознанно относиться к своему здоровью.
Разъяснить, что человек в силах уберечь себя от болезней.
Сформировать привычку к здоровому образу жизни.
Привитие навыков элементарного самомассажа рук, ног, головы, лица.
Физкультурный досуг
«Мы сильные и ловкие» Обеспечить укрепление здоровья детей с помощью комплекса физических упражнений, подвижных игр; развивать физические и морально-волевые качества (быстрота, ловкость, выдержка, организованность, дисциплинированность, настойчивость, дружеские взаимоотношения, сопереживание успехам товарища и его неудачам).
Чтение художественной литературы : «Сказка о здоровом питании» В. И. Ковальчук; «Айболит» К. Чуковский; Барто А. «Девочка чумазая»; Чуковский К. «Мойдодыр» Формирование целостного понимания здорового образа жизни.
Воспитание потребности в здоровье у детей.
Создание правильных представлений у детей о здоровом образе жизни.
Февраль Игра – викторина
«Если хочешь быть здоров!»
Учить детей знать полезные и вредные продукты питания. Побуждать детей отвечать на вопросы, делать выводы и находить решение в предложенных ситуациях
Физкультурный досуг
«Бравые солдаты» (23 февраля)
Расширять представления детей о международных и государственных праздниках. Развивать чувство сопричастности к народным торжествам. Развивать творческие способности, любознательность, память, воображение, умение правильно вести себя в различных ситуациях.
Просмотр мультфильмов:
«Здоровье начинается дома», «Мойдодыр», «Королева Зубная щетка», «Митя и микробус», «Сестрички-привычки»
Пропаганда здорового образа жизни, укрепление здоровье дошкольников
Март Беседы: «Уроки гигиены»
«Чистая вода – для хвори беда».
«Уроки гигиены»
«Здоровье в порядке, спасибо зарядке»
Помочь детям в занимательной форме, играх усвоить понятие “здоровый образ жизни”, “охрана здоровья”, убедить в необходимости соблюдения личной гигиены.
Привитие навыков здорового образа жизни, учить детей самостоятельно следить за своим здоровьем.
Физкультурный досуг
«Цирк» Формировать у дошкольников умение активно проводить досуг. Содействовать созданию обстановки общей радости, хорошего настроения. Воспитывать желание принимать участие в соревнованиях. Развивать психофизические качества: силу, быстроту, выносливость, ловкость, гибкость, а также инициативу, смелость.
Апрель Беседа
«Почему мы болеем?». Сформировать представление о здоровье, болезнях и микробах.
Продолжать формировать навыки здорового образа жизни. Активизировать словарь детей по теме
Физкультурный досуг
«Посоревнуемся» Приобщать детей к интересной и полезной деятельности. Поддерживать желание дошкольников в активной физической деятельности. Развивать психофизические качества: силу, быстроту, выносливость, ловкость, гибкость. Доставить детям радость, эмоциональный настрой.
Май
Точечный массаж
«Я здоровье берегу!» Научить детей самостоятельно следить за своим здоровьем, знать простейшие приёмы самооздоровления (точечный массаж, ароматерапия, закаливание).
«Знакомьтесь витамины». Закрепить знания о значении витаминов для здоровья человека.
Воспитывать желание вести ЗОЖ.
Приведем примеры некоторых видов досуговой деятельности детей в ДОО.
Дыхательная гимнастика. Среди методов физического воспитания, имеющих хорошее оздоровительное значение, в ДОУ в настоящее время все большее распространение получает дыхательная гимнастика. Патологические изменения, возникающие при простудных заболеваниях, ослабляют дыхательную мускулатуру, что ведет к ухудшению легочной вентиляции. Воздействуя физическими методами, восстанавливаем расстроенные функции дыхания, предупреждаем развитие и устраняем имеющиеся изменения в бронхолегочной системе, следствием которых бывают явления кислородной недостаточности. Поэтому большое внимание уделяю использованию на занятиях элементов дыхательных гимнастик, что способствует развитию дыхательной мускулатуры, увеличению подвижности грудной клетки и диафрагмы, улучшению кровообращения в легких.
Гимнастика для глаз. Уже при посещении детского дошкольного учреждения ребенок может испытывать длительные зрительные нагрузки. Речь идет о занятиях рисованием, лепкой, конструированием, которые требуют напряжения глаз, сосредоточения внимания на одной точке. Такие нагрузки увеличиваются в школе, на уроках. Специальные упражнения помогут снять зрительное напряжение, дать возможность глазам отдохнуть. Итак, для детей дошкольного возраста рекомендуется делать дважды в день следующее:
• движение глазами вправо-влево. Воспитатель показывает их детям сначала в медленном темпе, предлагая представить себя хитрой лисицей, которая высматривает зайца. Затем такие движения выполняются в ускоренном темпе. В конце глаза закрываются.
• Зажмуривание с широким открытием глаз. Воспитатель показывает, как сильно нужно зажмурить глазки на 4-5 секунд, а затем открыть их широко-широко, как бы сильно удивляясь.
• Чешем носик. Рука вытягивается полностью, указательный пальчик помещается напротив носа. Глаза смотрят на приближающийся издали палец, который легонько почесывает нос и медленно удаляется.
Еще одно упражнение с геометрическими фигурами — «Покажи глазами». Воспитатель на доске прикрепляет в ряд 6-7 геометрических фигур. Задача ребенка — по заданию педагога, глазами, без поворота головы показать фигуру, которую он называет. Упражнение представляет собой перемещение глаз и закрепление знаний о форме.
Пальчиковая гимнастика. Учёные давно установили тесную связь между общей двигательной системой человека и речевой функцией. В частности, существует связь между речевым центром и руками. Благодаря гармонизации работы органов речи с мелкой моторикой рук и движениями тела малыш может нормализовать темп своей речи, избавиться от её монотонности, соблюдать речевые паузы, кроме того, у него снижается психическое напряжение.
Самомассаж и массаж. Как лечебное средство они были известны ещё в глубокой древности. При систематическом массаже усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами, нормализуется мышечный тонус, происходит стимуляция тактильных ощущений.
Закаливание. Так же как и массаж, закаливание – важное средство физической культуры, с помощью которого последовательно повышается сопротивляемость организма вредным влияниям окружающей среды. Закаливание детей в ДОУ предусматривает строгое соблюдение рациональных гигиенических условий и требований: чистый воздух, оптимальные соотношения температуры воздуха в помещениях и адекватная одежда, активный двигательный режим и другое.
В работе можно использовать игровые методы и приемы. Продуманная методика проведения дидактических игр по формированию представлений о культуре здоровья и здоровом образе жизни у дошкольников способствует раскрытию индивидуальных способностей ребенка и помогает воспитать его здоровым, бодрым, жизнерадостным, активным, умеющим самостоятельно и творчески решать самые разнообразные задачи. Можно разделить все игры на группы. Приведем пример.
Тема: «Ребенок и здоровье»
Игра «Кому что нужно»
Цель: закрепить знания детей о предметах, необходимых для работы врачу, повару, продавцу.
Материал: круг, поделенный на сектора, в каждом из них картинки с изображением предметов, необходимых для работы врачу, повару, продавцу, в середине круга стрелки, на них изображены врач, повар, продавец.
1. Ход игры: воспитатель предлагает ребёнку найти предмет, необходимый для работы врачу (повару, продавцу).
Игра «Разложи картинки по порядку»
Цель: систематизировать представления детей о здоровье и здоровом образе жизни, развивать речь, внимание, память.
Материал: картинки с изображением моментов распорядка дня
Ход игры: воспитатель говорит о том, что волшебник Путаница перепутал картинки распорядка дня, и предлагает разложить картинки по порядку. Воспитатель подводит итог высказываниям детей. Каждое утром, чтобы быть здоровым, мы начинаем с зарядки. Чтобы расти нам сильными, ловкими и смелыми, ежедневно поутру мы зарядку делаем.
Воспитатель предлагает каждому вспомнить своё любимое упражнение, показать и всем вместе выполнить его.
Игра «Мой день»
Цель: рассказать о режиме дня; учить объяснять и доказывать свою точку зрения; учить находить нарушения закономерностей в последовательном ряду.
Оборудование: 3-4 комплекта карточек с изображениями разных режимных моментов.
Ход игры: Располагать карточки надо последовательно, в соответствии с режимом (от утреннего подъёма до укладывания спать вечером, объяснить детям, почему так, а не иначе следует выкладывать карточки.
Вариант 1. Соревнование «Кто быстрее выложит ряд?».
Вариант 2. «Продолжи ряд». Воспитатель начинает выкладывать последовательность, а ребёнок продолжает.
Вариант3. «Исправь ошибку». Воспитатель выкладывает всю последовательность карточек, нарушив её в одном или нескольких местах, дети находят и исправляют ошибки.
Тема: «Полезные продукты»
Игра «Чудесный мешочек»
Цель: уточнить названия фруктов, овощей, формировать умения определять их на ощупь, называть и описывать.
Материал: мешочек, муляжи овощей, фруктов
Ход игры: воспитатель показывает группе «чудесный мешочек» с муляжами овощей, фруктов и предлагает детям узнать, что находится в «чудесном мешочке». Ребёнок опускает руку в «чудесный мешочек» и на ощупь определяет его, затем достаёт и описывает по схеме. Воспитатель даёт образец описания овощей, фруктов.
- У меня помидор, он красный, круглый, гладкий. А у тебя?
Если дети затрудняются ответить, воспитатель задаё т наводящие вопросы: какой формы? Какого цвета? Какой на ощупь?
Дети складывают все овощи, фрукты на поднос.
Игра «Угадай на вкус»
Цель: уточнить названия фруктов, овощей, формировать умения определять их на вкус, называть и описывать.
Материал: тарелка с нарезанными овощами, фруктами
Ход игры: воспитатель вносит тарелку с нарезанными овощами, фруктами, предлагает детям попробовать кусочек какого-то овоща, фрукта и задаё т вопросы: «Что это?», «Какой на вкус?», «Кислый, как что?», «Сладкий, как что?»
Игра «Узнай и назови овощи»
Цель: закрепить названия фруктов, овощей, формировать умения узнавать их по описанию воспитателя
Ход игры: воспитатель описывает какой-либо овощ (фрукт, а дети должны назвать этот овощ (фрукт).
Тема: «Тело человека»
Игра «Угадай по запаху»
Цель: формировать представления о помощнике человека (нос, развивать навыки исследования предметов с помощью соответствующего органа чувств.
Материал: баночки с различными запахами (ваниль, апельсин, мыло).
Ход игры: воспитатель предлагает детям понюхать баночки с различными запахами и спрашивает:
- Что помогло вам почувствовать этот запах?
– Где можно почувствовать такой запах?
«Игра с микрофоном»
Цель: систематизировать представления детей о частях тела, развивать речь, воспитывать умение слушать друг друга
Материал: микрофон
Ход игры: воспитатель начинает предложение, а ребёнок продолжает его, говоря в микрофон.
Я – голова, я умею … думать, но не умею говорить.
Я – нога, я умею … ходить, но не умею рисовать.
Я – рука, я умею … рисовать, но не умею слушать … и т. д.
Игра «Ты – моя частичка»
Цель: систематизировать представления детей о частях тела, развивать речь, внимание, память.
Материал: мяч
Ход игры: воспитатель бросает мяч каждому ребёнку, задавая вопрос.
Я – личико, ты – моя частичка. Ты кто? (глаза, бровь, нос и т. д.)
Я – голова, ты – моя частичка. Ты кто? (волосы, уши)
Я – туловище, ты – моя частичка. Ты кто? (спина, живот.).
Подвижные игры являются самым универсальным и доступным средством развития двигательной сферы детей. Игры оказывают всестороннее, комплексное воздействие на организм ребёнка, способствуют не только физическому, но и нравственному, умственному, трудовому и эстетическому воспитанию дошкольников. При помощи различных игровых движений и ситуаций ребёнок познаёт мир, получает новую информацию и знания, осваивает речь. Благодаря движениям повышается общий жизненный тонус организма ребёнка, возрастает работоспособность, выносливость, устойчивость к болезням.
Еще одним видом досуговой деятельности является «Театр физического воспитания дошкольников». Это новый подход к физическому воспитанию, предполагающий использование новой методики физического развития детей. Театр – это игровая по форме, новая система физического оздоровления, коррекции, профилактики и творческого самовыражения детей. Каждое учебное занятие, согласно программе «Театр физического воспитания дошкольников», представляет собой ситуационную мини – игру (СМИ, в которой дети вступают в этап ролевой или «подражательной», имитационной игры, выступая то в ролях животных, то в роли птиц, насекомых или сказочных героев. Во время занятий регулярно используются картинки – схемы, музыка.
А также в своей работе можно использовать просмотр мультфильмов («Мойдодыр», «Планета вредных привычек», «Азбука здоровья» и т. д., чтение художественной литературы (И. Демьянов «Замарашка», А. Кондратьев «Зеркало», Р. Сеф «Мыло», праздники: «Мама, папа, я спортивная семья», «Движение - это жизнь», «Я и мои друзья», «Что такое здоровье, и как его предупредить» и т. д.
Одним из видов коллективного проведения досуга в дошкольных учреждениях являются праздники. Подготовка и проведение праздника для детей – долгая, кропотливая и сложная работа, требующая сложной совместной деятельности взрослых, воспитателей, родителей и, конечно же, детей. При правильно организованном празднике, дети получают удовольствие, отдыхают, реализуют творческие устремления и способности, узнают много нового.
Таким образом досуговая деятельность старших дошкольников имеет большие возможности для формирования представлений о здоровом образе жизни. Дети в свободной деятельности, в ненавязчивой форме получают знания о здоровье, его ценности, о факторах, влияющих на здоровье, возможных профилактических мерах, узнают о способах, улучшающих собственное здоровье окружающих.