МААМ-картинки

Консультация для воспитателей «Современные формы взаимодействия ДОУ с семьей»

Ольга Андреевна Московцева
Консультация для воспитателей «Современные формы взаимодействия ДОУ с семьей»
▼ Скачать + Заказать документы

Доклад по теме "Современные формы взаимодействия ДОУ с семьей"

От того, как прошло детство,

кто вёл ребенка за руку в детские годы,

что вошло в его разум и сердце

из окружающего мира – от этого

в решающей степени зависит, каким

человеком станет сегодняшний малыш.

В. А. Сухомлинский

За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляет социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребёнка. Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие

Публикация «Консультация для воспитателей „Современные формы взаимодействия ДОУ с семьей“» размещена в разделах

Вся наша жизнь – взаимодействие с окружающим миром: с другими людьми, с группами людей, государственными структурами, объектами живой и неживой природы и т. д., и т. п. Если человек не взаимодействует с окружающим миром, он для мира не существует.

Но что, же такое взаимодействие и что под этим, словом подразумевают? Семья взаимодействует с ДОУ или детский сад с семьёй? Можно ли поставить знак равенства между словами «взаимодействие», «сотрудничество», «содружество»?

Термин«взаимодействие», предполагающий обмен мыслями, чувствами переживаниями, общение – сравнительно молодой. Он был раскрыт в работах Т. А. Марковой, где взаимодействие рассматривалось как единство линий воспитания с целью решения задач семейного воспитания и строилось на основе единого понимания.

Взаимодействие - Взаимная связь предметов, явлений, их обусловленность друг другом; согласованность действий. (малый академический словарь)

В основе взаимодействия ДОУ и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом индивидуальных возможностей и способностей. Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие, взаимопознание, взаимовлияние. Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет лучше узнать друг друга, способствует усилению их взаимоотношений.

Понятие содружества подразумевает объединение кого-либо, основанное на дружбе, единстве взглядов, интересов. Но возможна ли взаимная дружба без общения, следовательно, без взаимодействия? Конечно же, нет. А так как содружество предполагает, прежде всего, открытость сердца навстречу друг другу, т. е. наличие эмпатии, то содружество, является наивысшей точкой взаимодействия ДОУ с семьёй.

На современном этапе, семейное воспитание признано ведущим, что отражено в ст. 18 Закона РФ «Об образовании». В соответствии с законом «Об образовании» РФ, где записано, что родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального, личностного развития ребенка. Успешное осуществление этой большой и ответственной работы невозможно в отрыве от семьи.

В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Также сформулированы и требования по взаимодействию Организации работы с родителями. Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество Организации работы с семьёй, а ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Одним из требований к психолого-педагогическим условиям является требование обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Родители (законные представители) должны принимать участие в разработке части образовательной Программы Организации, формируемой участниками образовательных отношений с учётом образовательных потребностей, интересов и мотивов детей, членов их семей и педагогов.

Формы взаимодействия детского сада с родителями – это способы организации их совместной деятельности и общения.

Основная цель всех видов форм взаимодействия ДОУ с семьёй – установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

Педагоги стараются наиболее полно использовать весь педагогический потенциал традиционных форм взаимодействия с семьей и ищут новые, современные формы сотрудничества с родителями в соответствии с изменением социально-политических и экономических условий развития нашей страны.

Формы взаимодействия

1. Родительское собрание. Это формы работы группы людей (родителей, объединенных для совместного с ДОУ решения задач адаптации, воспитания, обучения и развития своих детей.

Универсальность родительского собрания как формы работы заключается в его возможностях реализации нескольких функций: организации коллектива родителей, управления воспитательно-образовательным процессом, решения наиболее важных, насущных проблем.

Кроме того, родительское собрание – это хорошая форма для принятия коллективных решений и планирования совместных действий, что способствует установлению отношений сотрудничества не только между педагогом и семьей, но и между самими родителями.

Родители должны принимать участие в разработке и отборе тематики собраний. Этим мы соблюдаем принципы активности (следования желаниям родителей, значимости (выбранные темы актуальны и принимаемы) и оптимальности (выбранные темы требуют объединения усилий и совместного принятия решений).

Лучше заранее напомнить родителям о времени и повестке собрания. Заблаговременно продумывается и готовится наглядный материал, который будет предшествовать выступлению участников или сопровождать его.

Непосредственно предшествующая собранию подготовка состоит в том, что помещение проветривают, подготавливают мебель, на которой родителям было бы удобно располагаться во время собрания, готовят ручки и листы бумаги, чтобы родители могли записать интересующую их информацию, продумывают кто и как обеспечит присмотр за детьми во время собрания.

Как правило, родительское собрание состоит из 3 частей:

1) вводной части;

2) основной части;

3) части «разное».

Вводная часть призвана организовать родителей, создать атмосферу доброжелательности и доверия, концентрировать их внимание, мотивировать на совместное решение проблем. Это можно сделать путем сообщения темы, формы собрания, или при помощи коротких игр и занятий.

Основная часть собрания может быть разделена на два-три этапа.

Как правило, основная часть начинается с небольшого выступления воспитателя группы, старшего воспитателя или других специалистов ДОУ, освещающих теоретические аспекты рассматриваемой проблемы. Сообщение должны быть коротким, так как к концу рабочего дня устойчивость внимания снижается. Для иллюстрации своих идей и соображений можно использовать магнитофонные и видеозаписи, фотографии и интервью детей группы, схемы и графики, наглядно представленные тезисы выступления.

В ходе своего сообщения педагоги должны избегать предъявления претензий к родителям и детям, обсуждения личности конкретного ребенка. Сообщение не должно констатировать неудачи детей.

Затем организуется обмен мнениями и идеями, их обсуждение. Далее можно организовать практикум для родителей: описать конкретные ситуации и предложить их решить. При проведении основной части собрания также можно использовать следующие методы: лекцию, дискуссию, конференцию, которые могут быть и отдельными формами работы с родителями.

Лекция позволяет предоставлять большой объем информации, эффективна в начале работы и в большой аудитории.

Групповая дискуссия – это совместное обсуждение какого-либо спорного вопроса, попытка продвинуться к поиску истины. Дискуссия позволяет увидеть проблему с разных сторон и прояснить (возможно, изменить) мнение, позиции, установки и ценности родителей. Основными требованиями к руководителю дискуссии являются его нейтральная позиция при обсуждении, отказ от навязывания с самого начала своей позиции участникам, сохранение на протяжении всей встречи спокойного и дружелюбного тона.

В ходе родительской конференции происходит обобщение, систематизация и пропаганда психолого-педагогических знаний, полученных родителями в течение длительного периода (года-двух).

В третьей части родительского собрания «разное» обсуждаются вопросы содержания ребенка в детском саду, проведения досугов, организации совместных мероприятий семьи и ДОУ.

Максимальная продолжительность собрания 1,5 часа.

Педагог, ориентированный на развитие, всегда отслеживает результаты своей работы через организацию обратной связи с родителями. Это можно сделать при помощи анкетирования.

По окончании собрания необходимо подвести итог встречи, перечислив принятые решения по каждому из обсуждаемых вопросов, зафиксированные в протоколе.

Собрания можно проводить и в нетрадиционных формах.

2. Беседа

Педагогическая беседа с отдельными родителями, возникающая утром во время прихода их с детьми, а также вечером должны отвечать определенным требованиям.

1. Частота общения с родителями должна быть сбалансирована.

2. Беседа должна иметь живой характер, доброжелательный и дружеский тон.

3. Родители должны располагать достаточным временем, чтобы без спешки обсудить намеченные вопросы.

4. Беседа должна обеспечить информирование родителей о жизни детей в детском саду, а также передачу каждому из родителей позитивной информации о его ребенке, укрепляющей веру в него. Необходимо сократить беседы на отвлеченные темы, которые не связаны с развитием и здоровьем детей.

5. Необходимо стараться избегать ранящих родителя оценочных суждений о ребенке. Среди причин обращения педагога к родителям не должны преобладать негативные поступки ребенка, т. к. это формирует у родителя отрицательную установку на контакты с педагогами вообще. Нужно проявлять также сочувствие, терпимо относиться к некоторым ошибочным представлениям и убеждениям родителей.

6. Следует внимательно, терпеливо выслушать сомнения, замечания, жалобы родителя.

7. Просьбы к родителям о вмешательстве в педагогический процесс должны оцениваться с точки зрения целесообразности (часто жалоба на поведение ребенка в группе побуждает родителя принять соответствующие меры, хотя ситуация уже разрешилась в группе или родитель не имеет возможности применить адекватные меры воздействия на ребенка). Педагог должен дать конкретные рекомендации по применению педагогических приемов, чтобы та-ким образом совместными усилиями достичь желаемого результата.

8. Желательно давать только обоснованные советы и избегать категоричности в определении методов и приемов воздействия на ребенка.

9. Беседа должна вызывать у родителей желание сотрудничать с ДОУ.

3. Тематические консультации

Консультации бывают индивидуальными (проводятся по необходимости) и групповыми (проводятся 2-3 раза в год). Продолжительность консультации может составлять 30-40 минут. Формой проведения консультаций может стать практикум, на котором родители приобретают практические знания и умения, например, как организовать детский праздник дома, изготовить настольный театр и т. п. Для более полного удовлетворения интереса родителей к конкретным вопросам воспитания детей можно при подготовке к консультациям использовать специально изготовленный ящик, в который родители опускают записки с текстом вопроса. Воспитатели собирают их, группируют по темам, определяют консультанта. С использованием этого же ящика может проходить и заочное консультирование. В этом случае ответы на вопросы педагог помещает на стенде.

4. Записки

Часто детей в детский сад приводят бабушки или дедушки, старшие братья или сестры, близкие знакомые семьи. Кроме того, педагогу не всегда удается утром или вечером лично пообщаться с каждым из них. В этом случае воспитателю помогут короткие записки, в которых он сообщает о новых достижениях ребенка или благодарит родителей за оказанную помощь. Такие записки содействуют сближению семей и педагога. Они особенно важны, если педагог ведет на занятиях какую-то коррекционную работу с данным ребенком и эта работа является частью совместной программы действий детского сада и семьи. Записка может передаваться через ребенка или помещаться в условленное место (кармашек на двери кабинки, специальный ящик и др.).

5. Дневники

По мере развития сотруднических отношений с семьей большую роль приобретают дневники, которые передаются от воспитателя к родителю и обратно. Это очень эффективная форма работы, особенно, если родители ограничены во времени. Дневник может содержать заметки воспитателя об особенностях развития ребенка, вопросы к родителям, небольшие задания для выполнения совместно родителем и ребенком. Периодичность заполнения дневника устанавливается на основании совместного решения педагога и родителей ребенка. Рекомендуется заполнять дневник не реже одного раза в неделю.

6. Информационный листок

В отличие от записок и дневников, информационный листок содержит сведения о жизни группы детского сада.

Информационный листок должен быть коротким и легко читаемым. Гораздо эффективнее посылать часто короткие сообщения, чем редко длинные.

Листок может содержать в себе полезную информацию:

• объявления о собраниях, праздниках и других мероприятиях;

• просьбы принести необходимые для занятий материалы или оказать иную помощь;

• рекомендации по выполнению с детьми домашних заданий;

• информацию о событиях в детском саду;

• обсуждение текущих событий в группе;

• благодарности за помощь и участие родителей в жизни детского сада.

Информационный листок должен быть постоянного формата, выходить регулярно. Хорошо, если текст листка будет содержать конкретные имена детей и членов их семей (особенно, когда речь идет о благодарности).

7. Постоянный информационный стенд

8. Доска объявлений

На ней можно поместить объявление о собрании, информацию о развитии детей, дневной распорядок. Если доска обновляется редко или плохо оформляется, на нее перестанут обращать внимание, поэтом необходимо придерживаться определенных правил:

- информация располагается на уровне глаз взрослого;

- содержание доски объявлений обновляется хотя бы частично не реже одного раза в неделю;

- информация должна быть короткой;

- индивидуальные послания родителям должны иметь форму благодарности за участие в жизни ДОУ.

9. Информационная корзина

Вовлечение родителей в образовательный процесс включает в себя поиск новых путей взаимосвязи меду различными службами и связей этих служб с родителями. Для этого может быть использована информационная корзина – тетрадь, содержащая таблицу с разделами по количеству служб.

Раздел сообщений, предназначенных Административно-хозяйственной службе, содержит вопросы родителей об условиях воспитательно-образовательного процесса, его обеспечении, пожелания о получении информации. Например, это могут быть вопросы участия родителей в финансировании ДОУ, организации питания детей, пожелания относительно кадрового обеспечения и другие.

В разделе сообщений для Методической службы родители могут выразить свои пожелания и задать вопросы о содержании, методах и приемах организации педагогического процесса. Например, родители могут выразить пожелание об обучении детей чтению, иностранным языкам.

Раздел сообщений, адресованных Службе психологии и коррекционной педагогики, предоставляет возможность задать вопросы по проблемам, возникающим в ходе развития детей, подать заявку на получение консультации у специалиста. Например, как преодолеть вредные привычки (сосание пальцев, грызение ногтей, создать дома условия для охраны зрения, как вести себя с ребенком при возникновении первых признаков заикания.

При заполнении раздела, отведенного для сообщений Медицинской службе, родители могут сделать пометки о текущем состоянии здоровья ребенка и задать вопросы медперсоналу.

На основании этих записей соответствующие службы могут откорректировать свою работу.

10. Выставки

Выставки могут организовываться в масштабах детского сада или быть групповыми.

Выставка может стать формой подведения итогов какого-то этапа работы с детьми (проекта, привлекать внимание родителей к разным сторонам жизни детского сада, а также предварять или завершать мероприятия, проводимые с родителями (родительские собрания, конференции, консультации).

Тематическая выставка может содержать фотографии, детские работы, поделки, изготовленные детьми, педагогами или совместно детьми и родителями, образцы пособий, книг, игрушек рекомендуемых родителям для занятий с ребенком дома.

11. Газета.

Газета может издаваться усилиями всего детского сада или отдельной группой.

Газета, выпускаемая отдельной группой, будет посвящена проблемам конкретных детей и родителей, но потребует от воспитателей определенных усилий, чтобы обеспечить регулярный выход издания. Она может иметь вид стенной газеты или газетного листа.

Должен быть разработан макет газеты – перечень рубрик, которые будут постоянными: «Поговорим серьезно», «Уроки здоровья», «Правильно говорим», «Играем и учимся», «Учимся дружить», «Праздники и игры дома» и т. п.

Другой вариант выпуска газеты – это его подчиненность одной теме. Например,

в младшей группе:

- С мамой играть веселей

- Как одеться, чтобы не перегреться?

- Какие игрушки нам нужны?

- Почему я кусаюсь?

В конце каждой публикации родителям можно предложить «домашнее задание», выполнив которое, они могли бы увидеть проблемы своего ребенка и осознанно ему помочь.

12. Тематические папки.

Тематические папки подразделяются на папки-передвижки и папки-раскладушки (ширмы). В папке-передвижке помещаются рекомендации и советы по разным вопросам воспитания, обучения и развития детей: например, оздоровлению, интеллектуальному развитию, игровой деятельности. Она дается во временное пользование отдельным семьям. Материал должен быть содержательным, конкретным, интересным для родителей, красиво оформленным, с сохранением делового стиля.

Небольшую по объему информацию можно поместить в папку-«раскладушку», которая размещается на столе или детских шкафчиках в приемной комнате. Текст может сопровождаться рисунками и фотографиями.

13. Визиты в группу.

Посещение родителями группы чрезвычайно полезно как для них самих, так и для педагога. Присутствуя в группе, родители ощущают личную причастность к педагогическому процессу и принимают на себя часть ответственности за его успех. Они больше узнают о своем ребенке и его друзьях, получают реальное представление о работе педагога и начинают испытывать к нему большее уважение. Наконец, они могут наладить прочные дружеские отношения с другими семьями. Воспитатель при поддержке родителей в группе, в свою очередь, получает больше возможностей для работы с отдельными детьми или подгруппами, может лучше узнать, как общаются родители со своим ребенком, насколько умело могут помочь ему в воспитании и обучении.

14. Дни открытых дверей.

Ознакомление родителей с жизнью своих детей в детском саду происходит так же во время дней открытых дверей, проводимых регулярно, 1-2 раза в год.

Подготовка к встрече с родителями начинается задолго до назначенного времени и включает в себя продумывание программы мероприятия. Она может состоять из показа открытых занятий с детьми, совместной деятельности педагогов и воспитанников в разных возрастных группах. При этом родителям заранее сообщается цель, программное содержание, обращается внимание на характер заданий, методы активизации детей. В программу также могут входить посещения родителями подготовленных выставок фотографий ярких моментов жизни ДОУ, детских работ, совместных поделок детей, педагогов и родителей.

Необходимо на этапе подготовки решить, кто встретит родителей, как они распределятся по группам.

15. Посещение семей.

Принято посещать семьи дважды в год.

Цель первого посещения семьи – выяснение общих условий семейного воспитания. Если посещение предшествует приходу ребенка в детский сад, то его целью может стать облегчение процесса адаптации к ДОУ.

Повторные посещения проводятся по мере необходимости и решают более частные задачи, такие как коррекция выявленных особенностей поведения ребенка, установление единых требований к воспитанию ребенка в семье и ДОУ и т. д.

Правила посещения:

1. Необходимо выбрать удобное для семьи и педагога время, договориться о времени прихода и длительности пребывания педагога в доме (примерно 15-30 минут).

2. Объяснить заранее цель посещения для того, чтобы устранить ненужное напряжение во взаимоотношениях с родителями.

3. Для установления доверительных отношений беседу лучше начинать с положительных моментов: отметить привлекательную внешность ребенка, его способности, умение общаться и т. д. Педагог должен продемонстрировать свое умение принять ребенка как данность. Разговор не должен начинаться с жалобы.

4. Нельзя обсуждать ребенка в его присутствии, если только это не честная похвала или форма поощрения. Особенно это касается повторных посещений семьи, связанных часто с решением проблем воспитания.

5. Нужно запланировать время на общение с ребенком.

6. Соблюдая педагогический такт, воспитатель, посещая семью, не ведет во время беседы никаких записей. После посещения можно зафиксировать полученную информацию в удобной для воспитателя форме.

16. Семинры практикумы/совместное творчество

17. Буклеты

18. Поручения

19. Клубы

20. Экскурсии/походы

21. Ящик вопросов и ответов

22. Лектории

23. Мастерские

24. Анкетирование

25. Интернет переписка

26. Совместные досуги/праздники

27. Акции

Например, акции «Чистая лопатка» родители получат возможность оказать помощь в строительстве зимнего городка, общения друг с другом, увидеть своего ребёнка в общении со сверстниками. Такая форма работы завоевывает успех, родители охотнее откликаются на разные проблемы не только группы, но и города. Акция «Чистый город» – её название объясняется тем, что наряду с задачами, которые решаются в ходе широко известных рекламных акций, родителям как участникам предоставляется возможность показать личный пример ребёнку положительного отношения к природе.

28. Телефон доверия

29. Трудовой десант (субботник)

30. Конкурсы

31. Флешмобы.

В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Опыт работы с родителями показал, что в результате применения современных форм взаимодействия позиция родителей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребёнка. Такие изменения позволяют мне говорить об эффективности использования современных форм в работе с родителями.

Используемая литература: Агавелян М. Г., Данилова Е. Ю., Чечулина О. Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. - М. : ТЦ Сфера, 2009. - 208с. (Библиотека журнала "Воспитатель ДОУ").

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Современные формы взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС  «Современные формы взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС ДО». «Только вместе с родителями, общими усилиями, педагоги.

Интерактивные формы взаимодействия с семьей в соответствии с ФГОС до Глазырина Екатерина Андреевна Учитель-логопед высшей кв. категории Веселова Светлана Валерьевна воспитатель первой кв. категории Янголь.

Консультация для педагогов «Инновационные формы взаимодействия детского сада с семьёй» В статье рассматриваются актуальные проблемы взаимодействия педагогов детского сада с семьями воспитанников. Представлен принципиально новый.

Педагогический проект «Взаимодействия ДОУ с семьей» 1. ПАСПОРТ ПОЕКТА Название проекта «Взаимодействия ДОУ с семьей» Тема проекта «Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьей» Автор проекта.

Презентация «Современные формы взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС» Слайд 2 Семья для ребенка-это источник общественного опыта, здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение.

Родительский клуб как эффективная форма взаимодействия ДОУ с семьей Родительский клуб как эффективная форма взаимодействия ДОУ с семьей. Еще совсем недавно все детские сады в нашей стране были практически.

Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи .

Современные формы взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Консультация для воспитателей «Формы взаимодействия воспитателя с родителями» Формы взаимодействия воспитателя с родителями. Задача дошкольного учреждения - раскрыть перед родителями важные стороны психолого-педагогического.

Выступление к семинару «Современные формы взаимодействия с семьей в свете ФГОС» Как никогда актуальными к нашему семинару стали слова В. А. Сухомлинского[/b] «Только вместе с родителями, общими усилиями, педагоги могут.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Современные формы взаимодействия ДОУ с семьей»
Опубликовано: 22 октября 2017 в 07:50
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Современные формы взаимодействия ДОУ с семьей»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Андреевна Московцева (УИ 442726) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД