Виктория Прядкина
Проблема формирования трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе
▼ Скачать + Заказать документы
Обращение к проблеме трудолюбия в контексте изучения феномена труда как деятельности, ее организации, обусловлено следующим:
1. Признанием положения о том, что труд является «целесообразной деятельностью человека, направленной на созидание материальных и духовных благ, необходимых для существования индивида, общества.» [1];
2. Пониманием трудолюбия как :
- нравственно-волевого качества личности (И. С. Кон, И. П. Стогний, Ш. Н. Чхартишвили, А. Д. Шатова и др.);
Публикация «Проблема формирования трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Работа психолога в ДОУ
- Старшая группа
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
- как черты характера, как свойства личности (А. И. Кочетов, Т. Н. Курилова, Д. В. Сергеева, И. Ф. Свадковский, М. И. Шилова и др.);
- как положительного отношения к труду (И. Ф. Назаров, Е. И. Образцова, А. Г. Тулеганова и др.);
- как привычки к труду (Т. И. Данюшевская, С. В. Ушнев, Э. А. Фарапонова и др);
3. Принятием концептуального положения о развивающем эффекте деятельности (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.) ;
4. Признанием основных структурных компонентов трудовой деятельности : ее целей, мотивов, трудовых действий, предметов и средств труда,результатов (М. В. Крулехт, В. И. Логинова и др.).
Воспитание трудолюбия как одного из важных качеств личности, является предметом изучения многих наук, в частности философии, психологии, педагогики.
С целью исследования феноменов «труд» и «трудолюбие» в нашем исследовании осуществлялся анализ категорий, исходя из разных уровней осмысления и авторских позиций: обыденного сознания, психологического и педагогического понимания.
Обращение к толковым словарям, энциклопедиям и справочникам позволило определить содержание понятий «труд» и «трудолюбие». Так, в словаре В. И. Даля труд рассматривается как «работа, занятие, упражнение, дело, все, что требует усилия, старания и заботы, всякого напряжения телесных или умственных сил; все, что утомляет» [2, с. 436]. В словаре С. И. Ожегова категория труда рассматривается в нескольких аспектах:
- «как целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий труда производства материальных и духовных ценностей»;
- «как работа, занятие»;
- «как усилие, направленное к достижению чего-нибудь»;
- «как результат деятельности, работы, произведение»;
- «привитие умения и навыков в какой-нибудь профессиональной, хозяйственной деятельности, как предмет школьного преподавания» [3, с. 814].
Категория «труда» так же понимается как «этическое явление, это есть то же самое, что и участие, затраты, применение; индивид находит себе применение, затрачивает силу, отдает свою энергию. Труд требует выполнения работы и «усердия». Стремление человека направлено к тому, чтобы встать над трудом, овладеть процессом труда. В труде человек все время узнает себя и вещь.» [1, с. 463].
В Словаре русского языка труд рассматривается в нескольких пониманиях:
1. Целенаправленная деятельность человека, требующая умственного или физического напряжения.
2. Результат такой деятельности, произведение, сочинение.
3. Усилие - умственное или физическое, направленное на достижение чего-либо [4, с. 417].
И, наконец, в БСЭ труд определяется как «целесообразная деятельность человека, в процессе которой он при помощи орудий труда воздействует на природу и использует ее в целях создания потребительских стоимостей, необходимых для удовлетворения своих потребностей.» [5, с. 27].
Обратимся к категории «трудолюбие». В словаре русского языка С. И. Ожегова трудолюбие определяется, как «любящий трудиться» [3, с. 814]. В словаре В. И. Даля категория «трудолюбия» трактуется как «прилежный, работящий, нетерпящий праздности» [2, с. 437].
В современных словарях русского языка понятие «трудолюбие» характеризуется «как любовь к труду, усердие в труде», «как человек, отличающийся трудолюбием» [4, с. 419], «трудолюбивый, любящий трудиться» [6, с. 612]. В словаре по этике отмечается, что трудолюбие - это моральное качество личности, которое «. проявляется в трудовой активности, добросовестности, старание, усердие работника». Трудолюбие как социальное свойство личности является одним из выражений ее положительного отношения к труду [7, с. 600].
Таким образом, анализ понятий «труд» в справочной литературе показал, что в основном данная категория рассматривается как деятельность человека, требующая усилия, старания; как деятельность, направленная на преобразование окружающего мир; как работа, занятие, упражнение; как результат деятельности. Следовательно, можно говорить о понимании труда как деятельности, в процессе которой формируется трудолюбие. Трудолюбие, в свою очередь, рассматривается как привычка, любовь к труду, и в этом смысле дается характеристика понятия трудолюбивого человека, как человека прилежного, работящего, любящего трудиться. В рамках этого понимания трудолюбие определяется как качество личности человека.
Далее представляется необходимым рассмотреть категории «труд» и «трудолюбие» с точки зрения их психологического понимания и осознания. В основе рассмотрения таких понятий как труд, трудовая деятельность лежит теория деятельности, сформулированная в отечественной психологической науке многими учеными (А. А. Богданов, Л. И. Божович, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, Е. А. Климов, А. Н. Леонтьев, К. К. Платонов, С. Л. Рубинштейн, В. В. Тютюнник, Д. Б. Эльконин и др.). Для нас важно, что трудовая деятельность - это сложный процесс, несущий в себе те внутренние движущие противоречия, раздвоения и трансформации, которые порождают психику как необходимый момент собственного движения деятельности, ее развития, а также формирования интеллектуальной, аффективной и потребностно-мотивационной сфер личности.
В русле данного исследования значим подход А. А. Богданова к трудовой деятельности. Он отмечал, что по мере того, как человек осваивает позицию субъекта труда, его мышление переходит на более высокий уровень своего развития, формируется самосознание отдельной личности. Человек, освоивший позицию субъекта труда, становится производителем товаров, планирующим свою деятельность и стремящимся к ее реализации.
С. Л. Рубинштейн полагал, что трудовая деятельность нацелена на создание общественно полезного продукта, вся деятельность должна быть подчинена достижению намеченного результата, поэтому эта деятельность требует планирования, контроля, внутренней дисциплины. По мнению данного ученого, предметом психологического анализа должен быть не труд в целом, а психологические компоненты трудовой деятельности (мотив, цель, действия, результат) [8].
По мнению К. К. Платонова, при рассмотрении данных компонентов трудовой деятельности немаловажную роль имеет их целенаправленность, сознательность, активность, социальная направленность.
Человек усваивает общечеловеческий опыт, способы деятельности по мере того, как усваивает позицию субъекта деятельности. Исходя из этого, важно остановиться на двух позициях, занимаемых человеком - позиции субъекта и объекта труда (Е. А. Климов, В. И. Тютюнник и др.).
Интерес представляет исследование Е. А. Климова, в котором раскрывается позиция человека как субъекта труда, исходя из трех составляющих компонентов: 1) психических регуляторов труда (опыта, знаний, умений, навыков, чувственных представлений); 2) функциональных состояний в труде (работоспособность, особые психические состояния в труде : стресс, утомление и др.); 3) индивидуально - личностных свойств человека (качеств личности, способностей, свойств, характера, возрастных особенностей) [9].
Кроме этого, ученый выделил и дал описание стадиям субъекта труда, выделив десять стадий (стадия предигры, стадия игры, стадия овладения учебной деятельностью, стадия осознанной подготовки к труду, стадия профессиональной подготовки, стадия адаптации к работе, стадия интернала, стадия мастерства, стадия авторитета, стадия наставника). В соответствии с направленностью нашего исследования мы подробно остановимся на первых трех стадиях, так как именно в процессе этих стадий происходит становление позиции субъекта труда, на основе чего воспитывается такое качество личности как трудолюбие детей дошкольного возраста. Первоначально ребенок находится на стадии предигры (от рождения до трех лет). В этот период в процессе общения со взрослыми, сверстниками ребенок овладевает движениями, речью, усваивает орудийные действия с предметами, правила поведения. Вторая стадия - стадия игры (от трех - до семи - восьми лет). Ребенок овладевает основными «смыслами человеческой деятельности», отношениями к труду, к людям труда. У него появляется способность мысленно предвосхищать, планировать практические действия. У дошкольника появляется и получает свое развитие способность к соподчинению мотивов, развивается способность к волевым усилиям, способность к самооценке и оценки результатов своего труда. В период дошкольного детства начинает складываться индивидуальный стиль деятельности. От шести - семи до одиннадцати - двенадцати лет ребенок переходит на стадию овладения учебной деятельности. В это время происходит развитие способности к самоконтролю, к самооценке, произвольной регуляции деятельности. Именно эти способности, на наш взгляд, обеспечивают становление такого качества личности как трудолюбие. В. И. Тютюнник весь процесс онтогенеза представляет двумя этапами - этапом развития субъекта труда и этапом развития объекта труда. Разделяя эту точку зрения, мы более подробно остановимся на первых этапах онтогенетического развития человека в трудовой деятельности [1].
Стадия субъекта труда начинается с момента рождения ребенка. Весь период развития связан с тем, что жизнь ребенка зависит от трудовых действий взрослого. Сначала сознание ребенка складывается как сознание объекта труда, так как ребенок испытывает потребность в действиях взрослого, предвосхищая его трудовые действия.
Стадия субъекта потребительского труда. На этой стадии ребенок хочет помочь взрослому, участвует в его деятельности, стремится ему помочь.
Стадия субъекта производительного исполнительного труда. У ребенка развивается потребность действовать с предметами и орудиями труда. Ребенок способен предвосхищать общественно полезный результат своей деятельности, формируется стремление завершить свою деятельность
результатом, имеющим пользу для людей. Ребенок начинает понимать общественное значение труда людей, как деятельности.
Стадия субъекта творческого труда. Ведущим психическим процессом ребенка четырех — пяти лет является воображение, поэтому ребенок стремится к осуществлению творческих видов деятельности. От взрослого ребенок ждет участия в его творческой деятельности, стремится получить его оценку. Дошкольник может предвосхищать результат деятельности, стремится довести работу до конца.
Одним из важных условий воздействия субъекта на объект является ориентировка субъекта в объекте. Поэтому человек, расширяющий свои отношения с социальной средой (с миром взрослых, постепенно приобретает активную, действенную позицию в трудовой деятельности, стремиться к достижению результатов труда, понимает его ценность, проявляет желание и потребность трудиться, испытывая радость, увлеченность и удовлетворенность процессом и результатом труда.
В рамках нашего исследования мы предполагаем, что такой социальной средой выступает мир взрослых. Именно знания о мире взрослых, его характеристиках, о разнообразии профессий (начиная со знаний об этих профессиях и заканчивая освоением внешних средств деятельности, созданием внутренних средств деятельности) позволяют ребенку ориентироваться в многообразии социального мира, в мире социальных и трудовых отношений, способствуют воспитанию многих личностных качеств, в том числе и трудолюбия.
В психологических исследованиях (Г. Н. Каменева, Т. А. Китвель, А. А. Люблинская, Я. З. Неверович, И. Ф. Свадковский и др.) проблема воспитания трудолюбия рассматривается в русле кардинальных проблем развития личности, ее самосознания, самостоятельности, активности и деятельности. В общем понимании психология трактует «трудолюбие» как черту характера, заключающуюся в положительном отношении личности к процессу трудовой деятельности. Трудолюбие проявляется в активности, инициативности, добросовестности, увлеченности и удовлетворенности самим процессом труда. В изложенном понимании трудолюбие предполагает отношение к труду как основному смыслу жизни, потребность и привычку трудиться [8].
Анализ концептуальных подходов исследователей позволил определить несколько направлений, согласно которым трудолюбие следует рассматривать как: устойчивое положительное отношение личности к труду и стремление доводить до конца начатое дело [10]; особенность характера [11], частная черта личности человека [12].
Таким образом, подходы ученых в русле психологического понимания и осознания категории трудолюбия, позволяют сделать вывод о том, что трудолюбие рассматривается как сложное личностное качество (характер, свойства, склонности, выражающееся в определенной модели поведения (устойчивое отношение к труду).
Проблема воспитания трудолюбия детей дошкольного возраста является одной из центральных для педагогической науки. Большое внимание данному вопросу уделяли Я. А. Коменский, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци и др.
Я. А. Коменский в своем труде «Великая дидактика» отмечал, что необходимо постоянно заниматься каким - либо делом, только тогда у юношей сформируется привычка к труду. Труду нужно учиться посредством труда так, чтобы постоянные физические или умственные занятия перешли в трудолюбие [13].
Ж. Ж. Руссо полагал, что развитие личности ребенка невозможно без привлечения к трудовой деятельности. Отмечая большое воспитательное и образовательное значение труда, Ж. Ж. Руссо сформулировал некоторые требования к организации трудового обучения (труд должен соответствовать полу воспитанника, в процессе труда должен создаваться не предмет роскоши, а общеполезные вещи, труд должен требовать работы ума) [14].
И. Г. Песталоцци считал, что труд стимулирует способность ребенка к суждению, способствует нравственному воспитанию, формированию таких качеств как точность, аккуратность, трудолюбие, послушание. Важен вывод, сделанный И. Г. Песталоцци о том, что та или иная работа сама по себе не делает человека ни нравственным, ни безнравственным. Свое положительное воздействие труд окажет только в том случаи, если поставить себе конечной целью воспитательные задачи [15].
В отечественной педагогике значительный вклад в разработку теоретических и практических основ воспитания трудолюбия внесли М. В. Ломоносов, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский. Они отмечали, что трудолюбие является одним из условий раскрытия способностей человека, его нравственного совершенствования. М. В. Ломоносов подчеркивал роль труда в умственном, физическом, нравственном развитии человека. Он полагал, что индивидуальные достоинства человека проявляются в труде.
К. Д. Ушинский во многих своих работах определил теоретический и методологический взгляд на труд детей. Он рассматривал труд как источник духовного роста и развития ребенка, источник совершенствования человека, источник счастья и вдохновения.
По мнению А. С. Макаренко, важно научить ребенка творческому труду — когда человек относится к работе с любовью, понимает пользу и необходимость ее, когда работа доставляет ему радость. Все это возможно при наличии глубокой привычки к трудовому усилию. Важную роль в формировании любви к труду А. С. Макаренко отводил трудовым поручениям и обязанностям, которые должен нести ребенок с ранних лет.
В. А. Сухомлинский подчеркивал, что воспитание в труде - это, прежде всего воспитание любви к труду. В. А. Сухомлинский отмечал, что воспитание трудолюбия неотделимо от формирования моральной зрелости воспитанника. Воспитание трудолюбия - это не только организация труда детей, но и четкое руководство духовной интеллектуальной жизнью детей, воздействие на их чувства и сознание.
В современных педагогических исследованиях (Л. Я. Бондарев, Т. И. Данюшевская, И. В. Житко, Г. М. Киселева, А. И. Кочетов, Р. Н. Кузьмина, Т. Н. Курилова, Г. М. Малунова, Е. И. Образцова, Д. В. Сергеева, И. Ф. Свадковский, С. В. Ушнев, А. Д. Шатова, М. И. Шилова, Ш. Н. Чхартишвили, И. Ф. Харламов и др.) трудолюбие рассматривается как одно из ведущих качеств, личности, определяющих успешность ее деятельност.
Трактовка понятия «трудолюбие» разных авторов
Исследователь Характеристика понятия
А. Д. Шатова [16] Трудолюбие, как взрослого, так и ребенка – это сложное моральное качество, и оно проявляется и в отношении к общественно полезному труду, в желании и умении выполнять работу качественно и добросовестно
Ш. Н. Чхартишвили [17] В трудолюбии преломляются основные нравственно - волевые показатели личности. С ним связаны эмоционально- нравственные качества: сопереживание, солидарность в общем труде, сопричастность
И. В. Житко [18] Трудолюбие - формирующееся качество личности, которое выражается в устойчивом интересе и уважении к труду взрослых и сверстников, участии в различных видах деятельности без принуждения, старательности.
Л. Я. Бондарев [19] Трудолюбие - это свойство личности, характеризующееся внутренней потребностью и привычкой к труду, радостью творчества
Т. И. Данюшевская, Т. Н. Курилова, С. В. Ушнев, Э. А. Фарапонова [8] Трудолюбие - привычка трудиться, ответственное отношение к своим обязанностям, требовательность к способам и результатам своего труда, самокритичный анализ деятельности, нетерпимость к проявлению лени и безответственности, творческий подход, сочетание исполнительности и инициативности, убежденность в необходимости и важности труда как для своего существования и развития, так и для общества в целом
Разделяя позиции авторов, мы определяем трудолюбие как нравственное качество личности ребенка, проявляющееся в его активности, осознанности, добросовестности, ответственности, удовлетворенности процессом труда, положительном отношении к трудовой деятельности, потребности трудиться, заинтересованности в достижении полезных результатов своего труда.
В ряде педагогических исследований определены также пути формирования трудолюбия у детей дошкольного возраста (Л. Б. Касперская, Г. М. Киселева, Л. Е. Образцова, Д. В. Сергеева, А. Г. Тулегенова, А. Д. Шатова и др., которые можно представить в следующем перечне: систематическое и планомерное воздействие взрослых; воспитание готовности к труду на основе его привлекательности; воспитание интереса к труду, желания трудиться на пользу людям; приобщение каждого ребенка к труду посредством трудовых поручений.
Для формирования любого качества личности важно, чтобы оно проходило осознанно. Следовательно, нужны знания, на основе которых у ребенка складываются представления о сущности трудовой деятельности, о способах ее выполнения, о компонентах труда, о трудолюбии как качестве личности. Важно чтобы возникли мотивы, побуждающие ребенка трудиться. Пробуждение мотива способствует появлению эмоционального отношения к самому процессу трудовой деятельности, к человеку труда. А на основе отношения формируются социальные чувства, которые в свою очередь влияют на прочность формирующегося качества, в данном исследовании таким развивающимся качеством выступает трудолюбие. Знания, чувства, мотивы способствуют возникновению необходимости в их практической реализации, то есть в поступках, поведении, деятельности дошкольника.
По нашему мнению, предложенный механизм позволяет рассматривать трудолюбие как нравственное качество личности, имеющую определенную структуру: внутреннюю (совокупность мотивационной, аксиологической, когнитивной, деятельностной сфер личности) и внешнюю (способы, формы проявления компонентов трудолюбия в деятельности).
Проведенное нами многоаспектное изучение и анализ категории
«трудолюбия», а также путей воспитания данного качества
личности у детей дошкольного возраста, позволили отметить, что в науке в
недостаточной степени исследованы структурные компоненты трудолюбия
как качества личности, логика его становления, начиная с периода
дошкольного детства, специфика данного процесса. В многочисленных исследованиях (Л. А. Таллер и др.) выделены различные средства формирования трудолюбия у дошкольников (самостоятельная трудовая деятельность детей, ознакомление с трудом взрослых, чтение художественных произведений и т. д., но не изучена роль такого средства, как ознакомление с миром взрослых, его представленность перед ребенком, как образца для подражания в трудовой деятельности. Поэтому, мы считаем, необходимым подробно остановиться на раскрытии сущности понятия «мир взрослых», на тех психологических особенностях, которые позволяют старшим дошкольникам воспринимать и осмысливать мир взрослых, на характеристике взрослого как образце для подражания.
Использованная литература :
1 Философский энциклопедический словарь / ред. -сост. Е. Ф. Губский, Г. В. Кораблева, В. А. Лутченко. – М. : ИНФРА– М: Академия, 2009. – 576 с.
2 Даль, В. И Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т Т. 4 / В. И. Даль. – М: Академия, 2015. - 864 с.
3 Ожегов, СИ. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. – М. :Академия, 2016, – 1360 с.
4 Словарь русского языка: в 4-х т. Т. 4. / под ред. А. П. Евгеньевой. – М. : Русский язык, 1999. – 800 с.
5 Титова, Е. В. Методологический потенциал концепции коллективного творческого воспитания / Е. В. Титова // Российский гуманитарный журнал. – 2014. – Т. 3, вып. 3. – С. 203-211.
6 Лопатина, Л. Е. Малый толковый словарь русского языка / Л. Е. Лопатина, В. В. Лопатин. – Москва: Рус. яз, 1990. – 704 с.
7 Словарь по этике / под ред. А. А. Гусейнова, И. С. Кона. – М. : Политиздат, 1989. – 447 с.
8 Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии : учеб. пособие для вузов / С. Л. Рубинштейн. – СПб. ; М. : Питер, 2007. – 713 с.
9 Климов, Е. А. Введение в психологию труда / Е. А. Климов. – М. : Изд - во Моск. ун-та: Академия, 2004. – 336 с.
10 Неверович, Я. З. Психологический анализ процесса формирования трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста / Я. З. Неверович // Журн. Известия АПН РСФСР. – 1955. – № 64. – С. 162 -190.
11 Люблинская, А. А. Беседы с воспитателем о развитии ребенка / А. А. Люблинская. – М. : Изд-во Мин-ва просвещения РСФСР, 1962. – 279 с.
12 Свадковский, И. Ф. О воспитании трудолюбия у детей / И. Ф. Свадковский. – М. : Учпедгиз, 1959. – 112 с.
13 Коменский, Я. А. Избранные педагогические сочинения в 2 т. Т 1. / Я. А. Коменский. – М. : Педагогика, 1982. – 656 с.
14 Руссо, Ж. -Ж. Педагогические сочинения: в 2 т. Т. 2. / Ж. -Ж. Руссо ; под ред. Г. Н. Джибладзе ; сост. А. Н. Джуринский. – М. : Педагогика, 1981. – 336 с.
15 Песталоцци, И. Г. Избранные педагогические произведения в 3 т. Т. 1 / под ред. М. И. Шабаевой. – М. : Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1961. – 713 с.
16 Шатова, А. Д. Трудовые поручения как средство формирования положительного отношения к труду у детей среднего дошкольного возраста : пятый год жизни: автореф. дис. канд. пед. наук / А. Д. Шатова. – М., 1974. – 23 с.
17 Проблемы формирования социогенных потребностей: сб. статей / АН ГССР, Ин-т психологии им. Д. Н. Узнадзе, О-во психологов ГССР ; [под ред. Ш. Н. Чхартишвили [и др. ]]. – Тбилиси: Мецниереба, 1981. – 354 с.
18 Кон, И. С. Ребенок и общество / И. С. Кон. – М. : Академия, 2003. – 336 с.
19 Бондарев, Л. Я. Развитие трудолюбия у старшеклассников в условиях осуществления комплексного подхода к воспитанию: автореф. дисс.. канд. пед. наук /Л. Я. Бондарев. – М., 1980. – 24 с.