Елена Саранова
Аттестация педагогических работников в современных условиях образования
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовка аналитических документов по итогам профессиональной деятельности педагога
Саранова Елена Анатольевна
старший воспитатель
МКДОУ детский сад№196 комбинированного вида «Подснежник»
г. Новосибирск
Аттестация – это процесс, который предполагает с одной стороны, внутренний самоанализ педагогической работы, с другой стороны, внешнюю экспертизу деятельности педагога.
Этапы движения к аттестации :
Темочки:
сбор необходимой информации о действующей нормативной базе и особенностях аттестации (сроки, требования, условия);
Временные рамки (крайний срок подачи документов, даты заседания экспертных комиссий);
разработка собственной стратегии прохождения аттестации, (планирование этапов подготовки);
формирование пакета документов (подбор диагностического материала, копирование необходимых документов, написание аттестационной работы).
Виды аттестационных работ
Самоанализ педагога представляет собой относительно свободное аналитическое описание целей и достигнутых результатов профессиональной деятельности.
Педагогический проект, реализованный в межаттестационный период, также является программно-аналитическим документом о деятельности педагога.
Электронное портфолио воспитателя – это описание в фактах педагогических качеств и достижений преподавателя, включающее в себя спектр документов, формирующий представление о специфике подхода и мере профессиональной эффективности учителя.
Содержание самоанализа (реализованного профессионального проекта) – это не представление имеющихся данных за определенный период, а анализ интерпретация (истолкование, объяснение) собственной деятельности. Самоанализ должен отразить компетентности педагога :
Специальную и профессиональную
Информационную
Коммуникативную
Личностную
В самоанализе (реализованном профессиональном проекте)важно сформулировать проблему и цель профессиональной деятельности, задачи.
Схема формулирования проблемы:
Тезис
Антитезис
Синтезис
Требования, выдвигаемые к проблеме:
Доступна пониманию (должна быть сформулирована в известных терминах)
Решение проблемы должно быть посильно
Проблема должна быть актуальной
Главные составляющие цели: смыслообразующие (зачем, технические (как, содержательные (что)
Характеристики цели
Задачи – конкретные, реалистичные, поддающиеся измерению «частные» результаты, направленные на общую цель
Экспертное заключениеКритерии при написании самоанализа (реализованного профессионального проекта)
Экспертное заключение
Критерии при написании самоанализа (реализованного профессионального проекта)
Критерий 1.
Условия обеспечения качества образования
Показатели
Качество образовательных программ
Образовательные программы регламентируют : содержание обучения и воспитания, средства, методы, технологии обучения, воспитания, педагогического контроля; учебно-методическое обеспечение; цели и конечные результаты образовательного процесса. В образовательную программу закладывается качество образования определенного уровня.
Качество ресурсного обеспечения
Наличие ресурсов – необходимое условие обеспечения качества образования. При этом качество ресурсов напрямую влияет на качество образования.
Ресурсы образовательной системы – это все то, что непосредственно участвует в образовательном процессе :
кадровые;
информационные ресурсы;
соответствующая материально-техническая база.
Уровни квалификации определяют
1. Требования к умениям, знаниям, уровни квалификации в зависимости от полномочий и ответственности педагогического работника : полномочия, ответственность, характер умений, характер знаний.
2. Пути достижения (базовое образование, программы переподготовки, курсы повышения квалификации).
3. Психолого-педагогическая компетентность аттестуемого (умение работать с обучающимися разного уровня подготовленности, способность организовать учебное сотрудничество, владение методами воспитания и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья).
Критерий 2.
Качество проектирования и реализации процесса обучения
Показатели:
Обоснованность актуальности проблемы профессионального опыта, умение выделить и сформулировать ведущую идею
Необходимо соотнести проблему с возможностями ее решения:
соответствие психологических и физиологических особенностей обучающихся;
наличие ресурсов (кадровых, материально-технических, информационных, методических);
при формулировании проблемы необходимо учитывать, что обязательным условием является востребованность решения заявленной проблемы для обучающихся, ОУ, муниципалитета, региона;
актуальность решения проблемы должна определяться как с точки зрения успешной социализации обучаемых, так и реализации конкретных задач изучения школьного предмета, специфики образовательного учреждения, образовательных возможностей и потребностей детей.
Раскрытие путей решения профессиональной проблемы
опора на психолого-педагогические теории, культура использования источников информации (характеристика психолого-педагогических и методических положений, идей, которые составили теоретическую основу проекта);
обоснованность отбора предметного содержания (объяснение критериев отбора предметного содержания, дидактические материалы на основе вариативности и дифференцированного подхода;
целесообразность педагогического инструментария;
обоснование использования технологий, методик, форм, приемов;
наличие примеров из авторской практики, иллюстрирующих пути решения профессиональной проблемы.
Критерий 3. Качественный уровень результативности реализации профессионального проекта (или профессиональной деятельности) в соответствии с заявленной целью и задачами
Показатели:
Позитивная динамика учебных достижений обучающихся, выявленная аттестуемым
Позитивная динамика учебных достижений обучающихся, выявленная аттестуемым :
позитивная динамика уровня обученности (предметные знания, умения, способы деятельности) за аттестационный период;
развитие общеучебных компетенций, метапредметных результатов;
доля обучающихся, принимающих участие в предметных олимпиадах, конференциях, акциях;
увеличение количества творческого предметно-ориентированного продукта, соответствующего сущности реализуемой технологии.
Педагогический профессиональный проект
Педагогический проект,
реализованный в межаттестационный период,
является программно-аналитическим документом о деятельности педагога.
Свидетельства педагогической деятельности,
могут быть представлены в педагогическом проекте :
Портфолио профессиональной деятельности, сформированное на курсах повышения квалификации (переподготовки)
Самостоятельное осознанное целеполагание
Аналитическое отношение к результатам собственной профессиональной деятельности
Подготовленная система документов индивидуального образовательного маршрута
Образовательные продукты, созданные в процессе обучающих занятий (мастер-классов, лекций, семинаров-практикумов)