Оксана Сизова
Развитие творческих способностей дошкольников в музыкальной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд № 1
Музыка, среди многих элементов системы воспитания, занимает одно из главных мест, по своей способности вызвать в ребенке творческую фантазию.
Развитие творческих способностей происходит через восприятие музыки, умение ее слушать, анализировать, а также через активность ребенка, которая проявляется в разных видах муз. деятельности.
Публикация «Развитие творческих способностей дошкольников в музыкальной деятельности» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2014
Н. А. Ветлугина отмечает, что необходимым условием возникновения детского творчества является накопление опыта исполнительства. В процессе музыкальной деятельности у детей развиваются музыкальные способности (ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма, ребята приобретают необходимые навыки, умения, знания, для того чтобы иметь возможность выразить свои собственные муз. впечатления.
Предлагаем вспомнить виды музыкальной деятельности.
Слайд № 2
Виды музыкальной деятельности
Музыкально-ритмические движения
Слушание
Пение
Игра на детских музыкальных инструментах
Рассмотрим подробнее каждый вид.
Слайд № 3
Музыкально-ритмические движения.
Данный вид музыкальной деятельности занимает важное место в развитии творческих способностей детей. Это объясняется «двигательной природой» детского воображения (Л. С. Выготский, и доступностью движения под музыку для детей на всех возрастных этапах, в том числе и на самых ранних. Кроме того, именно в муз. движении у детей возникают наиболее яркие эмоциональные реакции - радость, удовольствие, что являются важнейшим условием формирования творчества вообще и муз. творчества в особенности.
Виды музыкально-ритмические движений:
Музыкально-ритмические упражнения
Танцы, пляски, хороводы
Игры
Музыкально-ритмические упражнения – это процесс разучивание с детьми отдельных танцевальных движений.
Рассмотрим простейшее движение – хлопки. Воспитатель прохлопывает определенный ритм, дети повторяют. Затем выбранный ребенок придумывает свой ритм, прохлопывает, дети стараются повторить. Для большей понятности можно использовать карточки с одинаковым рисунком, но разные по размеру, разложенные в определенной последовательности. Большая картинка – долгий хлопок, маленькая – короткий. Дети похлопывают, воспитатель предлагает одному из детей выложить свою ритмическую последовательность.
Следующий вид музыкально-ритмических движений – танцы, пляски, хороводы. Выделяют две группы: зафиксированные и свободные.
К свободным танцам относятся пляски и хороводы, которые придумывают сами дети, используя знакомые элементы танцев. Вначале педагог помогает детям выбирать движения, под ту или иную музыку в соответствии с её характером, формой. Затем дети самостоятельно пробуют свои силы и без подсказки взрослого создают «свою» пляску. Детям младшего возраста можно предложить поплясать как медведи, зайчики, лисички, птички, снежинки и т. д. Для ребят постарше задание усложняется, например, передать настроение музыки в танце (радость, печаль, восторг, злость и прочее).
Можно использовать атрибуты - ленточки, шарфики, платочки, листики, снежинки, предметы, помогающие изобразить тот или иной образ особенно выразительно.
Музыкальные игры делятся на игры под инструментальную музыку (сюжетные и несюжетные) и игры под пение (хороводы и инсценировки).
К сюжетным относятся такие игры как «Солнышко и дождик», «Птички и кошка» и т. д. Дети младшего возраста стараются передать в движении односложные образы – птички, мышки, зайчики и т. д. Ребятам постарше предлагается передать в движении взаимосвязь нескольких персонажей.
Пример несюжетной игры:
«Игра с бубном» - для мл. возраста. Воспитатель с бубном в руках говорит следующие слова: «Я по комнате хожу, а ребят не нахожу, буду в бубен я играть, выйдут детки танцевать», в это время дети сидят, закрыв глаза руками. Воспитатель бьет в бубен, дети танцуют.
Для старшего возраста: перед детьми три инструмента – бубен, металлофон, маракас (могут быть и другие). Детям предлагается под звук каждого инструмента придумать движение. Для бубна – притопы (хлопки, прыжки, для металлофона (глиссандо) - взмахи руками (покачивание, для маракаса (кружение). Ребенок-ведущий играет на инструментах в разном порядке, дети выполняют выбранные движения.
Слайд № 4
Слушание.
Слушание музыки – активный творческий процесс, так как слышать, воспринимать музыку – это значит различать ее характер, следить за развитием образа, прочувствовать, осмыслить.
Для успешного развития исполнительских и творческих способностей, необходимо обогащать музыкальные впечатления, через восприятие музыки.
Для решения задач восприятия музыки используются следующие методы: наглядный, словесный, практический. Практич. метод заключается в сочетании восприятия музыки с практическими действиями: пластическая импровизация, оркестровка, графическое изображение мелодии, прием «цвет-настроение».
Для детей мл. возраста нужно выбрать доступный муз. материал («Курочки и петушок», «Слон» К. Сен-Санс, Григ «Птичка», и др). Затем, предложить детям полетать как птички, ходить как слоны и т. д. Первоначально, по показу воспитателя, затем необходимо побуждать детей самостоятельно воспроизводить определенный образ.
У детей старшего возраста спектр возможностей увеличивается.
Например: игра на воображаемых инструментах.
Прием «оркестровка». Ребята прослушивают муз. произведение, выбирают инструменты, соответствующие характеру звучания музыки. При повторном слушании дети стараются играть ритмично, в характере музыки, не заглушая общего звучания.
Прием «цвет - настроение». После прослушивания произведения, детям предлагается выбрать карточку, подходящую по цвету к настроению муз. произведения. Можно предложить детям нарисовать то, что они услышали в музыке. (С. Прокофьев «Дождь и радуга», П. И. Чайковский «Баба Яга» и др.)
Слайд № 5
Пение
Для проявления песенного творчества важным является накопление слухового опыта и развитие муз. -слуховых представлений. Разработана серия творческих заданий для развития песенного творчества:
- импровизация имен, звукоподражаний, мелодий без слов;
- импровизация муз. вопросов и ответов;
- сочинение попевок контрастного характера на предлагаемый текст, сочинение попевок в определенном жанре.
Для детей младшего дошкольного возраста можно предлагать задания, направленные на подражание звучания сигналов больших и маленьких детских игрушек, пения птиц, движения транспорта, в разном темпе и ритме; создавать игровые ситуации, в ходе которых педагог предлагает ребенку покачать куклу, напевая ей колыбельную на слова «баю-бай», или показать, как кукла танцует, находя соответствующие интонации.
Могут быть такие творческие задания: петь самостоятельно, находя то высокие интонации (поет маленькая кукушка, мяукает котенок, лает маленькая собачка, то более низкие (поет большая кукушка, мяукает кошка, лает большая собака).
Игровые задания на произнесение имен с различной эмоциональной окраской и интонацией (нежно, ласково, сердито, весело и пр., и с различной силой звука).
Задания на импровизацию муз. вопросов и ответов. Педагог задает «муз. вопрос», а ребенок импровизирует "муз. ответ». Тексты вопросов и ответов могут предлагаться. Например, «Что-то Машеньки не слышно?» - «Погулять наверно вышла». «Мышка, мышка, что не спишь, что соломкою шуршишь?» - «Я боюсь уснуть, сестрица - кот усатый мне присниться». А могут быть ответы, придуманные самим ребенком.
Стишки-попевки можно брать из сборников детских песен, загадок.
Дидактическая игра «Времена года в цвете и звуке». Четыре времени года - это прямоугольники разного цвета. Ребенку предлагают исполнить песню, соответствующую времени года, которую он выберет. При этом можно себе аккомпанировать на любом музыкальном инструменте. Можно исполнять на слог, а остальные дети определяют, о каком времени года пелось.
Слайд № 6
Игра на детских музыкальных инструментах
Интерес к данному виду деятельности у ребенка возникает практически с самого рождения (погремушка). Существуют различные способы применения игры на детских музыкальных инструментах:
- озвучивание,
- оркестровка,
- контрастные сопоставления.
Слайд № 7
Для озвучивания с помощью детских музыкальных инструментов могут применяться
- Стихотворения
- Сказки
- Рассказы о явлениях природы, о животных
- Рассказы, сочиненные детьми
- Рассказы по репродукциям
Приведем несколько примеров.
1. Для ребят младшего возраста воспитатель может рассказать и озвучить «Сказку про лягушонка КВАК»:
Лягушонок КВАК пошёл гулять. Вдруг на него упала капелька дождя (ударяет по пластинке металлофона 1 раз).
Тучка закрыла солнышко, стало темно, и на лягушонка капнуло ещё несколько капель (ударяет несколько раз).
В начале капельки капали редко (редкие удары, а затем дождик разошёлся не на шутку и капельки полились одна за другой всё чаще и чаще. Дождь усилился (частые удары).
Лягушонок прыгнул в озеро и стал ждать, когда кончится дождь. Вскоре дождь кончился, и опять выглянуло солнышко”.
После такого прочтения сказки ребенку предлагается исполнить свою мелодию дождя.
2. Можно предложить ребятам исполнить на металлофоне песенку петушка («Ку-ка-ре-ку», прохлопать в бубен ритм своего имени.
Для ребят старшего возраста творческие задания усложняются.
3. Озвучивание стихотворений.
С. Я. Маршак «Апрель»
Апрель! Апрель! – треугольник
На дворе звенит капель. – глиссандо по металлофонам
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи. – музыкальный молоточек
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи. Тихое шуршание любым предметом
Пробирается медведь – трещотка
Сквозь лесной валежник. – маракас
Стали птицы песни петь – свистулька
И расцвел подснежник. – колокольчик
Такой способ знакомства с литературой будет вызывать у детей более яркий эмоциональный отклик, способствовать лучшему запоминанию содержания произведения.
Слайд № 8
Широко применяются различные виды контрастных сопоставлений:
- контраст в пределах одного жанра – сочинение разных по характеру песен, танцев, маршей, например, боевого и шутливого;
- контраст в пределах одного названия – сочинение двух разных по характеру пьес, например, птичка поет весело и грустно;
- контраст в пределах одного настроения – передача возможных его оттенков (веселое, торжественное и веселое, нежное; светлая грусть и грусть-жалоба.
Таким образом, дети могут, опираясь на приобретенный муз. опыт, по-своему выразить муз. впечатления, развить творческие способности.
Развитие творческих способностей детей является актуальной задачей в современной педагогической практике. Творческое развитие ребенка теснейшим образом связано с искусством и, в частности, с музыкой. Платон в свое время говорил, что музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения.
Поэтому с первых лет жизни ребенку необходимо участие в муз. творчестве через различные формы музыкальной деятельности.
Слайд № 9