Ветчинкина Галина
Выступление на педсовете
▼ Скачать + Заказать документы
В последние десятилетие арт-терапия бурно развивается в самостоятельную дисциплину. Наиболее серьезная работа ведется в Санкт-Петербурге, где создана Арт-терапевтическая ассоциация, ведутся курсы по авторской программе доктора медицинских наук А. И. Копытина, ежегодно проводятся международные арт-терапевтические конференции, с 1997г. издается мультидисциплинарный журнал «Исцеляющее искусство».
Публикация «Выступление на педсовете» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Арт-терапия - это область, которая использует невербальный язык искусства для развития личности в качестве средства, дающего возможность контактировать с глубинными аспектами нашей духовной жизни, с внутренней реальностью, складывающейся из наших мыслей, чувств, восприятий и жизненного опыта. Арт-терапия основывается на том, что художественные образы способны помочь нам понять самих себя и через творческое самовыражение избавиться от стресса, решить внутренние проблемы, преодолеть тревожность и многое другое.
В использовании искусства в системе отечественного специального образования прослеживаются 2 направления (технологии) :
АРТ-педагогика АРТ-терапия
Влияние отдельных видов художественной деятельности на коррекцию когнитивной, эмоционально-волевой, моторной сферы ребенка с ОВЗ. Влияние на эмоциональную сферу, социально-адаптационные процессы (коммуникация, рефлексия, регуляция, катарсис).
Это подразумевает:
Использование в педагогическом процессе художественно-продуктивных видов деятельности, музыкально-ритмической деятельности, театрализованно-игровой деятельности и др. Собственное художественное творчество, которое является источником новых позитивных чувств, появление желания выплеснуть в невербальной форме свои внутренние переживания.
Реализация
В образовательной, воспитательной и коррекционно-развивающей деятельности используются различные методы и приемы арт-терапии. Арт-терапевтические сеансы, осуществляются в различных формах организации (индивидуальной, групповой).
Арт-терапевтические сеансы проводятся в специальной студии, в которой имеется 2 зоны:
Рабочая Релаксационная
Изоматериалы, мольберты муз. инструменты, и др. Место, где можно послушать музыку в удобной позе, рассмотреть свой рисунок, поговорить….
Сеанс проходит в 2 этапа:
Пропедевтический Основной
Погружение в обстановку, полихудожественную среду. Непосредственно художественно-продуктивная деятельность, коммуникация, и т. д.
В арт-терапевтической практике существует 2 основных подхода:
Директивный Недирективный
Предполагает:
Наличие конкретного задания, темы или инструкции. Отсутствие каких-либо регламентирующих указаний в процессе создания тех или иных визуальных образов - спонтанное рисование («нарисуйте что-нибудь так, как вам нравиться»).
Разнообразие арт-терапевтических изобразительных техник:
• каракули (выражение бессознательного конфликта в визуальных образах)
• лепка
• мандалы
• рисование в парах
• коллаж
• фрактальное рисование
• оформление карты чувств
• рисование масок
• рисование на песке, зеркале, стекле.
• и др.
Семейная Арт-терапия - основа для диагностики и коррекции семейных отношений. Главное цель в работе с семьей – эмоциональное принятие всеми членами семьи своего ребенка с проблемами в развитии.
Выделяют 3 типа отношения родителей к дефекту ребенка:
Гипостенический Стенический
Пессимизм, депрессия, тревожность и т. д. Импульсивность, ригидность, оптимизм
Смешанный
Арт-терапевтические сеансы помогают родителям разобраться в:
• семейном взаимодействии
• особенностях общения членов семьи
• выявить текущие проблемы
• узнать степень влияния семьи на ее каждого члена и др.
В работе с семьей можно использовать следующие арт-терапевтические техники:
• семейный коллаж
• генограмма (генеалогическое дерево)
• групповая мандала (рисование в круге)
• пейзаж моей души
• автопортрет семьи
• совместное рисование
• семейная стенгазета
• главные события нашей семьи
• «Я и моя семья» и др.
Таким образом, арт-терапия это помогающая деятельность, объединяющая художественную и психологическую практику, которая представляет собой не один, а несколько методов творческого самовыражения визуального характера. А арт-терапевтическая и арт-педагогическая технологии – новые подходы к процессу социализации детей с ОВЗ.