Евгения Василенко
Выступление на педсовете «Воспитывать тактичного собеседника»
▼ Скачать +Заказ
Тактичность – от французского слова «такт» (прикосновение, чувство, осязание) - чувство меры, подсказывающее правильное отношение, подход к кому-либо, чему-либо; умение держать себя подобающим образом.
Воспитание культуры речи – проблема нравственная, имеющая социальную значимость. Воспитанность, тактичность и культура человека ярко проявляются в умении оформлять мысль в слова, манере говорить и общаться, богатстве словарного запаса. В слове – суть мысли. Вот почему важно, чтобы растущий человек с самого раннего возраста учился и мыслить и обозначать мысль словом, умел общаться посредством слова, соблюдая общепринятый речевой этикет.
Публикация «Выступление на педсовете „Воспитывать тактичного собеседника“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2017
В этой связи возникают следующие задачи воспитания :
- формировать у ребенка культуру речи;
- учить его четко и ясно произносить слова;
- правильно и понятно для окружающих излагать мысль;
- вежливо отвечать на вопросы взрослых и обращаться к ним с просьбой;
- не перебивать говорящих;
- внимательно выслушивать указания старших;
- говорить без крика, владея силой голоса и различными интонациями;
- не вульгаризировать речь словами – сорняками;
- спокойно и скромно держать себя во время разговора.
В дошкольные годы ребенок склонен к эмоциональной отзывчивости и подражанию. Свои привычки, интересы, стиль своего поведения и отношение к окружающим малыш лепит с нас, с взрослых. Дети чрезвычайно наблюдательны. У них исключительная память при постоянном неосознанно-интуитивном желании всегда и во всем походить на взрослых. Основной пример для детского подражания – это семья. Невозможно воспитать тактичного, вежливого, воспитанного собеседника, если перед его глазами не будет достойного примера папы, мамы, дедушки. Дети удивительно чутко улавливают, как разговаривают взрослые – спокойно или с раздражением, умеренно громко или крикливо, уважительно или с пренебрежением – и, подражая, копируя услышанное.
Воспитатель изучает, как дети проявляют себя в разговоре с близкими, со взрослыми, со сверстниками (в беседах, с детьми, в наблюдениях за ними в процессе самостоятельной различной деятельности и, конечно, на занятиях). И в связи со своими наблюдениями проводит систематическую, целенаправленную работу по развитию культуры речи на протяжении всего пребывания ребенка в д\ с: и в течении всего дня, и на занятиях, и в повседневной жизни. Из опыта работы мы знаем, что воспитывать ребенка следует не скучной моралью и деспотическим приказом, а собственным постоянным положительным примером. Вот некоторые правила, необходимые в повседневной жизни:
1. Воспитание речевой культуры у детей начинается с создания в группе тишины. Мерный говор – свидетельство нормального общения детей, при котором педагог слышит каждого ребенка, а дети в свою очередь, не прерывая игр и занятий, контактируют с воспитателем. В спокойной обстановке педагог имеет возможность поговорить с каждым ребенком, обучая своим примером речевого общения.
2. Никогда (ни словом, ни делом) не оскорблять человеческое достоинство ребенка.
3. Никогда не кричать на ребенка, не говорить при нем, а тем более обращать к нему грубых слов.
4. Не применять в виде воспитательной меры физические способы наказания.
5. Всем пед. коллективом быть всегда единодушными в своих требованиях к детям. Если не согласен с коллегой, необходимо высказать свое несогласие позднее, не при детях.
6. Уважая достоинство маленького человека, нельзя выдвигать причиной того или иного замечания или запрета возраст ребенка: «Ты еще этого не понимаешь, тебе еще рано, не дорос».
7. Предъявляя к ребенку какие-либо требования, прежде всего, необходимо эти требования предъявлять к самим себе. Мы тоже обязаны быть внимательными, тактичными, деликатными со своими детьми. Не забывать говорить «доброе утро», «благодарю за помощь», «спасибо» и т. д. Не забывать похвалить малыша за сделанное им дело, за его внимание и заботу.
8. Необходимо постоянно направлять внимание детей на понимание самочувствия, настроения, эмоционального состояния своих же сверстников. Каждый новый день приносит радость одним и огорчения другим детям. Дети должны понимать причину настроения сверстника (для этого надо уметь поговорить с ним, а иногда внимательно понаблюдать за ним) и помогать ему: жалеть, если тому плохо, радоваться вместе со сверстником, если тот испытывает радость.
9. Необходимо внушать детям, что в совместных играх, труде и др. занятиях не стоит спорить по пустякам, зазнаваться, если что-то лучше получается, а нужно научить своего друга всему, что умеешь сам, не завидовать, а радоваться успехам других.
10. Необходимо развивать у детей интонационные оттенки разговорной речи, выражающие уважение, спокойствие, просьбу, удивление, радость, доброжелательность, приветливость. Этому способствуют потешки, разучивание стихотворений, выразительная речь окружающих.
11. Речевая сдержанность – один из признаков культуры общения. В практике наблюдается пробел – добиваясь от детей высокой речевой активности, мы нередко забываем о воспитании у них умения молчать и выслушивать других, вникая в смысл сказанного; поддерживать диалог.
Различные виды занятий также способствуют воспитанию в детях тактичности, внимательности, отзывчивости, человечности.
1. Этическая беседа. Содержание этических бесед составляют в основном подлинно жизненные ситуации, поведение окружающих людей и, прежде всего, самих воспитанников. Воспитатель дает характеристику тем фактам и поступкам, которые ребенок наблюдал или совершал в общении со сверстниками и взрослыми.
2. Чтение художественной литературы активизирует воображение ребенка, заставляет его сопереживать и внутренне содействовать персонажам, а в результате этого сопереживания у ребенка появляются не только новые знания и представления, но и, самое главное, новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, явлениям, предметам.
3. При рассматривании иллюстраций особое внимание необходимо уделять анализу эмоционального состояния персонажей («Что с ним происходит? Почему он плачет?»).
4. Можно предложить несколько сюжетов для разыгрывания сценок: «Девочку не приняли в игру. Она отошла в угол группы, низко опустила голову и молчит, вот-вот заплачет». Показать обиду девочки. Дети самостоятельно придумывают выход из ситуации.
5. Беседы с детьми о прочитанном. Очень важно побуждать детей высказываться по поводу действий различных персонажей, особенно нравственно противоположных типов, проявлять отзывчивость, умение пожалеть, посочувствовать, вспомнить свои собственные отрицательные и положительные поступки. Планируя вопросы, воспитатель помогает разобраться в образе и высказать корректно свое отношение к нему. Эти вопросы должны развивать дискуссию в детском коллективе, в процессе которой закрепляются гуманные чувства ребенка.
6. Игры – беседы с персонажами сказок. В качестве персонажей выбираются по своим нравственным качествам, например: падчерица и мачехина дочка из сказки «Морозко». Постепенно куклы-персонажи могут затронуть проблемы, актуальные для всей группы или для отдельных ребят.
7. Игры – драматизации. Роль положительного персонажа желательно предоставить ребенку с низким уровнем социальных эмоций, а роль отрицательного героя предложить ребенку, отличающемуся нравственным поведением. В результате появляются новые представления и новые эмоциональные отношения. Воспитатель может так же связать игру-драматизацию с ситуациями, часто возникающими в группе и дома.
Воспитывать живого и тактично собеседника – одна из задач, которая должна решаться на протяжении дошкольного детства на занятиях и в повседневной жизни.
Литература:
1. «Эмоциональное развитие дошкольника» под ред. А. Д. Кошелевой.
2. О. С. Богданова, О. Д. Калинина «Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками».
3. Ю. Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?»
4. Л. П. Васильева – Гангце «Азбука вежливости».