Светлана Погнерыбко
Владение речевым мастерством — залог успеха в работе педагога с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
Дети дошкольного возраста, подражая окружающим, перенимают не только все тонкости правильного произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства речи, которые встречаются у взрослых. От культуры речи воспитателя зависит культура речи детей. Традицией в детском саду должны стать негромкая речь, правильный приветливый тон обращения к детям, отсутствие жаргонных, бранных слов, подчеркнутая вежливость в обращении друг к другу.
Публикация «Владение речевым мастерством — залог успеха в работе педагога с дошкольниками» размещена в разделах
Речь воспитателя оценивается с трех сторон: содержательность (о чем и сколько говорит, что сообщает детям, безупречная правильность формы (как говорит, возрастная и педагогическая направленность (умеет ли говорить с дошкольниками, может ли убеждённо и доходчиво излагать сведения по вопросам педагогики взрослым- родителям, коллегам).
В речи можно выразить тончайшие оттенки чувств, мыслей. Это достигается не только с помощью соответствующих слов, но и благодаря правильному произношению интонационных средств выразительности: силы голоса, темпа, логического ударения, пауз, ритма, тембра, мелодии. Стихи, сказки, рассказы, прочитанные или рассказанные воспитателем с использованием этих средств, помогают детям лучше понять их содержание, почувствовать силу и красоту родного языка.
Монотонная речь утомляет маленьких слушателей, снижает интерес к содержанию текста. Слушая такую речь, дети быстро начинают отвлекаться, смотреть по сторонам, а затем и совсем перестают слушать.
Речь воспитателя должна быть эмоционально насыщенной, богатой интонациями, достаточно громкой и неторопливой. Торопливость речи столь же недопустима в общении с детьми, как и неправильное произнесение звуков. Речь воспринимается детьми лучше, если она протекает в слегка замедленном темпе. Такой темп повышает отчетливость речи, и, наоборот, ускоренный темп делает её нечеткой, смазанной, трудной для восприятия. Сказки, рассказы, стихи для детей мастера художественного слова читают, как правило, в более замедленном темпе, чем тот, который характерен для разговорной речи. Замедленную речь детям легче воспринимать, легче следить за её содержанием, запоминать текст.
Голос - это профессиональный инструмент воспитателя, и им необходимо правильно пользоваться, беречь его от перегрузок. Неверное использование голоса может проявляться, например, в чрезмерном повышении его громкости (при шуме в группе, на площадке).
Если все - таки ситуация общения потребует значительного усиления громкости речи, это не означает, что нужно доводить его до крика. Следует, несколько увеличив громкость, более четко произносить слова, замедлив при этом темп речи.
Если голос тихий и слабый, его необходимо развивать до более громкого и укреплять специальными упражнениями. Так же может быть устранена и неблагозвучность голоса (сиплость, хрипота, гнусавость).
Последовательно излагая мысли, воспитатель не должен загромождать свою речь непонятными словами, сложными оборотами, длинными фразами.
Доступность, понятность речи педагога достигается прежде всего правильным и точным использованием слов. Словарный запас русского языка богат, он постоянно пополняется новыми словами; исчезают слова, вышедшие из употребления.
В общении с детьми воспитателю необходимо широко использовать лексическое богатство родного языка, учитывая возрастные особенности детей: подбирать и употреблять в своей речи такие слова, которые были бы им доступны для понимания и легки для усвоения.
В разговоре с детьми следует употреблять слова литературного языка, не допуская грубых слов, избегая просторечий и диалектизмов, а также слов, вышедших из употребления. Чем богаче и разнообразнее словарь воспитателя, чем ярче, насыщеннее его речь, тем больше слов могут усвоить дети.
Словарь воспитателя должен быть богатым и точным. Нужно чаще употреблять слова, которые медленнее усваиваются детьми, точно обозначать оттенки цвета, материал, форму, величину предметов и др.
В качестве недостатков словаря многих воспитателей можно назвать частое употребление слов с уменьшительно- ласкательными суффиксами (Танечка, вымой ручки; Катенька, убери чашечку со стола и т. п., засоренность лишними словами (ну, вот, так сказать, значит); в общении с более старшими детьми- подлаживание под речь малышей, то есть неуместное использование звукоподражательных слов (Где ав- ав? и т. д.).
Правильный подбор слов и словесных выражений обеспечивает точность, ясность и выразительность речи воспитателя.
В целом рассказ педагога должен быть полным, красочным, с точно подобранными словами, грамматически правильно оформлен, выразителен, между отдельными частями должна быть установлена четкая логическая связь. При рассказывании необходимо умело пользоваться синонимами, метафорами, эпитетами, которые делают речь выразительней, разнообразней, богаче по содержанию, шире использовать устное народное творчество (пословицы, поговорки, фразеологические обороты.
Кроме того, речь воспитателя должна быть спокойной, всегда уравновешенной, немногословной, но очень понятной и логичной, вежливой не только по отношению к детям, но и ко всем другим работникам детского сада.
Таким образом, работая с детьми, воспитатель должен обратить внимание на следующее:
Правильно произносить все звуки родного языка, устранять имеющиеся дефекты речи.
Иметь ясную, четкую и отчетливую речь, то есть хорошую дикцию.
Использовать в своей речи литературное произношение, то есть придерживаться орфоэпических норм.
Стремиться правильно использовать интонационные средства выразительности с учетом содержания высказывания.
В общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкостью голоса.
Связно и в доступной форме рассказывать и передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции (в соответствии с возрастом детей).
Не допускать в разговоре с детьми и с персоналом повышенного тона, грубых выражений.
Педагог должен критично относиться к собственной речи и при наличии недочетов в ней стремиться к их устранению.
Однако установить и выявить недостатки своей речи не всегда легко, так как в процессе общения внимание говорящего обращено прежде всего не на форму речи (как сказать, а на ее содержание (что сказать). Кроме того, в результате длительного небрежного отношения к своей речи некоторые недочеты могут прочно закрепиться и в дальнейшем не замечаться.
Например, не замечаются такие недостатки, как торопливость, невнятность, монотонность речи, повышенная громкость голоса, неточность произнесения отдельных звуков или слов и другие несовершенства. Чаще всего речь воспитателя страдает небрежным, неряшливым произношением, когда звуки и слова произносятся при недостаточно открытом рте (как бы сквозь зубы, недоговариваются окончания слов, проглатываются отдельные звуки, невнятно произносятся согласные.
Чтобы знать о несовершенстве собственной речи, воспитатель необходимо прислушиваться к замечаниям товарищей. Открытые занятия полезно записывать на диктофон, с тем, чтобы во время их разбора (или специально) можно было обратить внимание на свою речь, провести анализ её звуковой стороны, использования лексических средств, грамматического оформления.
Тем более важно, чтобы проявившиеся недостатки речи стали предметом внимания и самого воспитателя, и его товарищей. Обнаруженные несовершенства своей речи (плохая дикция, нарушения в лексико - грамматическом оформлении и т. д.) воспитатель отмечает в специальной тетради, затем вырабатывает план и организует работу по их устранению.
С помощниками воспитателя необходимо также проводить серьезную работу : разъяснять, чтопомощник воспитателя должен вносить свой вклад в процесс воспитания: разговаривать с детьми, отвечать на их вопросы, шутить, создавая радостное настроение, и т. д.
Каждый дошкольный работник должен считать своим профессиональным долгом непрерывное совершенствование своей речи.
Бланк с заданиями по консультации
«Грамматически правильная речь воспитателя»
Задание № 1. Расставьте правильно ударения в словах:
1)баржа, бармен, диспансер, договор, донельзя, дремота, жалюзи, заусеница, квартал, каталог.
Задание № 1. Расставьте правильно ударения в словах:
2)опека, ракушка, свекла, средства, сливовый, танцовщица, творог, тотчас, туфля, уведомить
Задание № 2. Образуйте множественное число:
порт –
торт –
крем -
веер -
договор -
инженер -
Задание № 2. Образуйте множественное число:
джемпер -
свитер -
образ -
соболь -
лагерь -
год -
Задание № 3. Определите род существительных:
шампунь -
мозоль -
кофе -
тюль -
Задание № 3. Определите род существительных:
вуаль -
какао -
пальто –
безе-
Задание № 4. Напишите правильно окончания:
Чулки – пара___, носки –пара___
Задание № 4. Напишите правильно окончания:
гетры – пара___ сапоги – пара___
Задание № 5. Обведите правильное слово:
Это Ваша (роспись, подпись) на справке?
Я (надеваю, одеваю) шапку.
Задание № 5. Обведите правильное слово:
Я (одела, надела) девочку Таню
Развитие правильной дикции
Скороговорки.
Участник должен произнести предложенную скороговорку – медленно, быстрее, быстро. «Перепел перепелку и перепелят в перелеске прятал от ребят»
Развитие правильной дикции
Задание №1. Скороговорки.
Участник должен произнести предложенную скороговорку – медленно, быстрее, быстро.
«Тетерев сидел у Терентия в клетке, а тетерка с тетеревятами в лесу на ветке»
Развитие умения вести монолог
Задание №2. «Расскажи сказку по-другому»
Цель: научить рассказывать сказку от начала и до конца от лица героя сказки или предмета.
Задание
сказка «Рукавичка» от лица рукавички
Развитие умения вести монолог
Задание №2. «Расскажи сказку по-другому»
Цель: научить рассказывать сказку от начала и до конца от лица героя сказки или предмета.
Задание
«Три медведя» Расскажите сказку от лица Михайло Потапыча.
Развитие связной устной речи. Работа с пословицами.
Карточка № 1.
1. Продолжить пословицы:
- С волками жить.
- С миру по нитке
- Всяк сверчок.
2. «Перевести» пословицу на русский язык.
- Сын леопарда - тоже леопард. (Африка)
- Верблюда под мостом не спрячешь. (Афганистан)
- Бойся тихой реки, а не шумной. (Греция)
3. Назвать аналогичную русскую пословицу.
4. Назвать одну или несколько пословиц про дружбу.
Карточка № 2.
1. Продолжить пословицы:
- Двое пашут -. (а семеро руками машут)
- Кончил дело -. (гуляй смело)
- Гром не грянет -. (мужик не перекрестится)
2. «Перевести» пословицу на русский язык.
- Молчаливый рот - золотой рот. (Германия)
- Тот не заблудится, кто спрашивает. (Финляндия)
- Ошпаренный петух от дождя убегает. (Франция)
3. Назвать аналогичную русскую пословицу.
4. Назвать одну или несколько пословиц про труд.
Грамотность
Подобрать по три синонима к слову
Смелый –
Жадный –
Отважный –
Грамотность
Подобрать по три синонима к слову
Большой –
Дискуссия –
Грусть –
Подобрать антонимы.
Маленький –
Сладкий –
Легкий –
Узкий –
Высокий –
Подобрать антонимы.
Темный –
Твердый –
Теплый –
Быстрый –
Громкий –