Надя Мешкова
Консультация для родителей: «Уверенный в себе малыш — залог успеха во взрослой жизни».
▼ Скачать + Заказать документы
Уверенный в себе человек - это человек, который принимает себя.
Каково же это представление о самом себе? Родители должны ориентироваться во взглядах своих детей на их собственные возможности. Отношение человека к самому себе играет большую роль в развитии его личности, особенно в вопросах самовоспитания.
Очень редко представление ребенка о себе реально, то есть соответствует действительности, так как в основном формируется под влиянием других людей – родителей, учителей, братьев, сестер, товарищей. Правильное представление человека о самом себе или хотя бы частично соответствующее действительности было бы весьма желательным. Зная свои слабые и сильные стороны, человек может поддерживать их баланс, развивать необходимые для жизни качества, серьезное относиться к развитию определенных способностей. Такое отношение к своим возможностям самое правильное.
Публикация «Консультация для родителей: „Уверенный в себе малыш — залог успеха во взрослой жизни“,» размещена в разделах
Родителям надо обращать внимание на отношение своего ребенка к самому себе, тактично и постепенно помогать ему освобождаться от негативных наклонностей и развивать полезные, положительные качества.
Иногда детям легче заявить: «не умею, не сделаю, не справлюсь», а иногда и просто лень, чем приложить усилия, настойчивость в преодолении трудностей. Но очень часто источник такого явления лежит в отсутствии веры в свои силы, в низкой оценке своих возможностей.
Часто говорят, что чем больше человек может сделать самостоятельно, тем увереннее он будет себя чувствовать. Это верно, поэтому давайте возможность детям проявлять как можно больше самостоятельности. Пусть какие – то вещи у него не сразу получаться или качество выполнения их поначалу будет низким. Это естественно. И нужно объяснить это ребенку, не пугая его за плохо убранную постель или неважно склеенную картинку. В любом деле отмечайте достижения и обозначайте путь дальнейшего роста и совершенствования. «Ты хорошо подобрал цвет для этой картинки. Мне нравится. Еще бы научить цветной карандашик не выезжать за линию….»
Детям свойственно естественное стремление к совершенствованию. Им важно получить импульс, доброжелательную поддержку от взрослого. Спокойная уверенность родителей в том, что чуть быстрее или чуть медленнее, но ребенок обязательно научится делать то-то и то-то, - прекрасный фон для развития у ребенка чувства уверенности в себе.
Однако не только умение делать как можно больше самому необходимо для развития уверенности в себе. Наверняка вам встречались такие дети и взрослые, которые хорошо выполняют многие виды работ, но при этом чувствуют себя неуверенно. Уверенность в себе – это умение принимать себя внутренне не только в своих достоинствах, но и в недостатках. Некоторых пугает слово «принятие». Им кажется, что это равносильно отказу от всякого стремления к совершенствованию. «Я не умею рисовать сову – ну и пусть. Мне и так хорошо». Однако принятие не означает оценку. Это скорее откровенная констатация факта – да, сейчас я не умею рисовать.
Когда ребенок просто осознает этот факт, не накручивая на него отрицательных эмоций, ему гораздо легче научиться рисовать. Нужно только дать себе время и потренироваться, и все получится. Если же факт неумения что-то сделать фиксируется отрицательными эмоциями: «Я глупый, потому что не умею рисовать», то, помимо тренировки, малышу еще нужно преодолеть эмоциональный барьер, страх показать всем свою глупость. А от того и желание что-то делать может пропасть, да и сил потребуется потратить гораздо больше. Поэтому старайтесь не «приклеивать ярлыки» ребенку, когда у него что-то не получается.
Нельзя высказывать поверхностное мнение о ребенке и тем более его повторять, не имея глубокого внутреннего убеждения в его справедливости. Наиболее сильно закрепляется в сознании ребенка мнение, неоднократно услышанное от родителей, окружающих людей.
Родители должны обращать особое внимание в том случае, когда ребенок не верит в свои возможности или, наоборот, оценивает себя слишком высоко. Но даже тогда, когда у ребенка действительно есть недостатки, постоянное подчеркивание этого факта в его присутствии приносит большой вред.
Попытки вырастить яркую индивидуальность направлены на стремление служить людям, быть личностью. Хорошо, если так. Однако эту далекую перспективу не может увидеть маленький вундеркинд, он еще не заглядывает в столь отдаленное будущее. Зато неусыпное внимание со стороны взрослых, их отказ от всего ради кумира воспринимается весьма благосклонно. Маленький человек привыкает к тому, что он - центр семьи и все за него делают родители, в результате чего в последствии неизбежно возникают переживания по любому поводу, которые могут привести к различным отклонениям и в поведении, и в психическом развитии.
Также важно следить за тем, что вы говорите о других людях. Если вы налево и направо раздаете всем оценки, малыш невольно усвоит, что так же будут относиться и к нему. Быть во всем идеальным - задача практически непосильная, а раз не идеальный – значит, плохой. В таком случае ребенку будет трудно обрести уверенность в себе. Страх оценки будет мешать этому.
Поэтому, общее развитие человека в значительной мере зависит от созданного им представления о собственных недостатках и достоинствах. Самое полезное представление должно основываться на убеждении: у меня есть достоинства, которые я должен развивать, и отрицательные качества, которые нужно искоренять, устранять. Такое представление не разочаровывает, ибо содержит позитивные моменты, но и не успокаивает настолько, чтобы «почить на лаврах». Каждому человеку есть над чем поработать, когда вопрос касается совершенствования его личности.
Такие рекомендации не имеют специфического характера для детей разного возраста. Они общие для всех, в том числе и для взрослых. Если вы захотите закрепить уверенность в своих силах, научитесь принимать себя.