Людмила Савельева
Проект «В гостях у сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «В гостях у сказки»
Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки,
музыки, рисунка, фантазии, творчества.
(Сухомлинский В. А.)
Сказка играет важнейшую роль в развитии воображения – способности, без кото-рой невозможна ни умственная деятельность ребенка в период дошкольного и школьного обучения, ни любая творческая деятельность взрослого. Сказки прививают интерес к чтению художественной литературы.
Тема: «В гостях у сказки»
Тип проекта : информационно-творческий
Публикация «Проект „В гостях у сказки“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2022
Участники: Воспитатели, дети, родители.
Продолжительность: среднесрочный (с сентября по декабрь)
Образовательные области:
- Социально-коммуникативное развитие
- Познавательное развитие
- Речевое развитие
- Художественно-эстетическое развитие
- Физическое развитие
АКТУАЛЬНОСТЬ
На сегодняшний день тема очень актуальна. Роль художественных произведений в жизни дошкольников очень важна. Самым интересным и актуальным жанром является сказка. Сказка для детей – это особый мир, источник представлений о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Сказки помогают в раз-витии связной речи детей, помогают правильно строить диалоги, расширяют словарный запас, делают речь ребенка эмоциональной, образной и красивой.
Сказка – древнейший жанр устного народного творчества. Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, веру в торжество добра и справедливости. За фантастикой и вымыслом скрываются реальные человеческие отношения. Отсюда и идет огромное воспитательное значение сказки.
Детская сказка – необходимый элемент воспитания ребенка, она доступным языком рассказывает ему о жизни, учит, освещает проблемы добра и зла, показывает выход из сложных ситуаций. Чтение сказки формирует у ребенка на всю жизнь основы поведения и общения, учит упорству, терпению, умению ставить цели и идти к ним. За фантастикой и вымыслом в сказке, скрываются реальные человеческие отношения. Отсюда и идет огромное воспитательное значение сказки. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает собственное отношение к добру и злу. Дети верят в сказку, а значит, через неё легче обучать и воспитывать.
В настоящее время сказка, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Этому способствовали современные книги и мультфильмы с упрощенным диснеевским стилем пересказа известных сказок, часто искажающие первоначальный смысл произведения, превращающие сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Такая трактовка навязывает детям определенные образы, которые лишают их глубокого и творческого восприятия сказки. На сегодняшнем этапе жизни современного общества теряется воспитательная ценность сказки.
Проводя беседы с детьми и родителями нашей группы, выяснилось,что не только дети,но даже некоторые родители не понимают смысла и воспитательной ценности сказок.
Проблема проекта
К сожалению в настоящее время существует проблема – дети не любят слушать и читать сказки, они очень увлечены компьютерными технологиями. Поэтому я решила совместить проблему с увлечением, приобщив детей к художественной литературе, через чтение русских народных сказок. Ведь именно сказка учит нас жить, вселяет веру в торжество добра и справедливости, вызывает сочувствие, сопереживание. Из сказок дети узнают много нового: представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Образные, яркие выражения, сравнения способствуют развитию выразительности речи, а также творчеству самих детей, повышают степень включенности дошкольников в книжную культуру. Дети верят в сказку, а значит через нее легче обучать и воспитывать. Проведя беседы с детьми, с родителями, мы решили создать и совместно реализовать проект : «В гостях у сказки».
Цель: Приобщать детей к высокохудожественной литературе, формировать у них за-пас литературных художественных впечатлений, прививать интерес к театральной деятельности, раскрывать ценности совместного творчества детей и их родителей.
Задачи:
- Знакомить с различными видами сказочных произведений;
- Учить узнавать персонажи сказок, знать название и автора, пересказывать содержание, высказывать свое отношение к героям сказки;
- Закреплять умения использовать средства выразительности (позы, жесты, мимику, интонации, движения) и разные виды театров (бибабо, пальчиковый, театр картинок, кукольный);
- Совершенствовать навыки самостоятельно выбирать сказку для постановки, драматизации, готовить необходимые атрибуты и декорации для будущего спектакля, распределять между собой обязанности и роли;
- Развивать творческую самостоятельность и эстетический вкус дошкольников в организации театрализованных игр, в создании и передаче образов, отчетливость произношения, традиции семейного чтения;
- Воспитывать партнерские отношения между детьми, коммуникативные качества, создавать радостный эмоциональный настрой, поощрять творческую инициативу.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Для детей:
- Развить умения понимать смысл сказки, чему она учит;
- Приобщение к общепринятым в обществе нормам поведения, создание модели поведения;
- Проявлять любовь к сказкам и театральной деятельности;
- Знать и называть прочитанные сказочные произведения, их авторов, тексты, персонажей, мораль;
- Знать различные виды театров и уметь показывать их;
- Уметь использовать различные средства выразительности;
- Уметь самостоятельно выбирать сказку, проводить предварительную работу к ее показу, вживаться в свою роль;
- Уметь передавать эмоциональное состояние героя сказки;
- Уметь использовать различные средства выразительности;
- Сплочение детского коллектива.
Для родителей:
- Повышение педагогической компетентности родителей в вопросе влияния сказок на воспитание и развитие детей;
- Развитие совместного творчества родителей и детей;
- Повышение заинтересованности и активности родителей в сотрудничестве с детским садом.
Этапы реализации проекта :
1 этап - Подготовительный
• Выбор темы;
• Составление перспективного плана;
• Определение места его расположения;
• Подбор музыкальных, стихотворных произведений, иллюстраций;
• Подбор материала для образовательной деятельности;
• Подбор методической и художественной литературы.
• Изготовление атрибутов к постановке сказок;
• Знакомство родителей с содержанием проекта;
• Оформление родительского уголка для родителей;
• Заматевировать родителей на совместную деятельность.
2 этап – Основной
• Беседы с детьми, их родителями «Знакомство с проектом».
• Ежедневное чтение сказок (разных жанров, русских народных, разных народов, авторских) .
• Рассматривание иллюстраций художников к сказкам.
• Пересказ прочитанных произведений.
• Рисование иллюстраций к сказкам.
• Лепка героев и сюжетов сказок.
• Аппликации, ручной труд из природного и бросового материалов, конструирование из бумаги по мотивам сказок.
• Инсценировки сказок, игры-драматизации.
• Разучивание присказок, поговорок, пословиц, небылиц, зачинов и концовки сказок.
• Придумывание загадок, составление творческих рассказов и сказок.
• Сюжетно-ролевые, театрализованные, подвижные, дидактические, коммуникативные игры с элементами волшебства.
• Викторина «Ах, уж эти сказки!».
• Организация выставок рисунков и поделок «В гостях у сказки»
• Организация выставок рисунков детей по прочитанным сказкам.
• Использование сказок в режимных моментах, на занятиях.
• Оформление и пополнение книжного уголка сказками разных жанров.
• Организация выставки книжки-малышки «Сказки моего детства».
• Выполнение творческих работ детьми совместно с родителями.
• Изготовление вместе с родителями атрибутов, декораций, костюмов сказочных персонажей.
• Оформление уголка для родителей, размещение рекомендаций и консультаций по работе с детьми над проектом.
• Пополнение театрализованного центра по различным видам театра (в соответствии с возрастом).
3 этап - Заключительный
• Презентация проекта на родительской конференции и на педагогическом совете;
• Оформление мини-музея «В гостях у сказки»;
• Театрализованная постановка сказки : «Под грибом».
• Распространение материала на сайте мамам, НСИ портал, принятие участие во все-российском конкурсе проектов.
Работа с родителями:
• Анкетирование родителей.
• Разработка консультаций, рекомендаций.
• Консультация для родителей «Сказка в жизни ребенка»
• Выставка книжек – малышек «Книжка- самоделка»
• Сочинение сказки с ребенком
• Привлечь родителей к изготовлению масок и костюмов для театрализации и драматизации.
• Создание картотек.
• Пополнение развивающей среды играми, пособиями.
• Беседы и консультации.
Перспективный план работы
Этапы Деятельность педагогов Деятельность детей
1 этап
подготовительный
• Подбор литературы по теме: «В гостях у сказки»
• Анкетирование родителей
• Знакомство родителей с проектом «В гостях у сказки»
• Подборка художественной литературы, стихотворений, загадок, игр, иллюстративный материал по теме проекта.
• Подбор методической литературы.
• Подготовка атрибутов для театрализованных игр и бесед.
• Участие в подборе и
оформлении необходимых
атрибутов, выставок для
реализации проекта.
2 этап
целеполагание
• Педагог формирует проблему: что мы знаем о сказке.
• Беседы с детьми: «Что та-кое сказка?», «Здравствуй, сказа» «Стихотворные сказки», «Что такое быто-вые сказки, волшебные и сказки о животных?», «Ка-кие бывают театры».
• Разучивание присказок, говорок, пословиц о сказках.
• Игра - имитация «Пойми меня», «Изобрази героя сказки».
• Игра - имитация «Пойми меня», «Изобрази героя сказки».
• Словесные игры: «Слова наоборот». «Кто из героев сказал эти слова?».
• Составление творческих рассказов : «Если бы я попал в сказку».
• Чтение художественной литературы и рассказывание сказок : «Сказка о Рыбаке и рыбке», «Каша из топора», «Гадкий утенок», «Гуси-лебеди», «Лиса и журавль» и другие.
• Рассказывание сказок придуманных вместе с родителями.
• Рассказывание сказок собственного сочинения
• Дидактические и настольные игры: «Узнай сказку по картинке», «Узнай сказку по предмету»
«Что лишнее?», «Чудесный мешочек», «Разрезные картинки», «Что сначала, что потом», «Подбери картин-ку».
• Сюжетно-ролевые игры.
«Библиотека», «Театр».
• Викторина по русским народным сказкам.
• Отгадывание загадок. «Из какой я сказки?»
«Загадки из сундучка» (нахождение сказочных предметов - зеркало, яйцо, яблоко, цветок, клубок и др.)
• Пальчиковые игры
Аппликация к сказке «Сказка о Рыбаке и рыбки».
• Лепка животных по мотивам знакомых сказок.
• Лепка по сказке «Лиса и Журавль».
• Рисование на тему «Мой любимый сказочный герой».
• Раскрашивание раскрасок на тему проекта. • Дети активно участвуют в беседе по теме проекта.
• В процессе бесед дети познакомились с разными жанрами сказок.
• Ищут решение задачи с
помощью педагога:
- участвуют в игра, беседах,
-разучивании стихотворений,
-отгадывании загадок.
• С большим интересом
слушают и запоминают: пословицы, поговорки, присказки.
- Дети играют в игры – имитации, изображают героев с помощью мимики, жестов, движений.
- Дети составляли и рассказывали сказки, придуманные вместе с родителями, и самостоятельно.
Дети играют в игры – имитации, изображают героев с помощью мимики, жестов, движений.
-Родители активно участвуют в выставке рисунков.
3 этап
заключительный Оформление выставки рисунков
• Презентация проекта на педсовете в декабре 2020 г
• Изготовление лэпбука «В гостях у сказки»;
• Оформление мини-музея «В гостях у сказки»;
• Публикация на сайте • Активно участвуют в
образовательной
деятельности
• Делятся своими знаниями с родителями и другими
детьми.
Полученные результаты по проекту :
Для детей:
- Дети понимают смысл сказки, чему она учит;
- Приобщение к общепринятым в обществе нормам поведения, создание модели поведения;
- Проявляют любовь к сказкам и театральной деятельности;
- Знают и называют прочитанные сказочные произведения, их авторов, тексты, персо-нажей;
- Знают различные виды театров и умеют показывать их;
- Умеют использовать различные средства выразительности;
- Умеют самостоятельно выбирать сказку, проводить предварительную работу к ее по-казу, вживаться в свою роль;
- Умеют передавать эмоциональное состояние героя сказки;
- Умеют использовать различные средства выразительности;
- Формирование умения детей сочинять сказку с опорой на наглядные материалы или по схеме.
Для родителей:
- Рост уровня педагогической компетентности родителей в вопросе влияния сказок на воспитание и развитие детей;
- Активное участие в совместной творческой деятельности родителей и детей;
- Рост уровня заинтересованности и активности родителей в сотрудничестве с детским садом.
ВЫВОД:
1. В результате совместной деятельности воспитанников, их родителей и педагогов дошкольного образовательного учреждения дети приобщились к высокохудожествен-ной литературе и театральной деятельности, расширили кругозор о сказках, их авто-рах, персонажах, сформировали запас литературных впечатлений, научились сказки сочинять, иллюстрировать, инсценировать.
2. Родители воспитанников проявили интерес к чтению художественной литерату-ры, осознали роль сказки в нравственно-эстетическом воспитании личности ребенка, а также стараются ежедневно читать детям по вечерам.
3. Проектный метод развивает познавательный интерес к различным областям зна-ний, формирует навыки сотрудничества.
4. Технология проектирования делает дошкольников активными участниками вос-питательного процесса, ведет к саморазвитию детей.