Елена Сигарева
Выступление на педагогическом совете «Формирование здорового образа жизни»
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление на педсовете на тему :
«Формирование здорового образа жизни детей»
Воспитатель: Сигарева Е. К.
Здоровый образ жизни - один из важнейших факторов сохранения здоровья и благополучия ребенка, он определяет качество жизни, а дошкольный возраст – это важнейший период, когда формируется человеческая личность.
Поэтому именно на этапе дошкольного возраста приоритетным являются задачи воспитания у детей мотивации на здоровье, ориентации их жизненных интересов на ЗОЖ.
Публикация «Выступление на педагогическом совете „Формирование здорового образа жизни“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2017
Проблемы воспитания здорового ребёнка были и остаются наиболее актуальными в практике общественного и семейного дошкольного воспитания.
Формирование здорового образа жизни осуществляется в процессе занятий, режимных моментов, прогулки, в игре, в трудовой деятельности. Отношение ребёнка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно выстроить здание потребности в здоровом образе жизни.
Чтобы активно влиять на позицию ребёнка по отношению к собственному здоровью, необходимо знать, что само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальны) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов.
Выделяется несколько компонентов здоровья :
1. Соматическое здоровье-состояние организма человека, индивидуального развития.
2. Физическое здоровье-уровень роста и развития органов и систем организма.
3. Психическое развитие – состояние психической сферы.
4. Нравственное здоровье- установка мотивов поведения человека.
Зачастую у детей отсутствует заинтересованность в занятиях оздоровительного характера. Кроме того, выполнение необходимых правил здорового образа жизни требует значительных волевых усилий, что крайне затруднительно для ребенка-дошкольника, имеющего недостаточно сформированную эмоционально-волевую сферу. Поэтому в работе с детьми важно помнить и соблюдать заповеди, сформулированные гениальным русским режиссером К. С. Станиславским: «трудное надо сделать привычным, а привычное - легким и приятным».
Старший дошкольный возраст – подготовка к этапу осознания и эмоционально-оценочного отношения к своему здоровью, время формирования представлений о факторах, влияющих на здоровье человека; формирования установки на здоровый образ жизни.
Целью работы по формированию здорового образа жизни является :
Создание положительной мотивации для формирования здорового образа жизни.
Задачи:
-Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
- формирование у воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.
- Воспитание культурно- гигиенических навыков;
-Способствовать накоплению знаний о факторах, влияющих на здоровье человека.
- Способствовать формированию представлений о душевной красоте и душевном здоровье человека;
Работа по проведению профилактических мероприятий, способствующих снижению заболеваемости детей:
-витаминотерапия
- босохождение
- дыхательная гимнастика
-самомассаж
-пальчиковые игры
-закаливающее мероприятие
- специальные корригирующие упражнения
Здоровьесберегающие технологии обучения основаны на:
- На возрастных особенностях познавательной деятельности детей;
- Вариативности методов и форм обучения;
- Оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок;
- Использование наглядности и различных форм представления информации;
- Создание эмоционально благополучной атмосферы.
В своей работе можно использовать пособие Шорыгиной Т. А. «Беседы о здоровье», где дети учатся заботиться о своем здоровье, у них воспитывается стремление быть здоровыми. В работе, с детьми надо стараться формировать навыки личной гигиены, тщательно мыть руки перед едой, после посещения туалета, после прогулки, знать и называть части тела. Для усвоения гигиенических навыков можно использовать дидактические игры: «Лекарственные растения», «Кукла Маша принимает гостей», «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья». Большое внимание в работе с детьми уделяется формированию навыков самообслуживания.
Беседы:
1) «Откуда берутся болезни» - цель этой беседы сформировать представления о здоровье, болезнях, микробах, сообщить элементарные сведения об инфекционных заболеваниях, способах распространения болезней, научить заботиться о своем здоровье.
2) «Чтобы кожа была здоровой», следить за ее чистотой. Дать детям элементарные сведения о своём организме, формировать у детей навыки личной гигиены (ухаживать за волосами, зубами, кожей). Учить видеть красоту и пользу в чистоте и опрятности, через беседы: «Личная гигиена», «Чистота и здоровье», «Чтобы быть здоровым» и др.
3) «Для чего нужна зарядка» - приобщение детей к регулярным занятиям физкультурой.
Беседуя с детьми, обращать внимание на то, как важно беречь свое здоровье, заботиться о нем, избегать ситуаций, приносящих вред здоровью.
Также учить быть осторожными при контакте с незнакомыми людьми, с бездомными животными, обучать основным правилам безопасного поведения на улицах.
Все усилия, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей, не имеют ожидаемых результатов без понимания и поддержки родителей. Совместную работу с семьё й надо строить на следующих принципах: единство, систематичность, индивидуальный подход, взаимное доверие.
Совместная работа всех взрослых, окружающих дошкольника, через выбор методов, средств и форм обучения, а также контроля за изменениями в стиле жизни создает фундамент культуры ЗОЖ, включающий в себя положительную мотивацию и знания, умения, навыки ЗОЖ. У детей появляется стойкая мотивация на здоровый образ жизни, происходит осознание ими ответственности за своё здоровье, даёт результаты по снижению заболеваемости и повышению уровня здоровья детей.
Список использованной литературы
1. Т. Л. Богина. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. М. : «Мозаика-синтез», 2006
2. М. Ю. Картушина. Быть здоровыми хотим. Москва ТЦ Сфера, 2004
3. Т. А. Шорыгина. Беседа о здоровье. Творческий центр г. Москва, 2008