Марина Ежова
Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.
Здоровье – это большой дар. Когда мы говорим о здоровье детей, речь идет не только об отсутствии каких-либо заболеваний. Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как полное физическое, психическое и социальное благополучие.
Цель современного дошкольного образования – создание условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка.
Публикация «Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Федеральный государственный образовательный стандарт рассматривает дошкольное детство как важный, самоценный этап в общем развитии человека. Одной из главных предпосылок для обеспечения полноценного проживания ребенком всех этапов детства является здоровье. Здоровый ребенок - одно из главных условий правильного формирования его характера, развития творческой инициативы, сильной воли, природных задатков. У здорового ребенка быстрее формируются все необходимые умения и навыки, он лучше приспосабливается к смене условий и адекватно воспринимает предъявляемые к нему требования.
Однако, усложнение общественной жизни, экологические, психологические, техногенные факторы провоцируют негативные тенденции состояния здоровья детей. В связи с этим, одной из главных задач дошкольного образования является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование ценностей здорового образа жизни. Образовательная область «Физическое развитие» при реализации образовательной программы направлена на решение этой задачи и включает в себя становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Эффективность формирования здорового образа жизни напрямую связана с участием детей в этом процессе. Важным является формирование у дошкольника активной позиции по отношению к собственному здоровью. Успех в этой области напрямую зависит от взрослых – родителей и педагогов.
В последнее время многие родители нередко проявляют заинтересованность в вопросах здоровья и здорового образа жизни семьи и ребенка. Мамы и папы приобретают для домашнего пользования физкультурное оборудование, водят детей в спортивные секции, кружки. Однако, не все молодые семьи по своему экономическому, образовательному статусу, подготовке к выполнению родительских обязанностей способны обеспечивать необходимые условия для воспитания здоровых детей способных заботиться и бережно относиться к своему здоровью. Важная роль в решении этой проблемы отведена дошкольному образовательному учреждению, сотрудничеству педагогов с семьями воспитанников.
Одной из задач федерального государственного образовательного стандарта является обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Для реализации данной задачи взаимодействие с семьей должно строиться на принципах партнерства, взаимопонимания, доверия, согласованности действий, самовоспитания, ненавязчивости, обмене жизненным опытом, безусловным принятием ребенка.
Работа с семьей в дошкольном учреждении ведется в самых разнообразных формах :
Формы информационного характера (анкетирование, тесты, опросы родителей) позволяют собрать больше информации о семье воспитанника.
Проведение совместных мероприятий (праздников, досугов, тематических вечеров) способствует сближению, созданию дружеской обстановки.
Коллективные формы работы (родительские собрания, беседы и т. д.) носят познавательный характер, вызывают доверительное отношение.
Наглядная информация (всевозможные памятки, буклеты, информационные листы, тематических стендов и т. д.).
Работа с детьми по формированию здорового образа жизни в дошкольном образовательном учреждении направлена на формирование определенных знаний и навыков, осознанной потребности в занятии физкультурой и спортом, понимании того, что здоровье – это не только отсутствие болезней, но и потребность в бережном отношении к своему организму. Для того чтобы эта работа была успешной, необходимо создавать определенные условия.
Главная задача дошкольного учреждения – выработать у детей разумное отношение к своему организму, привить необходимые санитарно- гигиенические навыки, научить детей вести здоровый образ жизни с раннего детства. Для того, чтобы эта работа стала инструментом оздоровления, она должна приносить удовлетворение. Осознавая важность поставленной проблемы, был проведен анализ организации познавательных занятий в детском саду и их влияние на формирование осознанного отношения детей к своему здоровью. В детском саду еженедельно проводятся занятия познавательного цикла, знакомящие детей со строением тела человека и безопасным поведением в быту и на природе. Тематика занятий такова: «Где растут витамины?», «Чей, нос лучше», «На зарядку становись!», «Я здоровье берегу - быть здоровым я хочу!» и др. Опыт показывает, что дети без особых усилий усваивают знания о строении организма и приобретают первоначальные навыки ОБЖ, если знания преподносятся в доступной и увлекательной игровой форме. Каждое последующее занятие начинается с закрепления полученных ранее знаний. Непременное условие - позитивный эмоциональный настрой детей и предупреждение утомления. В ходе каждого занятия используем динамические и оздоровительные паузы, пальчиковые игры. Занятия - это всегда театрально - игровое действие, они заряжают детей положительными эмоциями. В работе по формированию привычки здорового образа жизни широко используем литературные произведения. Например, стихи для малышей Н. Пикулевой и М. Дружининой, «Мойдодыр» К. Чуковского.
Художественные образы помогают ребенку осмыслить ценности здорового образа жизни, вызывают живой эмоциональный отклик, желание подражать любимым героям. В результате познавательных занятий «Витаминный калейдоскоп», «Полезные и вредные продукты»дети узнали, какие продукты полезны для организма, какие витамины содержаться во фруктах и овощах. Полученные знания закрепляем на занятиях по изодеятельности «Рисование натюрморта» и в лепке овощей и фруктов.
Организовываем выставки поделок из овощей «Осенняя фантазия» с привлечением родителей.
Здоровье человека всецело зависит от образа его жизни, поведения. Вот почему так важно научить ребенка с детства бережно относиться к самому себе, заботиться с самых ранних лет о своем здоровье. Отсюда исходит необходимость создания системы работы в физическом воспитании. Методически грамотный подбор форм работы по физическому воспитанию помогает удовлетворить естественную потребность детей в движении; способствует своевременному овладению ими двигательными умениями и навыками; формирует положительную самооценку, аналитическое отношение к себе и товарищам; оказывает большое влияние на развитие ума; воспитывает характер, волю; создает определенный духовный настрой; пробуждает интерес к самовыражению; способствует не только лучшему усвоению знаний и закреплению навыков, но и благотворно влияет на детскую психику.
В поисках средств повышения интереса детей к спортивным занятиям используем в работе дыхательную гимнастику, развлечения валеологического характера, валеологические игры, сюжетно-игровые и физкультурно-познавательные занятия. Каждое физкультурно-познавательное занятие начинаем с беседы об изучаемом явлении («Зачем нужна зарядка?», «Почему полезно закаляться?», «Как нужно себя вести с незнакомыми людьми?» и т. д.). Физкультурно-познавательные занятия ценны тем, что дети не только накапливают двигательный опыт, но и приобретают знания, умения и навыки здорового образа жизни. Так же в работе используем малые формы народного фольклора (потешки, прибаутки, заклички) для оздоровительных пауз, что способствуют воспитанию детей в национальных традициях. Каждое спортивное занятие включает дыхательную гимнастику: «Часики», «Трубач», «Петух», «Каша кипит», «Насосы». Используем в работе комплекс закаливания, состоящий из следующих мероприятий: ежедневные оздоровительные прогулки; умывание и мытье рук до локтей холодной водой; полоскание рта и горла прохладной водой холодной водой, после принятия пищи. Хождение босиком после сна по «дорожке здоровья» с использованием физических упражнений; воздушные ванны до и после сна, во время утренней гимнастики, на занятиях по физической культуре.
Способствуют оздоровлению подвижные игры, которые проводим летом и зимой на открытом воздухе, что является эффективным средством закаливания организма.
Для хождения босиком на спортивной площадке оборудована специальная дорожка в форме солнышка и лучиков. Она заполнена различными материалами -песком, камешками, что оказывает существенный закаливающий эффект, является профилактикой плоскостопия.
Данные формы работы весьма интересны дошкольникам. Они направлены на передачу педагогом ребенку двигательных умений и навыков, формируют знания о пользе физических занятий, игр и упражнений, развивают выносливость, внимание, самостоятельность, что в дальнейшем способствует эффективному обучению в школе. Стимулирует не только двигательную, но и познавательную активность.
Мы уверены, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная работа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей. Для работы с родителями в группах оформлены физкультурные уголки «Ступеньки к здоровью», папки-передвижки: «Современные пути оздоровления дошкольников»; «О правильной осанке» и проводятся консультации с родителями. Также проводятся праздники «Папа, мама, я – спортивная семья». Мы думаем, для того, чтобы быть настоящим пропагандистом идей здорового образа жизни, детский сад в своей деятельности должен служить образцом такого воспитания. Только при этом условии родители с доверием отнесутся к рекомендациям воспитателей и охотно пойдут с ними на контакт. Организованная таким образом здоровьесберегающая среда, способствует формированию у детей навыков здоровья, выработке разумного отношения к своему организму, умению вести здоровый образ жизни с раннего детства. Процесс обучения здоровому образу жизни неразрывно связан с двигательной активностью, как мощным и стимулирующим фактором интеллектуального и эмоционального развития ребенка. Именно на основе интереса детей к физкультурной деятельности следует формировать умения и навыки обеспечения здоровой жизнедеятельности, мотивацию на здоровье.
Необходимо не только давать знания, но и научить детей использовать их : разумно относиться к своему здоровью, определять свое состояние, различать, что полезно для организма, а что вредно, проявлять любознательность в вопросах здоровья, уметь предотвращать ситуации, угрожающие здоровью, самостоятельно, без напоминания соблюдать опрятность, чистоту, культурно-гигиенические навыки, понимать пользу физических упражнений.
Следует помнить, что большое значение в этом имеет личный пример и пример окружающих. Педагоги и родители должны вести здоровый образ жизни, заниматься спортом, соблюдать культурно-этические нормы, быть достойным объектом для подражания.
Каждый ребенок имеет право на счастливое, полное впечатлений детство. Каждый ребенок хочет быть здоровым, сильным, ловким, бегать, прыгать, кататься на велосипеде, играть со сверстниками во дворе, полноценно прожить эту яркую страницу своей жизни и стать достойным гражданином своей страны. А помочь ребенку, научить его ценить свое здоровье, заботиться о нем и радоваться жизни можем только мы, взрослые.
МБДОУ Воротынский
детский сад № 4 «Солнышко»
воспитатель М. Е. Ежова