Лариса Михеева
Консультация для воспитателей ДОУ «Профилактика эмоционального выгорания»
▼ Скачать + Заказать документы
Современная жизнь с ее трудностями как экономического, так и психического характера требует от представителей любой профессии повышенной отдачи моральных и физических сил. А от педагогов требует этого вдвойне.
Эмоциональное выгорание - это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов работающего человека.
Публикация «Консультация для воспитателей ДОУ „Профилактика эмоционального выгорания“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Эмоции. Консультации и рекомендации для родителей
- Эмоциональное и профессиональное выгорание. Тренинги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
Влияние организационного фактора в условиях ДОУ чаще всего проявляется в неблагополучной психологической атмосфере в педагогическом коллективе. Однополый состав коллектива, наличие конфликтов по вертикали и горизонтали, нервозная обстановка побуждают одних растрачивать эмоции, а других искать способы экономии своих психических ресурсов.
Низкий социально-психологический статус профессии воспитателя, разочарование собой и выбранной профессией, конкретной должностью, местом работы, неудовлетворительная заработная плата и недостаточное общественное признание результатов педагогической деятельности способствуют напряжению и формированию ситуативной или личностной тревожности воспитателей.
Причины возникновения стресса:
-Повышенная ответственность, связанная с профессиональными обязанностями.
-Постоянный контроль ситуации.
-Необходимость постоянно поддерживать свою компетентность.
-Недостаточно быстрая адаптация к новому в образовательном процессе.
-Неуверенность в своих силах.
-Неожиданно возникающие конфликтные ситуации.
-Социально-экономическая незащищенность педагога, вынужденная подработка.
-Низкая заработная плата.
Если педагог заметил у себя хотя бы один из симптомов, мы советуем ознакомиться с наиболее известным тестом на выявление эмоционального выгорания, который позволит определить степень выраженности основных составляющих синдрома и таким образом установить общий показатель уровня эмоционального выгорания.
Анкета «Выявление уровня эмоционального выгорания».
Цель: Выявить наличие или отсутствие признаков синдрома эмоционального выгорания.
Инструкция: дайте ответ «Да» или «Нет» на следующие вопросы.
1. После завершения запланированной работы вы перестаете о ней думать? ___
2. Вы часто недовольны собой? ___
3. Возникает ли у Вас чувство повышенной ответственности? ___
4. Вы постоянно пребываете в тревожном состоянии? ___
5. Вы часто чувствуете усиленное сердцебиение? ___
6. Вы жалуетесь на плохой сон? ___
7. Чувствуете ли Вы нехватку времени? ___
8. Вы часто жалуетесь на упадок физических сил? ___
9. У Вас возникает ощущение, что «загнаны в клетку»? ___
10. У Вас возникает ощущение, что все предопределено? ___
Интерпретация результатов: Если ответов «Да» 1-5 – низкий уровень эмоционального выгорания, 6-7 – средний уровень, 8-10 – высокий уровень.
Для того, чтобы уменьшить уровень эмоционального выгорания воспитателей ДОУ, необходимо определить уровня стрессоустойчивости.
Анкета «Определение уровня стрессоустойчивости».
Цель: Определение уровня стрессоустойчивости. Развитие навыков самоанализа, рефлексии.
Инструкция: дайте ответ «Да» или «Нет» на следующие вопросы.
1. Вы часто чувствуете усталость? ___
2. Раздражаетесь ли Вы по мелочам? ___
3. Вы чувствуете, что устали после отпуска (выходных, каникул) больше, чем до него? ___
4. Вы ощущаете, что после рабочего дня у вас немеет шея, ноют плечи, а в спине тупая боль? ___
5. У Вас болит голова из-за конфликтов в семье? ___
6. Приводят ли конфликты в семье к нарушению пищеварения?___
7. Вам иногда хочется плакать? ___
8. У Вас бывает аллергическое проявление? Они случаются при сильном эмоциональном проявлении? ___
9. Приходилось ли Вам ощущать внезапные приступы болезни именно тогда, когда нужно собрать все силы для решительных действий? ___
10. Вам часто кажется, что затрачиваете больше времени на решение чужих проблем, чем на решение своих? ___
Интерпретация результатов: Если ответов «Да» 1-5 – высокий уровень стрессоустойчивости, 6-7 – средний уровень, 8-10 – низкий уровень.
Для того, чтобы уменьшить уровень эмоционального выгорания у воспитателей ДОУ, необходимо постоянно повышать уровень стрессоустойчивости. Для этого я вам предлагаю выполнить несколько практических упражнений.
Качества, помогающие воспитателю избежать эмоциональное выгорание.
Во-первых:
-хорошее здоровье и сознательная, целенаправленная забота о своем физическом состоянии (постоянные занятия спортом, здоровый образ жизни);
-высокая самооценка и уверенность в себе, своих способностях и возможностях.
Во-вторых:
-опыт успешного преодоления профессионального стресса;
-способность конструктивно меняться в напряженных условиях;
-высокая мобильность;
-открытость;
-общительность;
-самостоятельность;
-стремление опираться на собственные силы.
В-третьих:
-способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности - как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще.
Способы преодоления стресса:
- Позитивные аффирмации (положительные утверждения, установки).
- Соблюдение режима.
- Сбалансированное питание.
- Посильные физические нагрузки.
- Общение с природой.
- Музыкотерапия, хромотерапия (лечение с помощью цвета, аромотерапия.
- Массаж.
- Дыхательная гимнастика.
- Юмор, смех.
- Хобби, домашний уют.
- Повышение заработной платы.
Способы профилактики эмоционального выгорания,
связанные с воздействием слова.
Известно, что «слово может убить, слово может спасти».
1. Самоприказы - это короткое, отрывистое распоряжение, сделанное самому себе: «Разговаривать спокойно!», «Не поддаваться на провокацию!», «Молчать, молчать!» помогает сдерживать эмоции, вести себя достойно.
2. Самовнушение - помогает владеть собой в самых трудных ситуациях. В течение нескольких недель, а иногда и месяцев с целью изменения поведения в требуемую сторону по много раз в день произносится заранее подготовленная фраза: «Я спокойна в любых обстоятельствах», «Я владею собой».
3. Самоодобрение. Во многих ситуациях целесообразно «оглянуться назад», вспомнить о своих успехах в аналогичном положении. Прошлые успехи говорят человеку о его возможностях, о скрытых резервах в духовной, интеллектуальной, волевой сферах и вселяют уверенность в своих силах. В случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя, мысленно говоря: «Молодец!», «Умница!», «Здорово получилось!»
Фототерапия. Для снятия стресса, эмоционального выгорания часто используют фототерапию - рассматривание фотографий под музыку.
Релаксация по Джекобсону.
На 1-2 секунды напрягите и отпустите 2-3 раза подряд соответствующие мышцы:
1. Пальцы ног.
2. Стопы.
3. Икроножные мышцы.
4. Мышцы бедра.
5. Ягодичные мышцы.
6. Живот.
7. Мышцы спины.
8. Кисти рук (сжать в кулак, разжать).
9. Предплечье напрячь, расслабить.
10. Трицепсы, бицепсы.
11. Мышцы груди.
12. Мышцы шеи.
Упражнения для лица:
- маска удивления - поднять высоко брови;
- маска гнева - нахмурить брови;
- маска поцелуя - сомкнуть губы, как для поцелуя;
- маска смеха - улыбка «Буратино»;
- маска недовольства - сжать губы, поджать подбородок и опустить уголки рта, сильно зажмурьтесь и откройте глаза, напрягите и расслабьте нос.
Некоторые правила профилактики эмоционального выгорания :
1. Будьте внимательны к себе: это поможет вам своевременно заметить первые признаки усталости.
2. Любите себя, или по крайней мере старайтесь себе нравиться.
3. Подбирайте дело по себе: сообразно своим склонностям и возможностям. Это позволит вам обрести себя, поверить в свои силы.
4. Перестаньте искать в работе счастье или спасение. Она – не убежище, деятельность.
5. Перестаньте жить за других. Живите, пожалуйста, своей жизнью. Не вместо людей, а вместе с ними.
6. Находите время для себя, вы имеете право не только на работу, но и на личную жизнь.
7. Учитесь трезво осмыслять события каждого дня. Можно сделать традицией вечерний пересмотр событий.
8. Если вам хочется кому-то помочь или сделать за него работу, задайте себе вопрос: так ли уж это ему нужно? А может, он справится сам?
9. Если вас кто-то убеждает, что вам это действительно нужно, вы вправе решить и ответить «да» или «нет».
10. Определяйте для себя краткосрочные и долгосрочные цели.
11. Возьмите «тайм-аутов» (отдых от работы).
12. Овладейте умениями и навыками саморегуляции (релаксация, положительная внутренняя речь).
Для создания позитивного настроя, развитие позитивного самовосприятия – используют аффирмации - позитивные утверждения. Много интересных аффирмаций есть у Луизы Хей. Хотелось бы присоединиться к ней и пожелать:
Когда от боли капает слеза,
Когда от страха сердце бьется,
Когда от света прячется душа,
Когда от горя жизнь вся рвется.
Ты посиди тихонько в тишине,
Закрой глаза, и понимая, что устала.
Сама себе скажи наедине:
«Я буду счастлива, во чтобы то не стало»!
Не забывайте дорогие воспитатели ДОУ : работа - всего лишь часть жизни, которую нужно провести в радости и гармонии с самим собой!