Волегова Юлия Александровна
Формы и методы гражданского и духовно-патриотического воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: обобщение педагогического опыта в области гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста
«Духовно-нравственное, патриотическое
и культурное воспитание подрастающего поколения
в современных условиях – это три важнейших направления в воспитательной работе российских педагогов. Сейчас этому вопросу уделяется особое внимание, в связи со сложившимися реалиями»
Послание Президента Федеральном собранию
Публикация «Формы и методы гражданского и духовно-патриотического воспитания» размещена в разделах
Патриотическое воспитание и гражданское становление подрастающего поколения в современном мире является одним из актуальных вопросов государства и общества.
Патриотизм – это любовь к Родине, а любовь нельзя ни купить, не заставить любить по принуждению. Можно только создать для ее существования благоприятные условия.
Первичным институтом гражданского и духовно-патриотического воспитания, конечно же является семья. Все начинается с нее. В дальнейшем ребенок переходит в дошкольную образовательную организацию, в которой должна соблюдаться преемственность относительно данного вопроса.
Именно поэтому перед воспитателем стоит следующая задача – учесть то, что уже было заложено в семье, дополнить новыми знаниями и умениями, и усовершенствовать в дальнейшем, на протяжении всего пребывания ребенка в ДОО.
Для более эффективного усвоения информации детям дошкольного возраста недостаточно одного лишь устного знакомства. Необходимо использовать различные формы и методы, позволяющие сформировать знания и умения в комплексе. Гражданское и духовно-патриотическое воспитание не являются исключением.
Согласно ФОП:
2.1.1. Задачи и содержание образования по образовательным областям
2.1.1.1. Социально-коммуникативное развитие
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» предусматривает:
усвоение и присвоение норм, правил поведения и морально-нравственных ценностей,
принятых в российском обществе;
развитие общения ребёнка со взрослыми и сверстниками, формирование готовности к совместной деятельности и сотрудничеству; формирование у ребенка основ гражданственности и патриотизма, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, сообществу детей и взрослых в Организации, региону проживания и стране в целом;
развитие эмоциональной отзывчивости и сопереживания, социального и эмоционального интеллекта, воспитание гуманных чувств и отношений;
развитие самостоятельности и инициативности, планирования и регуляции ребенком собственных действий;
формирование позитивных установок к различным видам деятельности, труда и творчества.
Содержание образовательной деятельности
В области формирования основ гражданственности и патриотизма.
Педагогический работник воспитывает любовь и уважение к нашей Родине — России. Формирует у детей представления о государственных символах России — гербе, флаге, гимне, знакомит с историей их возникновения в доступной для детей форме. Обогащает представления детей о том, что Россия — большая многонациональная страна и воспитывает уважение к людям разных национальностей, их культуре. Развивает интерес к жизни людей разных национальностей, проживающих на территории России, их образу жизни, традициям и способствует его выражению в различных видах деятельности детей (рисуют, играют, обсуждают). Уделяет особое внимание традициям и обычаям народов, которые проживают на территории малой родины.
Обогащает представления детей о государственных праздниках: День России, День народного единства, День Государственного флага Российской Федерации, День Государственного герба Российской Федерации, День защитника Отечества, День Победы, Всемирный день авиации и космонавтики. Знакомит детей с содержанием праздника, с традициями празднования, памятными местами в городе (поселке, посвященными празднику. Воспитывать уважение к защитникам героям Отечества. Знакомит детей с яркими биографическими фактами, поступками героев Отечества, вызывает позитивный эмоциональный отклик и чувство гордости.
Педагогический работник обогащает представления детей о малой родине: поддерживает любознательность по отношению к родному краю; интерес, почему именно так устроен населенный пункт (расположение улиц, площадей, различных объектов инфраструктуры); знакомит со смыслом некоторых символов и памятников города (поселка, развивает умения откликаться на проявления красоты в различных архитектурных объектах. Поддерживает проявления у детей начала социальной активности: участие в значимых событиях, переживание эмоции, связанные с событиями военных лет и подвигами горожан, (чествование ветеранов, социальные акции и пр.).
Формы и методы, благодаря которым достигается гражданское, духовно-патриотическое воспитание
Формы работы:
С детьми:
• ООД
• Сюжетно-ролевая игра
• Дидактическая игра
• Рассматривание книжных иллюстраций, развивающих альбомов
• Викторина
• Выставки, конкурсы, праздники и развлечения в ДОУ
С родителями:
• Консультации
• Родительские собрания
• Выставки, конкурсы, праздники и развлечения в ДОУ
С педагогами:
Обмен опытом через:
• Выступление на педагогическом совете
• Мастер-класс
• Практикум
• Выставка
• Круглый стол
• Конференция
Методы
Наглядные:
Демонстрация наглядного, дидактического материала
Просмотр видео (ролики, м/ф, презентации)
Словесные:
Воспитывающие ситуации в режимных моментах
Рассказ, беседа (в том числе - индивидуальная)
Чтение учебной и художественной литературы (устное народное творчество)
Практические:
Игра
Соревнование
Методы стимулирования:
Поощрение (награждение за поведение, за успеваемость, хорошие поступки в индивидуальных блокнотах)
То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитывают, какими впечатлениями обогатят.
Патриотизм – это чувство любви к Родине. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.