Оксана Коростелева
Опыт работы по теме «Поисково-исследовательская деятельность дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Стремление к исследованиям, поисковая активность — естественное состояние ребенка дошкольного возраста. Детям свойственна потребность в получении и переработке информации.
Организуя поисково-исследовательскую деятельность дошкольников, следует помнить, что при дефиците новых впечатлений дети испытывают интеллектуальный голод, а избыточная стимуляция умственной деятельности и критика со стороны взрослого тормозят развитие любознательности и потребности в самостоятельном поиске. Следовательно, для успешного формирования исследовательского поведения ребенка необходимо создавать такие условия, которые бы поощряли у ребенка стремление к открытиям, но при этом не давали бы готовых образцов, решений, а активизировали бы самостоятельную познавательно-практическую
Публикация «Опыт работы по теме „Поисково-исследовательская деятельность дошкольников“» размещена в разделах
деятельность. Таким образом, необходимы преодолимые препятствия, развивающие вкус к поиску и составляющие исследовательскую практику ребенка. «Для ребенка
естественнее и потому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования –наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения, чем получать уже добытые кем-то знания в «готовом виде». (А. И. Савенков).
Следовательно, необходимо увеличивать долю исследовательских методов обучения в образовательном процессе. Исследовательская деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы ребенок смог задавать вопросы и самостоятельно находить на них ответы. Однако нет целостного подхода к развитию исследовательской деятельности в аспекте личностного развития ребенка-дошкольника. И это свидетельствует об актуальности проблемы развития исследовательской деятельности у дошкольников и о недостаточной ее
разработанности в плане развития ребенка.
Метод проекта содержит разнообразные формы исследовательской работы, которые
легко вписываются в совместную деятельность воспитателя с детьми дошкольного
возраста. Именно этот возраст характеризуется более устойчивым
вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. И, что немаловажно, проект учитывает совместную познавательно-поисковую деятельность детей, педагогов и родителей.
Реализация проектной деятельности осуществляется в течение всего учебного года под наблюдением воспитателей группы. В качестве основной линии работы можно выделить работу по формированию и развитию умений и навыков исследовательского поиска у детей. Этому будут способствовать специально организованные занятия: занятия-тренинги и собственно исследования. В ходе проектной деятельности дети учатся совместно работать, искать и собирать информацию, анализировать и систематизировать ее, тесно общаться со
сверстниками, родителями и сотрудниками детского сада. Все это в полной мере
способствует саморазвитию личности каждого ребенка, воспитанию в нем целеустремленности и самоуважения. У родителей непременно появляется
уверенность в своих детях, потому что они видят их еще с одной стороны: как
активных творцов, способных добиваться поставленной цели. Следовательно, в
школе эти дети, при определенной помощи родителей, способны достичь высоких
результатов.
Таким образом, включение метода проектов в образовательный процесс, систематическое проведение разработанных мероприятий, а также согласованная совместная работа воспитателей, родителей способствуют качественной подготовке детей к обучению в школе. Делая упор на сознательную поисковую активность и продуктивное мышление ребенка, целенаправленно устремляя их на достижение
определенных познавательных задач, можно добиться ожидаемых положительных
результатов в любом виде деятельности.
Итак, мы пришли к выводу, что внедрение метода проектов в образовательный процесс детского сада -это на сегодняшний день один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения. Вот уже несколько лет мы работаем над формированием познавательной активности дошкольников через вовлечение их в исследовательскую деятельность, которая является средством познания окружающего мира. Работа проводится с учетом возрастных особенностей развития детей, спецификой дошкольного образования и включает время, отведенное на: образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения); образовательную деятельность,
осуществляемую в ходе режимных моментов; самостоятельную деятельность детей; взаимодействие с семьями детей.
Начиная со второй младшей группы, одним из видов деятельности мы выбрали
детское экспериментирование.
Например, знакомя детей со свойствами песка, установили в группу мини-
песочницу. Мини-песочница -идеальная развивающая среда, где можно в течение года творить, без страха что-либо испортить или сломать. В зависимости от задач, песок может быть сухим или влажным. Подобрали формочки и совочки, камешки и ракушки. Эту коллекцию постоянно пополняем.
В средней группе для практической деятельности детей выбрали темы : «Волшебница
-твода», «Смешивание красок», «Получение новых цветов и оттенков», «Что нужно
растению для жизни» и другие. Эксперименты проводили не только кратковременные, но и длительные. Длительные
эксперименты в основном проводились при знакомстве с жизнью растений.
Во время исследований используем театрализованную деятельность. Так, чтобы
ознакомить детей со свойствами воды, использовали сказку «Заюшкина избушка». Сказка «Дюймовочка» помогла понять детям способы проращивания семян.
При знакомстве со свойствами камней и силой ветра помогла сказка «Три поросенка».Проводя экспериментально-исследовательскую работу, стараемся
закрепить ее дидактической или подвижной игрой. Вместе с детьми создали коллекции: «ткани», «бумага», «пуговицы». Собрали природные материалы (желуди, шишки, семена, листья, крупа, зерно).
Провели выставки:
«Предметы из стекла, дерева, керамики», «Воздух-невидимка» и др.
С детьми 5-6 лет основным структурным компонентом экспериментирования
становится проблемность. Она выражается в поисках несоответствия и противоречий в собственной постановке вопросов и проблем. Даже неудачи вызывают
исследовательскую активность у детей, стремления найти правильный ответ на интересующий вопрос. Исследовательская деятельность старших дошкольников включает следующие этапы:
-выделение и
постановка проблемы;
-поиск и
предложение возможных вариантов
решений /гипотеза/;
-сбор материала;
-обобщение полученных данных:
-формулировка выводов.
Вся работа с детьми в этом направлении приобрела перспективу, систему, определенную последовательность. С детьми был проведен цикл занятий «Удивительные камни». Дети любят проводить опыты с магнитом, с удовольствием обследуют песок и глину, познавая их свойства, выясняют особенности взаимодействия воды, льда, снега. В группе оборудован уголок экспериментирования, который постепенно пополняется все новыми материалами, поддерживая интерес детей,
позволяя им вновь воспроизвести опыт, утвердиться в своих представлениях.
Работу с родителями вели параллельно с подготовкой детей к исследованию.
Реализация поставленных задач в полной мере возможна лишь при условии тесного
взаимодействия детского сада и семьи. Для наглядной информации родителям подготовили папки-передвижки:«Игры с песком круглый год»,«Познавательно-исследовательская деятельность детей» чтобы показать родителям организацию детского экспериментирования в практике работы группы, и дать рекомендации по развитию познавательных интересов детей); буклет «Секреты экспериментирования» (подборка занимательных опытов и экспериментов).
Целевым ориентиром в нашей работе является комплекс нормативных показателей
познавательной инициативы и характера познавательно-исследовательской деятельности ребенка к концу дошкольного возраста : -проявляет интерес к предметам и явлениям, лежащим за кругом непосредственно данного, задает вопросы об отвлеченных вещах (почему? зачем? как);
-обнаруживает стремление объяснить связь фактов, использует простое причинное рассуждение (потому что.);
-стремится к упорядочиванию, систематизации конкретных материалов, вещей (коллекции);
-проявляет интерес к познавательной литературе;
-проявляет интерес к символическим языкам: самостоятельно берется "читать" схемы, карты, чертежи, делать что-то по графическим схемам (лепить, конструировать, составлять схемы, карты, пиктограммы, записывать истории,
наблюдения (осваивает письмо как средство систематизации
и коммуникации).
Практика показывает, что познавательно-исследовательская деятельность является,
наряду с игровой, ведущей деятельностью ребенка-дошкольника. Систематизация знаний позволяет максимально помочь дошкольникам освоить разнообразные доступные им способы познания окружающего мира, развивать познавательную
активность, любознательность, воспитывать правильное отношение к объектам, предметам окружающего мира, сформировать представления о себе, познакомить с
рукотворным миром, уточнить знания о здоровом образе жизни и правилах безопасного поведения в различных ситуациях. Поэтому считаем, исследовательская
деятельность в детском саду очень важная ступень при подготовке ребенка к обучению в школе.