Валентина Боровкова
Опыт работы по теме «Взаимодействие с родителями воспитанников по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимодействие с родителями воспитанников по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников
1 слайд. (Введение)
Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. Сохранить человечность в наших детях, заложить нравственные основы, научить их правилам общения и умению жить среди людей - вот главные идеи воспитания. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Поэтому, эффективность нравственного воспитания дошкольников во многом зависит от согласованной работы дошкольного учреждения и семьи.
Публикация «Опыт работы по теме „Взаимодействие с родителями воспитанников по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опыт работы, практика
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Патриотическое воспитание. Консультации
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
2 слайд
В связи с этим, свою работу по нравственному воспитанию детей я строю в тесном взаимодействии с родителями. Для этого я поставила перед собой следующие задачи:
1. Создать единое педагогическое пространство ДОУ и семьи.
2. Повысить мастерство родителей (законных представителей) в вопросах нравственного воспитания детей.
3. Побуждать родителей (законных представителей) формировать нравственные качества детей посредством личного примера.
3 слайд.
Для решения данных задач я использую в данной работе разные формы взаимодействия с родителями.
Прежде всего, это родительские собрания. На которых, не только я информирую родителей :
- о значении нравственного воспитания детей на этапе дошкольного детства;
- о запланированной работе;
- даю советы и рекомендации о нравственном воспитании в условиях семьи;
- о мероприятиях;
- довожу до сведения родителей о том, как важно отразить данную работу в предметно – развивающей среде группы и детского сада.
Но и сами родители на родительских собраниях рассказывают о том, как в процессе работы в данном направлении, они вместе с детьми:
- ходят на экскурсии, как проводят совместно отпуска, выходные дни, каникулы и потом вместе оформляют альбомы: «Моя дружная семья», «Как я провел лето с семьей».
- какие памятные, значимые места они посещали вместе с детьми, в Североморске и Мурманске.
Помимо родительских собраний, размещаю информацию по данному направлению в родительском уголке. Для этого я разработала консультации по нравственному воспитанию для родителей : «Нравственное воспитание дошкольника в семье»; «Роль семьи в воспитании ребенка»; «Дошкольное детство – важный период формирования нравственных качеств»; «Природа и нравственное воспитание детей дошкольного возраста»; «Чтобы полюбить – надо узнать…» (о родном городе).
4,5,6 слайды
В результате чего, совместно с родителями мы оформили и наполнили богатым содержанием в нашей группе «Уголок маленького гражданина»,
«Уголок краеведения», в оформлении которых использованы макеты с элементами: страны (кремля, улиц родного города Североморска, кусочка Кольской земли.
7 слайд
Содержание уголков представлено красочной литературой для детей, раскрасками, подобраны детские журналы, наборы открыток, оформлены картотеки дидактических игр по нравственному воспитанию, создан «Альбом Современности», и другие содержательные альбомы и папки, выполненные родителями.
8 слайд
Свои старательные и золотые ручки приложили родители и к театральному уголку, пополнив его рукотворными персонажами русских народных сказок, а ведь это неотъемлемая частичка нашей России. Огромную роль в нравственном воспитании играют театрализованные игры. Традиционные народные игры хороши не только тем, что ребенок воспринимает исконно русскую речь, получает сведения из истории нашего народа. Он также осознает, что вся народная культура базируется на народных обычаях и традициях. Например, сказочные персонажи старых русских сказок, незатейливо выполненные родителями, являются еще и стражами русских народных инструментов музыкального уголка группы.
9,10,11,12 слайды
Считаю, что большая помощь была мне оказана родителями в создании эколого – краеведческой тропы
Чтобы увидеть весь Кольский п-ов, надо несколько дней ехать на машине, потом долго плыть на лодке, идти пешком и даже лететь на вертолете! А здесь почти 100 тысяч квадратных километров леса, тундры, лесотундры, тысячи рек и озер удалось уместить на небольшой территории нашего сада. Начинается путешествие с макета, отображающего карту земли Кольской. Здесь путешественники знакомятся с малыми и большими населенными пунктами Кольского края, зонами (тундра, лесотундра, водоемы). Рядом с картой Кольского полуострова в помощь детям – деревянный Атлас Кольской земли с условными обозначениями да волшебный сундучок, а внутри которого – камушки с полуострова Рыбачий. Коллекцию отшлефованных водами Баренцева моря камней собрали родители, а ребята из подготовительной группы нарисовали на них разных обитателей животного мира Кольского края. Здесь детям дается задание, разместить животных по реалам их обитания. С первым заданием справились отлично, следующий пункт – «Лесная школа». А здесь второй сундучок с правилами поведения в природе, которые отражены на деревянных спилах. Это «привет» от Чахкли, маленького гнома из саамской сказки. Жили они глубоко под землёй и если верить древней легенде, спасли Землю Кольскую от вражеской Чуди. Вот и теперь, пропустит маленький страж в лесок только любящих природу путешественников. Ну, а убедившись, что с добром пришли гости, то еще с радостью знакомит почемучек с полезными ископаемыми края. Сразу после познавательного урока и успешной сдачи экзамена правил поведения в природе, малыши отправляются в гости сначала в зону лесотундры к Лисичке, к Расомахе, медвежьей семье, потом в зону тундры на сопку к белой полярной Сове, к северному Оленю «Важенке» с оленятами. Заглянули в саамскую куваксу и узнали, как северный народ добывает себе пищу и как хранят запасы, что более конкретно отражено возле последней зоны тропы – водоемы. Здесь же возле «Маленього озерца» встречаются путешественники с птицей куликом и гостями нашего края, Журавлями и косулями, которые облюбовали наш край. Ну и как же не гордиться маленьким северянам своим краем, который порой, не смотря на свою суровость с любовью и радушием принимает всех, кто стремиться сюда попасть. Такой путь помогает детям воочию увидеть и оценить красоту родной природы, ощутить ее эмоциональное и нравственное воздействие.
13 слайд
Экскурсии по тропе благодаря родителям, я провожу не только с детьми нашего детского сада, но и с детьми других дошкольных организаций. Так, на нашей эколого – краеведческой тропе богатые знания получают воспитанники других детских учреждений.
14 слайд
В рамках нравственного воспитания мы знакомим детей с профессиями пап, мам, бабушек, дедушек, и со значимостью добросовестного отношения к любому делу. Для этого я приглашаю в группу родителей разных профессий. Может, никто из детей и не станет в будущем пожарным, врачом, или военнослужащим – их детские мечты поменяются еще не один раз. Но надо просто видеть, какое чувство гордости охватывает ребят за своих родителей во время этих встреч и бесед, ведь они узнают своих родителей совсем с другой стороны.
15 слайд
В своей работе со всеми участниками образовательных отношений, активно использую метод проектной деятельности. Таким образом, я разработала интересные проекты, о которых хочется рассказать:
- Например, проект: «Русские музыкальные народные инструменты»;
В рамках данного проекта:
- мы познакомились с разными муз инструментами;
- рассматривали, играли на них;
- совместно с родителями дети изготовили различные макеты русских народных инструментов, даже в виде головных уборов, сделали к ним зарисовки и книжки – самоделки, а так же
инструменты малых северных народностей («шумелки», которые пополнили музыкальный уголок группы. А ведь все это и есть неотъемлемая частичка нашей России.
16 слайд
К макетам русских народных инструментов, для музыкального уголка, родители помогли детям подготовить небольшие презентации о происхождении, изготовлении, методе использования того или иного музыкального инструмента, с которыми т. е. презентациями ребята выступили в группе, гордясь тем, что когда то их сотворили именно русские мастера, ну а в данный момент – их родители! И это еще не все! Как же гордились ребята и родители тем, что именно их музыкальный уголок занял первое место в конкурсе «Мини – музеев» на базе нашего сада.
17, 18 слайды
- Хочется поделиться немножко подробнее еще об одном проекте: «9 мая – Праздник Победы».
В ходе данного проекта дети не только узнали о дне 9 мая, о его значении для всего российского народа. Но и много интересного узнали о необычной и выносливой природе нашего сурового края, и о том какую помощь оказывала она защитникам Заполярья в годы ВОВ, к сожалению, не обошла она стороной и наш край. Сильный эффект произвел на дошколят предоставленный родителями интереснейший и познавательный фильм «Северная кавалерия», который рассказывает о подвиге в годы Великой Отечественной войны представителей коренных малочисленных народов Севера, которые внесли свой вклад в борьбу с фашизмом. В суровых условиях Заполярья храбрость и мужество они проявили в боевых действиях в составе уникальных олене – транспортных батальонов. Благодаря смелости, смекалке славных воинов северных рубежей, великой ценой было отстояно право своего будущего под северным небом. Наша жизнь продолжается и благодаря преданности и выносливости северных оленей. Олень – герой, священное животное, остается главной ценностью, кормильцем, другом и защитником всех малых Северных народов.
19 слайд
После совместного просмотра, ребята настолько прониклись подвигами саамов и оленей в годы ВОВ, что решили это отразить в своих совместных работах с родителями. Одна из работ Колмакова Михаила «Встану грудью за своего друга!» была награждена Дипломом 111 степени, участвующая в городском, областном конкурсе рисунков «Дети России за мир» в 2015 г. Эта же работа во всероссийской патриотической акции «Дети России за мир!» была отмечена Сертификатом победителя.
20, 21 слайды
Наряду с этим, видя, как дети прониклись данной тематикой, мы совместно с родителями оформили из выполненных семейных: экспозиций, поделок, работ в виде объемных аппликаций и рисунков необыкновенный уголок «Вечного огня». Возле которого было невозможно пройти мимо - возникало желание замереть, застыть в «Минуте молчания», что бы почтить память тех, кто не вернулся из боя.
22 слайд
Кроме этого к каждому Российскому и городскому празднику, тематической неделе родители вместе с детьми охотно принимают участие в выставках группы, детского сада, города, раскрывая свои художественные и творческие таланты, будь то поделка или рисунок.
23 слайд
Таким образом, воспитанники приняли участие в праздновании Дня города, они имели возможность окунуться в атмосферу общей радости и гордости за свой город. Свои впечатления дети отразили в рисунках выполненных не без помощи родителей, в которых нарисовали любимые уголки города. Эти работы были представлены на выставке в Центральной детской библиотеке «Тебе мой город сказочный».
24 слайд
С целью приобщения детей и родителей к городским, отечественным знаменательным датам и традициям, чтобы будущие поколения, чтили и любили памятные даты своего Отечества, я вовлекаю родителей, к активному участию в праздниках и развлечениях:
- хорошей, доброй традицией в нашем детском саду стало проведение развлечения, посвященного Дню матери и конкурса чтецов (слайд). Когда маленький человечек, глядя маме в глаза, дарит ей стихотворение, мы видим в глазах мам слезы радости и счастья.
- Или 23 февраля, где папы становятся участниками праздника, что вы и видите на слайде, теперь тоже стало доброй традицией сада.
Это надо было только видеть, сколько восхищения, радости, гордости у этих мальчишек от того, что папа рядом!
25 слайд
- Ни для кого ни секрет, что праздник 8 марта, способствует воспитанию у детей чувства привязанности и любви к самому близкому человеку – маме. Наряду с этим, я стараюсь довести до понимания мальчиков, что девочки – это нежные, слабые создания, и это будущие мамы.
26 слайд
А что бы углубить в наших маленьких «рыцарях» эти чувства, мы вместе с родителями создали рукотворную книгу «Волшебное зеркальце», которая помогает им понять, что все девочки необыкновенно красивы и хороши, и каждая по – своему, эти нежные создания необходимо защищать и оберегать.
27 слайд
Активное участие принимали наши родители в совместном развлечении с сотрудниками ГИБДД: «Путешествие в страну дорожных знаков». Теперь это развлечение стало традиционным в нашем саду.
28 слайд
- Перед вами на слайде запечатлены моменты проведения недельки Здоровья, в которой также активное участие принимали родители :
- это и праздник «Путешествие в Спортландию»,
- и конкурс чистюль, результаты которого были отражены в стенгазете выполненной родителями.
29, 30 слайды
В добрую традицию нашего сада и группы вошли акции: «Спаси ребенка», в рамках которой мы проводим благотворительный концерт и ярмарку. Ценность акции в том, что все члены семьи стремятся помочь, принести пользу незнакомым заболевшим детям, а маленький гражданин не жалеет свои любимые игрушки - желая тем самым спасти или облегчить жизнь маленького друга, которого постигла беда. А это и есть, я считаю - самая глобальная капля нравственного воспитания, когда ребенок свое самое дорогое и любимое в его понятии, готов отдать ради того, кто больше нуждается в этом.
31 слайд
Или акция: «Вместе, дружно, сообща - озеленим участок наш!». Родители охотно приобретают семена для благоустройства участка, мало того, некоторые несут уже самими пророщенные саженцы, где ребенок, пройдя ряд экспериментов при изучении растительного мира, осознает, что его росток не только будет радовать глаз сверстников и прохожих, но он еще тем самым дарит глоток воздуха окружающим, неся своего рода добро людям. Именно благодаря родителям на участке детского сада появился сосново - можжевеловый бор, который они высадили своими силами. В любое время года вечнозеленый красавец можжевельник источает удивительный аромат — свежий, смолистый, хвойный. Там, где растет можжевельник, воздух всегда чист и целебен. Если учесть, что можжевельники отличаются завидным долголетием (400-500 лет — не предел, то это - источник здоровья, который можно передать по наследству своим детям и внукам, что и сделали наши родители, ведь недаром говорят: «Детский сад – второй дом»! Сегодня они привели в наш сад сына (дочь, пройдут года, и на участке сада будут дышать чистым воздухом их внуки.
32 слайд
Таким образом, родители в полной мере осознали важность воспитания у детей нравственных чувств, любви и гордости к своему городу, к своему Отечеству. Они стали примером, образцом гражданина России. А это была одна из главных задач, которую мы ставили перед собой, работая с родителями наших воспитанников. И мы можем с гордостью заявить, что наш детский сад, внес маленькую лепту в каждую семью, что бы совместно вырастить НАСТОЯЩЕГО ГРАЖДАНИНА И ПАТРИОТА НАШЕЙ РОДИНЫ! Нашим детям есть чем и кем гордиться!
Спасибо за внимание.
Список использованной литературы:
1. Е. А. Алябьева «Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками». – М., 2003.
2. Бабанский Ю. К. «Педагогика». – М., - 1988.
3. Бархатова «Воспитание культуры поведения». // Д/в №11 – 1989.
4. Буре Р. С., Островская Л. Ф. «Воспитатель и дети». – М., 2011.
5. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников : 2-е изд. // Буре Р. С., Година Г. Н., Шатова А. Д. и др. ; Под. ред. Виноградовой А. М.
6. Ермолаева М. В., Захарова А. Е., Калинина Л. И., Наумова С. И. Психологическая практика в системе образования. – Воронеж: НПО «МОДЭК», 2008.
7. Ерофеева Т. «Усвоение дошкольниками правил поведения с товарищами». // Д/в №10 - 2011.
8. Козлова С. А. «Нравственное воспитание детей в современном мире». //Д/в № 9 – 2011.
10. Купина Н. А, Богуславская Н. Е Веселый этикет. Нравственное воспитание, развитие коммуникативных способностей ребенка, сюжетно-ролевые игры. – М., 2002. - 176 с.
11. Курочкина И. Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников. – М., 2013.
12. Мулько И. Ф. Социально-нравственное воспитание дошкольников 5-7 лет. – М., 2012 – 96 с.
13. Нравственно-эстетическое воспитание ребёнка в детском саду. // Ветлугина Н. А., Казакова Т. Г. и др. ; Под. ред. Ветлугиной Н. А.
14. Свадковский И. Ф. Нравственное воспитание. – М. - 2013. - 144 с.