Лучший педагог года

Опыт работы «Театрализованная деятельность на основе классических музыкальных произведений»

Христина Злобина
Опыт работы «Театрализованная деятельность на основе классических музыкальных произведений»
▼ Скачать + Заказать документы

Выступление на Городском методическом объединении с докладом на тему: Театрализованная деятельность, на основе музыкальных к

Эмоциональная сфера дошкольника - важнейшая система, которая оказывает огромное влияние на психическую жизнь и поведение детей, она очень важна для их психического и соматического здоровья.

В контексте гуманистической педагогики музыкальное развитие, напрямую обращённое к эмоциональной сфере ребёнка, является идеальной средой для обогащения и гармонизации его эмоциональной сферы.

Публикация «Опыт работы „Театрализованная деятельность на основе классических музыкальных произведений“» размещена в разделах

Педагоги обратили внимание на то, что музыкально - игровая деятельность развивает эмоциональную сферу дошкольников, помогает развитию коммуникативных способностей, усвоению новых требований и правил, коррекции личностных черт детей.

С помощью классической музыки дети нравственно и эмоционально обогащаются, познают окружающий мир, себя и других людей, реализует творческий потенциал.

Любовь к классической музыке не может возникнуть сама собой, этому нужно учиться у взрослых. Воспитание любви начинается с чувства, вызывающего эмоциональную отзывчивость и желания исполнять предложенные педагогом музыкально - ролевые игры.

Работа над созданием сценария праздника или театральной постановки начинается со знакомства детей с художественным произведением, затем беседой об образах героев и распределением ролей. Для выразительности образа педагоги подбирают музыкальное сопровождение, песенный репертуар, танцы, игры и оркестровые аранжировки. Что развивает эмоциональную отзывчивость в виде исполнительства и творчества.

Классическая Музыка представляет собой искусство выражения чувств, эмоций, настроений, мыслей и идей, создает основу для эмоционального контакта взрослых и детей.

Воздействуя на чувства и мышление человека, классическая музыка вызывает в его представлении образы реальной жизни, способствует переживанию и осмыслению их, влияет на мировоззрение человека, направляет и изменяет его.

Готовя детей к восприятию классической музыки, развиваем слуховой опыт, эстетический вкус, общую культуру и эмоциональную отзывчивость. В процессе слушания различных по эмоционально-образному содержанию произведений, соответствующих опыту дошкольников, их способности сопереживать определенным чувствам, составляющим основу музыкального образа в мажорных произведениях или минорной классической, детской музыки. Знание и понимание детей группы позволяют составить индивидуальный репертуарный список музыкальных произведений.

Мировая музыкальная классика имеет целый пласт так называемой «детской музыки»- произведений, предназначенных для слушания и исполнения детьми, например, цикл детских пьес Р. Шумана, С. Прокофьева, П. Чайковского и др.

Постепенно представления детей о чувствах, выраженных в музыке весёлого, шутливого и светлого, спокойного, нежного характера расширяются, появляются тревожные, взволнованные, таинственные, скорбные, решительные. Эстетические переживания дошкольников углубляются, усложняются, обогащаются, дети учатся различать не только общую эмоциональную окраску музыки, но и выразительность интонации.

Часто, выбирая из фонотеки музыкальное произведение, дети сообщают воспитателю и сверстникам о своём видении изображаемых в спектаклях образах и эмоциональных состояниях. Если настроение не весёлое, они предпочитают музыку негромкую, плавную, а когда им хочется повеселиться, просят «включить» танец или марш.

Бесспорно, дети должны слушать музыку только в хорошем исполнении, при этом испытывает сильные эмоции, которые часто становятся причиной возникновения интереса к музыке, желание заниматься музыкальной деятельностью. Чем устойчивее связь ребёнка и музыки, тем успешнее его эмоциональное развитие.

В работе с детьми в процессе восприятия классической музыки могут быть использованы следующие виды деятельности : словесное, вокальное, интонационное, мимическое, тактильное, моторно-двигательное и темброво-инструментальное. Их необходимо варьировать и сочетать друг с другом.

Чтобы эмоционально переживать музыкальное произведение, учим детей анализировать, обращать внимание на средства музыкальной выразительности, характер мелодии. В процессе слушания музыки дети осознают собственное эмоциональное состояние, углубляют эмоциональное восприятие, воспринимают средства музыкальной выразительности. Так как опыт восприятия музыки в дошкольном возрасте очень мал, то для проявления эмоциональной отзывчивости требуется несколько прослушиваний музыкальных произведений. С каждым прослушиванием воспринятый музыкальный образ углубляется и накапливается эмоциональный опыт детей. Педагог ведет работу по обогащению словаря детей словами, характеризующими эмоционально- образное содержание музыки.

Воздействие музыки на глубочайшие слои эмоций, несравненно сложнее и сильнее, чем других видов искусств. Музыка способна волшебным образом помочь в развитии, разбудить чувства, обеспечить интеллектуальный рост детей.

Не маловажное значение в театральной деятельности имеет умение детей мелодично исполнять песни осознавая характер исполняемого образа и мелодии, качества звуковедения (плавного, чёткого, отрывистого, средств музыкальной выразительности (акцентов, динамики, взлётов и падений мелодии, темпа и ритмического рисунка). Эти свойства можно моделировать (моторно-двигательное уподобление характеру звучания музыки) с помощью движений рук, танцевальных и образных движений.

Активная природа детей находит выражение в двигательных реакциях на звучащее музыкальное произведение. Придумывая движения под музыку, дети конкретизируют музыкальный образ художественных произведений, делая его понятным в первую очередь самому себе. Движение становится для них средством передачи характера образа.

Педагог объясняет детям, что, выбирая движения, прежде всего, необходимо прислушиваться к характеру музыки, лишь в этом случае можно говорить о слитности движений и их выразительности.

Организация взаимодействия детей с искусством помогает выражать свои эмоции и чувства близкими ему средствами: словом, звуками и движениями.

Таким образом, систематическое и целенаправленное воспитание и обучение на основе эмоциональной отзывчивости на классическую музыку обеспечивает интеллектуальный рост дошкольника. Кроме того, эмоциональная отзывчивость на музыку составляет основу развития отзывчивости в реальной жизни, воспитания таких качеств личности, как доброта, душевность, чуткость, умение сопереживать другому человеку.

В своей работе я использую сюжетно-ролевую игру, в которой дети угадывают классическое музыкальное произведение и с помощью движений рук, танцевальных и образных движений, изображают тот образ, который они слышат.

Это игра называется «Водяной». На первую часть, дети идут по кругу и поют песню водящему водяному. Водяной в это время сидит в центре круга с закрытыми глазами. Затем дети останавливаются и закрывают лицо руками, водяной следит за теми, кто не закрыл глаза. На слова «Стоп» «Кто вокруг меня» дети, услышав отрывок классического музыкального произведения, начинают соответственно двигаться и изображать образ. Кто лучше всех изобразит тот и водяной-водящий. Можно использовать другой вариант, отгадайте название музыкального произведения и усложнить для детей по старше «Кто сочинил музыку». Игра продолжается несколько раз, в зависимости что хочет педагог добиться через эту игру.

Ещё хочу предложить конспект музыкального занятия «Как лесные жители медвежонка утешали». (смотреть приложение).

При подготовке статьи были использованы материалы Е. Еремеевой, Н. Калуновой, И. Новоскольцевой.

Конспект музыкально-игрового занятия «Как лесные жители медвежонка утешали» для детей 4-5 лет.

Цель: развивать эмоциональную отзывчивость на музыку различного характера, формировать представление о выразительности и изобразительности музыкальной речи, учить передавать музыкальный образ в движениях и игре на детских музыкальных инструментах.

Музыкальный материал :

• М. Мусоргский. «Слеза» (фрагмент).

• А. Лядов. «Музыкальная табакерка».

• С. Прокофьев. «Вальс», «Марш».

• К. Сен-Санс. «Птичник» из сюиты «Карнавал животных». «Песенка мамонтенка» из мультфильма «Мама для мамонтенка» муз. В. Шаинского, сл. Д. Непомнящего.

• А. Гречанинов. «Материнские ласки».

Музыкальные инструменты и оборудование: колокольчики, свистульки, ритмические палочки, шарфы, элементы костюмов (или эмблемы) бабочек, ежиков, птичек, колокольчиков, кукла бибабо медвежонок.

Ход занятия

Музыкальный руководитель показывает детям медвежонка и предлагает послушать историю, которая однажды с ним произошла.

Как-то раз Медвежонок отправился на прогулку в лес. Гуляя по лесу, он встречал птичек, ежиков, любовался красивыми бабочками и прекрасными цветами — колокольчиками.

Педагог предлагает детям примерить элементы костюмов и «превратиться» в лесных жителей.

Педагог: Медвежонок долго гулял в лесу и не заметил, как заблудился. Сел он на пенек и заплакал.

Звучит «Слеза» М. Мусоргского, дети слушают фрагмент, и педагог предлагает изобразить настроение музыки, которое очень созвучно эмоциональному состоянию Медвежонка.

Педагог: Синие колокольчики, растущие на лесной поляне, решили утешить маленького Медвежонка. Они распрямили свои стебельки, раскрыли чашечки цветов и заиграли чудесную и красивую музыку.

Звучит «Музыкальная табакерка» А. Лядова, и дети в костюмах колокольчиков оркеструют звучание музыки с помощью звучания колокольчиков.

Педагог: Бабочки услышали звон колокольчиков и решили также утешить Медвежонка и станцевать для него изящный танец.

Звучит «Вальс» С. Прокофьева, дети в костюмах бабочек исполняют музыкально-пластическую импровизацию с шарфами.

Педагог: Прибежали ежики. Они исполнили для Медвежонка веселый и задорный марш на ложках.

Звучит «Марш» С. Прокофьева, дети в костюмах ежиков оркеструют его звучание с помощью деревянных ложек.

Педагог: И вот прилетели птички, защебетали и исполнили для Медвежонка очень веселую и озорную песенку.

Звучит «Птичник» К. Сен-Санса из сюиты «Карнавал животных». Дети в костюмах птиц оркеструют звучание пьесы с помощью свистулек.

Педагог: Медвежонок был очень благодарен лесным жителям, что они не бросили его в трудную минуту, а утешили, подбодрили и даже развеселили. Но все же ни бабочки, ни ежики, ни птички не знали, как помочь Мишке найти дорогу к дому. Медвежонок уже совсем отчаялся, но вдруг вдали он услышал голос — это был самый чудесный на свете голос его мамы.

Звучит «Вокализ». Дети слушают музыку и характеризуют интонации мелодии (нежная, ласковая, светлая, добрая и т. д.).

Педагог: Так Медвежонок нашел дорогу домой, а лесные жители были очень рады, что он повеселел и больше не грустит.

Звучит «Гопак» М. Мусоргского из оперы «Сорочинская ярмарка». Дети по желанию исполняют танцевальную импровизацию или оркеструют звучание музыки на детских инструментах.

Медвежонок благодарит всех своей песенкой и «прощается» с детьми.

Предложенные музыкальные произведения можно заменить другими, по желанию музыкального руководителя.

*Водяной 1-й куплет

Водяной, водяной,

Что сидишь ты под водой?

(Дети идут по кругу, держась за руки).

Выходи на бережок,

(Дети сужают круг).

Поиграй со мной, дружок!

(Дети расширяют круг, становясь на свои места).

Проигрыш :

Дети разбегаются по всему залу, и тихонько бегают на носочках, а водяной гоняется за ними и «брызгает на них воображаемую водичку» Стоп Дети замирают. Они должны остановиться, когда идет пауза в музыке. Кто вокруг меня Играет музыка имитирующая летание и жужжание пчел. Дети летают и машут крылышками как пчелки. Можно импровизировать.

Проигрыш 2 Дети стают в круг и выбирают другого водяного, и песня – игра продолжается.

2-й куплет:

Водяной, водяной, Что сидишь ты под водой?

Выходи на бережок, Поиграй со мной, дружок! Повтор движений первого куплета.

Проигрыш Дети разбегаются по всему залу, и тихонько бегают на носочках, а водяной гоняется за ними и «брызгает на них воображаемую водичку» Стоп Дети замирают. Они должны остановиться, когда идет пауза в музыке. Кто вокруг меня? Играет музыка, марш «Деревянных солдатиков».

Дети маршируют изображая деревянных солдатиков.

Проигрыш 2 Дети стают в круг и выбирают другого водяного, и песня – игра продолжается.

3-й куплет Водяной, водяной, Что сидишь ты под водой? Выходи на бережок, Поиграй со мной, дружок!

Проигрыш Дети разбегаются по всему залу, и тихонько бегают на носочках, а водяной гоняется за ними и «брызгает на них воображаемую водичку» Стоп Дети замирают. Они должны остановиться, когда идет пауза в музыке. Кто вокруг меня Играет музыка «В пещере горного короля». Дети имитируют как ходят тролли в пещере. Можно импровизировать.

Проигрыш 2 Дети стают в круг и выбирают другого водяного, и песня – игра продолжается.

В конце звучит колыбельная Брамса, дети садятся на пол и засыпают.

Публикации по теме:

Опыт работы по использованию произведений К. И. Чуковского в педагогическом процессе Доклад на тему: «Книга наш друг и помощник» (по произведениям К. И. Чуковского) Любая книга - умный друг. Чуть утомит, она смолкает. Она.

Из опыта работы «Театрализованная деятельность в жизни дошкольника»Из опыта работы «Театрализованная деятельность в жизни дошкольника» Ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир. Театральная деятельность одна из самых доступных видов деятельности для детей, она позволяет.

Консультация для родителей «Наблюдения в природе на основе произведений Пришвина» Консультация для родителей «Наблюдения в природе» «Для иных природа — это дрова, уголь, руда, или дача, или просто пейзаж. Для меня природа.

Мастер-класс «Восприятие музыкальных произведений П. И. Чайковского при помощи ИКТ» Мастер-класс «Восприятие музыкальных произведений П. И. Чайковского при помощи ИКТ» Музыкальный руководитель: Катаева Наталья Михайловна,.

Мастер-класс «Восприятие музыкальных произведений П. И. Чайковского при помощи ИКТ» Мастер-класс «Восприятие музыкальных произведений П. И. Чайковского при помощи ИКТ» Музыкальный руководитель: Катаева Наталья Михайловна,.

Театрализованная деятельность как главный фактор развития музыкальных способностей у детей с задержкой психического развития «Театрализованная деятельность- как главный фактор развития музыкальных способностей у детей с задержкой психического развития» Аннотация.

Театрализованная деятельность в дошкольном образовании. Опыт работы воспитателя Я выбрала эту тему потому что, театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка.

Педагогический опыт работы «Театрализованная деятельность как средство социально-нравственного воспитания дошкольников» С первых минут рождения, жизнь каждого человека вплетена в ткань человеческих отношений. Человек не может жить без общения с другими людьми,.

Опыт работы на тему «Театрализованная деятельность как средство формирования основ безопасного поведения детей» Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности,.

Театрализованная деятельность как успешное средство развития музыкальных и творческих способностей дошкольников  Театр – волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир. Если в дошкольном образовательном учреждении есть театр.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Театрализованная деятельность на основе классических музыкальных произведений»
Опубликовано: 4 декабря 2018 в 20:53
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Театрализованная деятельность на основе классических музыкальных произведений»» (включая файлы) размещена пользователем Христина Злобина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД