Елена Самбурова
Театрализованная деятельность в дошкольном образовании. Опыт работы воспитателя
▼ Скачать + Заказать документы
Я выбрала эту тему потому что, театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка.
В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное и волнующее. Слушая их в детстве, человек бессознательно накапливает целый «банк жизненных ситуаций», поэтому очень важно, чтобы осознание «сказочных уроков» начиналось с раннего возраста, с ответа на вопрос: «Чему нас учит сказка?».
Публикация «Театрализованная деятельность в дошкольном образовании, Опыт работы воспитателя» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опыт работы, практика
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2018
В душе каждого ребёнка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. А переоценить роль родного языка, который помогает людям - прежде всего детям – осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения, - невозможно. С. Я. Рубинштейн писал: «Чем выразительнее речь, тем более она речь, а не только язык, потому что чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий: его лицо, он сам». Использование детьми разнообразных средств выразительности речи – важнейшее условие своевременного интеллектуального, речевого, литературного и художественного развития.
Для развития выразительной речи необходимо создание условий, в которых каждый ребёнок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Огромную помощь в этом оказывают занятия по театрализованной деятельности; это игра, и пожить и порадоваться в ней каждый ребёнок. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны : её тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребёнка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку, умело поставленные вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи, её интонационный строй, улучшается диалогическая речь, её грамматический строй. Театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребёнка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. «В процессе этого сопереживания, - как отмечал психолог и педагог, академик Б. М. Теплов, - создаются определённые отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые». Таким образом, театрализованная деятельность – важнейшее средство развития у детей эмпатии, т. е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. «Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место», - утверждал Б. М. Теплов.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.).
Театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать проблемные ситуации опосредованно от лица какого – либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребёнка.
Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального и художественно – эстетического воспитания. Она – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу; познаёт радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. В нашем мире, насыщенном информацией и стрессами, душа просит сказки – чуда, ощущения беззаботного детства.
Изучив современную методическую литературу, я выбрала материал для внедрения их в практику своей группы, а также пришла к выводу, что используя данный материал, можно повысить интерес к театрально – игровой деятельности, расширить представления детей об окружающей действительности, совершенствовать умение связно и выразительно пересказывать сказки.
Задачи
1. Развиваю устойчивый интерес к театральной игровой деятельности.
2. Совершенствую исполнительские умения детей в создании художественного образа, используя игровые импровизации.
3. Расширяю представления детей об окружающей действительности.
4. Закрепляю представление детей о различных видах кукольных театров.
5. Обогащаю и активизировать словарь детей.
6. Совершенствую интонационную выразительность речи.
7. Развиваю диалогическую и монологическую речь.
8. Совершенствую умение связно и выразительно пересказывать сказки.
9. Развиваю память, мышление, воображение, внимание.
10. Учу детей правильно оценивать свои и чужие поступки.
11. Воспитываю желание играть театральными куклами.
12. Развиваю умение использовать игровые импровизации в
самостоятельной деятельности.
Формы и методы работы которые я провожу
1. Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним.
2. Игры драматизации.
3. Упражнения для социально – эмоционального развития детей.
4. Коррекционно – развивающие игры.
5. Упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика).
6. Задания для развития речевой интонационной выразительности.
7. Игры – превращения («учись владеть своим телом», образные упражнения.
8. Упражнения на развитие детской пластики.
9. Пальчиковый игротренинг для развития моторики рук.
10. Упражнения на развитие выразительной мимики.
11. Упражнения по этике во время драматизаций.
12. Разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок.
13. Знакомство не только с текстом сказки, но и средствами её драматизации – жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями.
В группе я оборудовала театральный уголок, а также «тихий уголок», где ребёнок может побыть один и прорепетировать какую-нибудь роль или просмотреть иллюстрации к театрализации.
Поскольку предметно-развивающая среда должна обеспечивать право и свободу выбора каждого ребёнка на театрализацию любимого произведения, в зоне театрализованной деятельности я разместила разные виды кукольного театра – пальчиковый, би-ба-бо, а так же маски, реквизит, куклы, декорации. Кроме того, периодически обновляла материал, ориентируясь на интересы разных детей. Это создало условия для персонифицированного общения с каждым ребёнком.
Поскольку развитие любознательности и исследовательского интереса основано на создании спектра возможностей для моделирования, поиска и экспериментирования, в зоне театрализованной деятельности я разместила разный природный и бросовый материал, ткани, костюмы для ряженая.
Учитывая по ролевые особенности детей, в зоне театрализованной деятельности я разместила оборудование и материалы, отвечающие интересам, как мальчиков, так и девочек.
Занимаясь с детьми, главной целью я ставлю развитие их творческих способностей средствами театрального искусства.
Театральная деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов.
Важно с самого раннего детства приобщать маленького человечка к театру, литературе, живописи. Чем раньше это начать, тем больших результатов можно достигнуть. На занятиях дети знакомятся не только с мировой классической музыкой Чайковского, Прокофьева, Римского-Корсакова, но и с шедеврами живописи Рублева, Васнецова, Билибина и т. д.
Я обучаю детей основам актерского мастерства и параллельно знакомлю их с различными видами кукольных театров. Для этой цели я использую этюдный тренаж, артистические и пальчиковые игры, игры на выразительность движений, их пластичность и координацию.
Важнейшим в театрализованных играх является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, а не конечный результат. Таким образом, репетиции, работа над этюдами не менее важны, чем спектакль.
Я стремлюсь к тому, чтобы театрализованные занятия сохраняли непосредственность детской игры, основанной на импровизации. Постановка нисколько не пострадает, если дети неточно произнесут реплику, менее удачно, с точки зрения взрослых, выстроят мизансцену и т. д.
Я избегаю назначения на ведущие роли одних и тех же детей. Считаю, что каждый ребенок талантлив от природы, каждому я стремлюсь помочь раскрыть свои способности.
Содержанием моих НОД являлось не только знакомство с текстом какого-либо литературного произведения или сказки, но и с жестами, мимикой, движениями, костюмами. Важнейшим методическим принципом являлась практическое действие каждого ребёнка.
При чтении или рассказывании чего-либо я пытаюсь выразить искренность и неподдельность своих чувств к прочитанному или рассказанному. Но ни в коем случае не пытаюсь навязывать свои оценки, отношения. Наоборот, предоставляла детям возможность высказаться, проявить эмоциональную активность, старалась не подавить робкого ребёнка, превратив его только в зрителя. Я старалась не допустить у детей страха перед ошибкой, чтобы ребёнок боялся выйти на «сцену». Поэтому, предлагая ребёнку «сыграть» или «показать» что-либо, я исходила из реальных возможностей конкретных детей.
Чтобы ярче раскрыть свои возможности и таланты в театрализованной деятельности, дети должны приобрести много навыков и умений.
Для снятия мышечного напряжения я использовала следующие упражнения: «Поздоровайтесь друг с другом за обе руки поочерёдно», «Найди взглядом своего товарища», «Не перепутайте движения»; игры: «Капуста», «Перестройся по росту».
Для развития пластической выразительности я предлагала детям:
1. Пройти по камешкам через ручей от лица любого персонажа (сказки, рассказа, мультфильма) по их выбору.
2. От лица любого персонажа подкрасться к спящему зверю (зайцу, медведю, волку).
3. Изобразить прогулку трёх медведей, но так, чтобы все медведи вели себя и действовали по-разному.
При выполнении этих упражнений детьми, я следила за тем, чтобы дети сами подмечали различия в исполнении своих друзей и стремились находить свои движения, мимику.
Особенно нравились детям упражнения для развития выразительной мимики:
Солёный чай, ем лимон, сердитый дедушка, лампочка потухла, зажглась, грязная бумажка, тепло – холодно, рассердились на драчуна, обиделись, мне грустно, показать, как кошка выпрашивает колбасу.
А так же я предлагала детям разыграть маленькие сценки, где необходимо подчеркнуть особенности ситуации мимикой. Например, изобразить, как мальчику подарили новую машину или как ребёнок испугался медведя.
. Скороговорки на развитие дикции.
Вёз корабль карамель,
Наскочил корабль на мель.
И матросы три недели
Карамель на мели ели.
В своей театральной деятельности я очень широко использую артикуляционную гимнастику.
Свои индивидуальные НОД строила по схеме:
- введение в тему, создание эмоционального настроения;
- театрализованная деятельность (в разных формах, где воспитатель и каждый ребёнок имеют возможность реализовать свой творческий потенциал;
- эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности.
Для развития уверенности в себе и социальных навыков поведения, я старалась так организовать театрализованную деятельность детей, чтобы каждый ребёнок имел возможность проявить себя в какой-то роли. Для этого я использовала разнообразные приёмы :
- выбор детьми роли по желанию;
- назначение на роли наиболее робких, застенчивых детей;
- распределение ролей по карточкам;
- проигрывание ролей в парах.
Я использую разнообразные средства развития, воспитания и подачи информации, соответствующие их возрастной категории:
1. Развивающие игры (игры - драматизации, сюжетно - ролевые, коррекционные, коммуникативно - лингвистические, игры на развитие технических навыков речи)
2. Игры, развивающие выразительность речи
3. Наблюдение речевых ситуаций с последующим анализом
4. Иллюстративный материал (схемы, пиктограммы, иллюстрации, репродукции)
5. Прослушивание сказок, поучительных историй, стихотворений с последующей беседой
6. Рисование по заданной ситуации речевого общения, иллюстрирование сказок, стихотворений
Дети всегда готовы играть сказки. Это их способ познания мира. В творческой атмосфере ребёнок развивается быстрее, полноценнее. Он, входя в сказку, получает роль одного из её героев, непроизвольно впитывает в себя то отношение к миру, которое даёт силу и стойкость
Театрализованная деятельность является источником развития чувств. В своей деятельности я также применяла театрализованные игры. Театрализованные игры развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам.. В организации театрализованных игр я широко использовала практические методы обучения: игра, метод игровой импровизации (служащий мостом между играми ребенка в быту и искусством актера, упражнения, метод действенного анализа (этюдная методика, инсценировки и драматизация.
Из словесных методов я применяла рассказ, чтение, рассказ детей, беседы, разучивание произведений устного народного творчества.
Все методы и приемы я использую в комплексе, развиваю внимание память, воображение, творческое воображение.
1. Чтение художественных произведений, сказок, стихов.
2. Обыгрывание этюдов, театрализованных игр.
3. Показ сказок: «Заюшкина избушка», «Лисичка- сестричка и волк», «Репка», театрализованное представление сказки «Теремок», драматизация «Телефон» К Чуковского.
4. Показ сказок в старшей группе: «Заяц- симулянт», «Морозко», «Полянка», театрализованное представление сказки на новый лад «Снежный колобок», кукольный театр «Заюшкина избушка» 5. Показ сказок для родителей: ««Новогоднее приключение колобка», «Царевна- лягушка».
При этом процесс воспитания получается естественным. Интерес ребят усиливается, когда в сценках принимали участие посторонние люди (воспитатели, родители и дети других групп). Большое значение имеет также использование разнообразных технических средств. Это видео и аудиозаписи.
Театрализованные игры также позволяют формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность. Любимые герои становятся образцами для подражания. Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа
В младших группах вначале я самостоятельно показываю детям драматизацию сказки, привлекаю детей к проговариванию её отдельных фрагментов. Также – использую небольшие упражнения с детьми, после окончания театрализованной игры, предлагаю детям поиграть так же, например, в сказке "Теремок" надо попроситься в теремок, как мышка и как волк. В жизни ребёнка должна обязательно присутствовать сказка. Сказка, которая обучает, развлекает, успокаивает и даже лечит. Поэтому в повседневной жизни я часто использовала сказки для воспитания детей.
Я использую игры-имитации: "Покажи, как прыгает зайка"; "Покажи, как неслышно, мягко двигается кошка", "Покажи, как ходит петушок". Следующий этап - отработка основных эмоций : покажи, как веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать (радость); зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево (испуг).
Я подготовила: подбор игр на развитие слуха, звукоподражания, предметно – игровых действий, формирование речи, пальчиковая, артикуляционная и дыхательная гимнастика; сценарии сказок, театрализованные игр, этюды. Театрализованные игры являются играми-представлениями. В них с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, создаются конкретные образы. Благодаря театрализованным играм, у детей развивается эмоциональная сфера, расширяется и обогащается опыт сотрудничества детей, как в реальных, так и в воображаемых ситуациях. Кроме того, театрализованная деятельность таит в себе огромные возможности для развития речи детей. Требования к проведению театрализованных игр, я строила их так, чтобы каждое последующее опиралось на приобретённый ранее опыт и знания ребят.
Я также использую игры драматизации. Начиная с младшей группы, и до подготовительной дети очень любят разыгрывать сказки, сценки, диалоги. Это когда роли распределяются между детьми, они перевоплощаются и играют, какую то роль.
Я часто использую в своей театральной деятельности «театр в руке» -это
позволяет повысить общий тонус, развивает внимание, память и снимает психоэмоциональное напряжение. Детям очень нравится показывать «театр в руке» : «На солнечной поляне стоит домик. В нем живет кошка. Она любит сидеть на своём стуле за столом. Но вдруг появилась мышка. Кошка побежала за ней. Мышка прыгнула на пароход, а кошка села в лодку. Приплыли они в густой лес, в котором растут зелёные, пушистые ели…» (дети сопровождают текст движение рук и пальцев).
6. На прогулке в тёплое время года.
После наблюдения за живыми и неживыми объектами детям я предлагаю с помощью пальцев рук изобразить : дом, скворечник, кошку, собаку, цепочку, дерево и др.
Я включаю пальчиковую гимнастику в режим дня.
Работа с родителями
Я вместе с родителями разработала сценарии совместных развлечений и досугов детей и их родителей «Путешествие в сказку», «Весенняя сказка».
Подготовила и провела родительские собрания по темам «Роль семьи в речевом развитии ребёнка», «Театр наш друг и помощник», доклад к родительскому собранию на тему : «Развитие речи у детей дошкольного возраста при помощи театральной деятельности»
Подготовила анкеты для родителей по темам «Речевое развитие ребёнка», «Театральная деятельность детей», «Ваш ребёнок», «Речевое развитие детей», разработала памятку «Игры в слова», «Полезные советы для родителей», консультации «Значение театрализованной деятельности на развитие речи ребёнка», «Средство домашнего воспитания – кукольный театр», «Театральные игры как средство всестороннего развития ребёнка», «Как интересно провести досуг в кругу семьи», «Что такое театр?», «Развитие речи детей в семье», КВН по театральной деятельности для родителей.
Собрала ряд пословиц и поговорок, скороговорок, подборку сказок.
Для повышения педагогического мастерства:
Я разработала перспективный план работы с детьми и работу с родителями.
Я разработала и подобрала для детей игры на развитие речи, пальчиковую, артикуляционную и дыхательную гимнастику.
Рекомендации родителям:
1. Чтение произведений художественной литературы, устного народного творчества.
2. Проводить беседы по содержанию прочитанных произведений.
3. Анализировать характеры персонажей, давать оценку их поступкам.
4. Предлагать детям задания, игры, упражнения на развитие памяти, мышления, выразительной речи, мимики, жестов.
5. Постановка спектаклей, драматизация сказок в семейном кругу.
6. Посещение театров.
7. Принимать участие в тематических вечерах, праздниках, развлечениях.
Перед тем, как показать какое либо представление я с детьми придумаю будущий костюм, я привлекаю ребят к созданию эскиза костюма, который они представляют для исполнения своих ролей. Ребята с удовольствием включаются в процесс создания своего необыкновенного и не похожего на других костюма. Далее мы все вместе обсуждаем нарисованные эскизы и выбираем понравившиеся. Понятно, что дети представляют себе самые невообразимые костюмы, но все же некоторые детали мы используем в разработке костюма.
При создании эскиза костюма героя, образ которого ребенок будет представлять на сцене, я уточняю детали его костюма и реквизита, которые могут понадобиться по ходу спектакля. Детский костюм требует особой подготовки. Необходимо учитывать принцип безопасности и комфортности. Подбирать ткань, которая не вызовет у ребенка аллергии, не нанесет царапин. Следует учитывать и подбор цветовой гаммы, чтобы не вызвать у ребенка негативные эмоции. Стараться как много больше создавать универсальных костюмов, используемых при постановке многих спектаклей-инсценировок.
Мне очень нравится разрабатывать детские костюмы - это увлекательное, интересное, творческое и интеллектуальное занятие. Приятно видеть, когда дети с большим нетерпением ждут очередной примерки, им хочется побыстрей надеть готовый костюм, и хоть на минуточку попасть в мир волшебной сказки. И тогда костюм оживает, превращаясь в того или иного сказочного героя.
Результат проделанной работы :
1. У детей повысился интерес к театрально – игровой деятельности.
2. Усовершенствовались исполнительские умения детей в создании художественного образа.
3. Расширились представления детей об окружающей действительности.
4. Обогатился и активизировался словарь детей.
5. Усовершенствовалась интонационная выразительность речи.
6. Развивалась память, мышление, воображение, внимание детей.
7. Усовершенствовалось умение детей правильно оценивать свои и чужие поступки.
8. Дети учились понимать эмоциональное состояние другого человека и выражать своё.
1. В конце учебного года была проведена контрольная диагностика.
Результаты оказались следующими:
2. В качестве критериев я использовала следующие положения:
3. - устойчивый интерес к театрализованной деятельности;
4. - умение давать оценку поступкам действующих лиц в театрализованной деятельности;
5. - владение выразительностью речи;
6. - способность понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выражать своё;
7. - способность сопереживать героям сказок, эмоционально реагируя на поступки действующих лиц;
8. - умение вживаться в создаваемый образ, совершенствуя его, находя наиболее выразительные средства для воплощения, используя мимику, жесты, движения.
9. Каждый критерий я оценивала:
10. - высокий уровень – творческая активность ребёнка, его самостоятельность, инициатива, быстрое осмысление задания, точное выразительное его выполнение без помощи взрослых, ярко выраженная эмоциональность;
11. - средний уровень – эмоциональная отзывчивость, интерес, желание включиться в театрализованную деятельность. Но ребёнок затрудняется в выполнении задания. Требуется помощь взрослого, дополнительные объяснения, показ, повтор;
12. - низкий уровень – мало эмоционален, не активен, равнодушен, спокойно, без интереса относится к театрализованной деятельности. Не способен к самостоятельности.
13. Результаты диагностики 15 – ти исследуемых детей показали:
- интерес к театрализованной деятельности с высоким уровнем проявило 15 человек (66,7%, со средним уровнем – 5 человек (33,3%);
- умение давать оценку поступкам с высоким уровнем – 15 человек (66,7%, со средним уровнем 5человек (33,3%);
- владение выразительностью речи с высоким уровнем – 15 (66,7%, со средним – 5 человек (33,3%, с высоким уровнем – 1человек (6,7%);
- понимать эмоциональное состояние с высоким -16 человек (86,6%, человек (6,7%, со средним уровнем – 4 человека (6,7%);
- сопереживание героям сказок -16 человек (73,2%, со среднем уровнем – 4 человека (13,4);
- вживание в образ с высоким -17 человек (66,6%, со средним уровнем 3 человека (13,4%).
Сравнив результаты диагностических исследований, я пришла к тому, что удалось добиться положительных результатов в следующих разделах:
- интерес к театрализованной деятельности на 54%;
- умение давать оценку поступкам на 61%;
- владение выразительностью речи (здесь потребовалась углубленная и индивидуальная работа с детьми) на 42%;
- понимать эмоциональное состояние на 39%;
- сопереживание героям сказок на 44%;
- вживание в образ на 57%.