Наталья Катаева
Мастер-класс «Восприятие музыкальных произведений П. И. Чайковского при помощи ИКТ»
▼ Скачать +Заказ
Мастер-класс
«Восприятие музыкальных произведений П. И. Чайковского при помощи ИКТ»
Музыкальный руководитель :
Катаева Наталья Михайловна, 27 лет, I квалификационная категория
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 5 г. Сарапул
Публикация «Мастер-класс „Восприятие музыкальных произведений П, И, Чайковского при помощи ИКТ“» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Работа музыкального руководителя
- Чайковский П.И.
- Темочки
Цель: повысить уровень профессиональной компетентности педагогов путем овладения приемами ознакомления детей старшего дошкольного возраста с произведениями П. И. Чайковского «Детский альбом»1 часть – презентация педагогического опыта мастера.
Цель – ввести педагогов в проблему, показать ее актуальность.
Педагог-мастер :
Наши дети живут и развиваются в непростых условиях музыкального социума. Современную рок-музыку, которая звучит повсюду и культивируется средствами массовой информации (хотим мы этого или не хотим, слышат и наши дети. Её ритмы, сверхвысокие частоты, невыносимая громкость, «попадают» в область подсознания ребенка, оказывая сильнейшее отрицательное воздействие на его эмоциональное состояние. Родители, как мы знаем, тоже не всегда имеют возможность и время, а зачастую и не хотят слушать дома классическую музыку.
Основы музыкальной культуры дошкольника закладываются, прежде всего, на музыкальных занятиях в детском саду. Детство является периодом наиболее благоприятным для музыкального и эстетического развития. Упущение этого периода невосполнимо. Меня, как педагога и музыканта также не может не волновать эта проблема.
Слушание и восприятие классической музыки помогает формированию духовно - нравственного начала развития гармоничной личности, повышает качество музыкального воспитания.
Приобщение детей к подлинному искусству, развитие и становление музыкальной культуры поможет побороть негативные тенденции к заполнению музыкального пространства детей различными шоу. Музыка является одним из важных средств воспитания духовности человека. Главная задача педагога – увлечь ребенка музыкой, сделать так, чтобы слушание музыки стало его потребностью. В. А. Сухомлинский отмечал: «Если в раннем детстве донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребенок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимется на такую ступеньку культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами».
Это возможно лишь при погружении детей в мир классической музыки, воспитании личности на ее классических образцах.
В современном мире технический прогресс развивается очень быстро, поэтому использование компьютерных технологий необходимо на музыкальных занятиях. Одной из важнейших составляющих успешного обучения является формирование мотивации у старших дошкольников. Использование современных информационных технологий делает обучение ярким, запоминающимся, интересным для ребят любого возраста, формирует эмоционально положительное отношение.
2 часть - практическая
Уважаемые коллеги. Все мы, собравшиеся в этом зале, отмечены божьей искрой – талантом, творческим вдохновением, которое мы стремимся передать нашим воспитанникам. У каждого из нас существует свое видение данного вопроса.
Я разработала презентацию «Сказка на музыку П. И. Чайковского «Детский альбом» к доминантному занятию по восприятию музыки. Хочу предложить вашему вниманию, методы и приемы, которые я использую в своей практике, и которые вы можете использовать в образовательной деятельности и в повседневной жизни для развития музыкальных и творческих способностей у детей, для того чтобы перейти от восприятия к воображению, от воображения к творчеству.
Педагог - мастер
- Настроимся на приятную работу. Поднимите, пожалуйста, руку те, кто сегодня перед выходом из дома смотрелся в зеркало.
Теперь поднимите, пожалуйста, руку те, кто посмотрелся в зеркало и улыбнулся. Вижу, что не все. Ну что же, кто не смог сделать утром, улыбнёмся сейчас вместе. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь! Спасибо.
Теперь вы готовы к работе.
Милые коллеги, представьте, что вы дети. Вы на шоколадной фабрике.
- Любите ли вы сладкое? А когда вас угощают конфетами, вы обычно берёте ту, которая «на вас смотрит», или это не так?
Кажется, что на ваш выбор ничто не влияет, но психологи утверждают, что мы отдаём предпочтение тому или иному цвету обертки конфет в зависимости от особенностей своего характера. Угощайтесь, пожалуйста. А теперь мы разделимся на подгруппы по цвету обертки Вашей конфеты.
Педагог-мастер : Вы любите сказки? А хотите попасть в сказку?
Тогда вам нужно отгадать загадку.
2 слайд «Бом, бом, бом, бом!
Открывается альбом.
Не простой, а музыкальный,
Сочиненный для ребят
Много, много лет назад
Кто его нам сочинил
Кто ребятам подарил?»
(ответы)
Правильно, это Петр Ильич Чайковский, который сочинил цикл музыкальных произведений «Детский альбом». Это музыкальные пьесы, которые рассказывают о жизни детей.
Сказка начинается!
3 слайд. Жил-был очень необычный человек, и звали его Кукольник
4 слайд. Всю свою жизнь ходил он по дорогам с большим чемоданом, в котором лежали его куклы и, сложенная ширма, а еще у него была шарманка.
5 слайд. Кукольник никогда не расставался со своей любимой шарманкой. Бывало, остановится, где много людей, заиграет на своей старой скрипучей шарманке, и начинается кукольное представление. А куклы у него были, что живые люди - умели и плакать, и смеяться
6 слайд. Но прошли годы – Кукольник заболел. Его куклы висели в каморке на гвоздиках, там же стояла старая шарманка.
7 слайд. Вот однажды, когда наступила ночь, старая шарманка вдруг тихонько заскрипела свою мелодию, видно соскучилась она по прежней жизни. (Предлагаю выйти и поиграть на «шарманке» (муляж).) Какие чувства вызывает у вас шарманщик? (жалости, сострадания, тоски, печали)
8 слайд Знакомая мелодия разбудила деревянных солдатиков. Они проснулись все разом, выскочили из своей коробки, выстроились и замаршировали бодро и весело, а впереди веселый, бравый барабанщик стучал в барабан. Как вы думаете, какое произведение мы сейчас будем слушать? (Ответы)
Метод Интерактивная игра «Марш деревянных солдатиков»
Цель метода:
Продолжать прививать интерес к классической музыке
Задания:
1. Назови и покажи композитора, который написал прослушанную пьесу.
2. Подбери подходящую картинку
3. Покажи настроение, которое вызывает у тебя пьеса
4. Определи характер, пользуясь карточками подсказками
5. Подбери линию, которая соответствует характеру пьесы
6. Изобрази цветом настроение музыки. Подари мишке бантик такого же цвета
7. Определи форму построения произведения. Дополни барабанами веселый оркестр.
10 Слайд Тут же все куклы проснулись!
11 слайд Даже злая Баба-Яга вылетела и заметалась по каморке. (предлагаю команде синего цвета подойти к волшебному ларцу и переодеться для передачи образа бабы яги при помощи движений. Подобрать движения, наиболее красочно и зримо, характеризующие походку, повадки, настроение персонажа, переданного музыкой.)
Метод «Двигательная импровизация»
Цель метода: развивать чувство ритма, умение импровизировать с помощью различных движений, развивать творческое воображение детей.
А пока команда готовится, мы подберем словесный образ Бабы Яги (злая старуха, лохматая, горбатая, коварная)
12 слайд Страшная Баба яга? Она так напугала большую красивую куклу, что та внезапно заболела. Куклы собрались возле нее и горько плакали. Кап-кап-кап, капали их слезы. Сейчас мы послушаем пьесу «Болезнь куклы» и команда желтого цвета определит музыку на ощупь при помощи тактильных карточек.
Метод «Тактильные карточки»
Цель метода: совершенствовать тактильную память; стимулировать внимание,
активизировать речевую деятельность детей, развивать фантазию и ассоциативное мышление.
( Раздаю карточки с различной на ощупь поверхностью: гладкие, шершавые, с бусинками, с капельками воска, с кусочком меха) (Предлагаю подобрать карточки подходящие на ощупь к характеру пьесы «Болезнь куклы».)
13 слайд. А потом куклы стали вспоминать, как хорошо было, когда они ходили с Кукольником по городским улицам. Теплый ветер веял им в лицо. Каждый день они давали представление, а люди то смеялись, то плакали вместе с ними, и каждый день приносил им новые радости и новые встречи. Сладкие мечты разбередили их маленькие сердечки!
А сейчас команда розового цвета попробует определить музыку на запах, слушая пьесу «Сладкая греза».
Метод «Определи музыку на запах» Предлагаю выбрать запах, подходящий к характеру музыки. (контейнеры с шоколадом, ванилью, корицей, лепестками роз, апельсином)
Цель метода: развивать у детей обоняние, фантазию и ассоциативное мышление. Упражнять детей в определении запаха
14 слайд Все куклы в своих сладких мечтах на некоторое время затихли, но, вдруг неожиданно распахнулась дверь, и в каморку ворвался радостный солнечный лучик, а вместе с ним дорогой и всеми любимый Кукольник.
15 слайд «Ну, друзья мои, смотрите, кто к нам пришел!» - сказал Кукольник и показал всем новую и очень красивую куклу. Все игрушки очень обрадовались, и даже запрыгали от удовольствия! И все с интересом стали рассматривать новую куклу!
Сейчас команда красного цвета попробует, передать с помощью жестов музыкальное произведение. Оказывается, можно «разговаривать» и «петь» руками. Волнообразные движения всей руки передают направление плавной мелодии вверх или вниз; круговые движения кистей «изображают» быструю, кружащуюся музыку; лёгкое встряхивание кистями — лёгкое стаккато; несильное постукивание пальцами одной руки по ладони другой — осторожное, затаившееся движение и так далее. Я предлагаю нашим участникам по-разному обыграть пьесу «Новая кукла»
Метод «Изобразительная импровизация» Цель метода: повышать мотивацию к игровой деятельности, развивать творческих способностей и воображения, активизировать все психические процессы (внимание, представление, воображение и пр.)
Предлагаю передать с помощью жестов музыкальное произведение. Передача темпа и динамики достигается разной амплитудой, скоростью и силой движений рук
.
16 слайд А Кукольник достал свой большой чемодан, чтобы аккуратно уложить в него кукол: «Не пора ли нам в дорогу, нас ждут люди!». От радости даже заболевшая кукла сразу выздоровела. Тут защелкали кастаньеты, зазвенели бубны! Даже маленький трубач не удержался, выскочил, и далеко понеслись радостные звуки его трубы!
Куклы пели и плясали и играли на музыкальных инструментах. Предлагаю команде зеленого цвета взять инструменты, подходящие для пьесы «Неаполитанская песенка» и поиграть в оркестре.
Метод «Инструментальная импровизация».
Цель метода: Подобрать музыкальные инструменты, тембровое звучание которых подходит для создания и передачи образа.
17 слайд Ура! Ура! Нас ждет дорога, нас ждут люди! Ура! В путь…
. И Кукольник вместе со своими куклами и любимой шарманкой отправились бродить по свету и радовать людей своей музыкой!
18 слайд Бом, бом, бом, бом!
Закрывается альбом.
Не простой, а музыкальный,
Сочиненный для ребят
Много, много лет назад.
Кто его нам сочинил?
Кто ребятам подарил?
Пусть музыка всегда живёт и радость всюду побеждает!
Пусть сердце русское поёт! Чайковского повсюду знают!
Рефлексия
Уважаемые коллеги, пока мы с вами слушали музыку, в нашем альбоме появилось много ноток. Но они разные: веселые и грустные. Если вам понравилось, и было интересно, выбирайте веселую нотку. Если вам было трудно и не все получалось – грустную нотку.
Литература:
Практикум по методике музыкального воспитания дошкольников. Радынова О. П., Груздова И. В. ,Комиссарова И. Н. -М. : Издательский центр «Академия». – 1999.