Галина Павлова
Консультация для родителей «Наблюдения в природе на основе произведений Пришвина»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей «Наблюдения в природе»
«Для иных природа — это дрова, уголь, руда, или дача, или просто пейзаж. Для меня природа — это среда, из которой, как цветы, выросли все наши человеческие таланты.
Многие любуются природой, но не многие ее принимают к сердцу, и даже тем, кто к сердцу принимает, не часто удается так сойтись с природой, чтобы почувствовать в ней свою собственную душу.»
М. М. Пришвин
Публикация «Консультация для родителей „Наблюдения в природе на основе произведений Пришвина“» размещена в разделах
Удивительный мир природы. Он встречает ребенка морем звуков и запахов, тысячами разных загадок и тайн, заставляет остановиться, прислушаться, присмотреться, задуматься.
Знакомство с природой будит любознательность ребенка. Оно помогает понять многие явления, приучает видеть интересное там, где еще вчера, а для иного человека и до самого конца жизни не было и не будет ничего достойного внимания.
Очень хорошо показывает свои наблюдения в природе М. М. Пришвин в своих произведениях. В природе — Пришвин это хорошо знает — как бы находится вечный. неприкосновенный запас для узнавания, открытия. Догадка, творческий домысел является поэтому одной из самых характерных черт всего творчества Пришвина. Ему особенно дорого то, что добыто, узнано, преодолено, что явилось результатом охоты, желания.
Наблюдение- это целенаправленное, планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Это сложная познавательная деятельность.
Наблюдению ребенка следует учить с раннего возраста, развивая его наблюдательность, умение сосредотачиваться на наблюдаемом, замечать главное, размышлять над увиденным, выражать мысли словом.
Наблюдения проводятся во время экскурсий, на прогулке. Однако необходимо использовать при организации наблюдения и любую незапланированную ситуацию, если она дает возможность обогатить детей яркими представлениями, вызвать у них гамму чувств.
При правильном руководстве наблюдением окружающего ребенок начинает понимать, что хорошо, а что плохо; всем сердцем переживает доброе и злое; учится чувствовать красивое и некрасивое, учится «говорить» с птицей и цветком, солнцем и ветром и любить их.
Всему этому и учит М. Пришвин в своих произведениях. Стоит только прочитать такие произведения как : «Неодетая весна», «Календарь природы», «Лесная капель» можно уже многому научиться и проникнуть в чувства писателя. Как он описывает природу, у каждого зверя Пришвин находит свой характер, свой ход мыслей, свои повадки.
В "Неодетой весне" Пришвин возмущается : "Так почему же нас с детства приучают к тому, что свойственно всем зайцам, а не тому, чтобы учиться понимать животных, как мы учимся понимать людей с первого момента нашего сознания. Нас приучают думать о животных, как мы думаем бесстрастно о людях на большой, переполненной улице…»
Далеко ли можно уйти летом с ребенком? В 6 лет ребенок спокойно может проходить по прямой до 2,5 км. Это примерно. Многое зависит от физического состояния, от тренированности.
Июль – макушка лета. Частые грозы, ливневые дожди, росы, туманы, радуга…Многие дети боятся грома. Нужно доступно им объяснить это явление природы.
Во время прогулок все это дает большой простор для развития наблюдательности дошкольника. Во время грозы обратить их внимание на яркие сполохи молнии, прислушайтесь вместе с ними к громовым раскатам. До того, как начнется гроза, можно увидеть ее приближение. Обратите внимание, как внезапно и очень быстро темнеет небо. Как ветер сгоняет тучи, несет пыль, листья, скручивая их столбом, поднимаясь от земли.
Во время дождя замечаем, что птички не поют, спрятались от дождя; прислушаемся, как шумит дождь, стучат его капли по крыше домов, веранды.
В солнечный день покажите детям, как работают «цветочные часы» : в 6 утра просыпаются одуванчики, через час- полевой осот, в 8- вьюнок, в 9- полевая гвоздика. Осот «засыпает в 9 утра, гвоздика- в час дня. В час одуванчики сжимают желтенькие цветы в зеленый «кулачок». В 2 дня закрываются маки, около 5 вечера- незабудки, в 6 часов опускаются под воду белые кувшинки. В пасмурную погоду ход «цветочных часов» нарушается. В дождь они совсем останавливаются.
Началом осени принято считать отлет ласточек и стрижей, то есть по природному календарю – первый заморозок на почве, а по астрологическому календарю – день осеннего равноденствия, когда день равен ночи и начинает увеличиваться темное время суток В сентябре после первых заморозков наступает полоса теплых солнечных дней – бабье лето. В это время в сентябре бывает последняя гроза. Каждый осенний месяц имеет свою характерную особенность:
В сентябре лист на дереве не держится.
В октябре в одном часу и дождь и снег;
Ноябрь – ворота зимы.
Зимой обратить внимание на то, что дни стали короче, похолодало, осыпалась листва с деревьев, оголились леса, ударил мороз, выпал снег, улетели многие птицы. Регулярно проводить наблюдения за погодой, приучать детей замечать и называть явления: холодно, ветер, идет снег, светит солнышко…
Снег рано привлекает внимание детей. Ребята с удовольствием рассматривают снежинки: похожи на крошечную звездочку, только лучей не пять, а шесть. Стоит дохнуть на нее, и, превратившись в капельку, она на морозе через 1-2 минуты станет полупрозрачной круглой льдинкой. На руке она превращается в капельку воды.
Объясните, почему это происходит. Снежинки падают редко, часто: мохнатые, иголочками, блестящие… В зависимости от погоды меняются свойства снега: липкий, рыхлый сыпучий, плотный…
Ранней весной часты редкие перепады температуры. Из- за оттепелей на снегу появляется ледяная корочка - наст. На крышах сосульки. В начале весны сосульки бывают сначала только на одной стороне строений, а некоторое время спустя- и на другой стороне тоже. Стаивание снега на крыше идет неравномерно: одни сосульки длиннее и толще, другие тоньше. Обратить внимание на неравномерность освещения поверхности земли в течение дня. А вот проталинки- лунки появились у стволов деревьев. Под кленом лунка глубокая, почти до земли. У березы луночка едва наметилась. В чем дело? Под кленом теплее. Предметы нагреваются неодинаково. Темные сильнее, светлые меньше. Потому- то и белая кора березы холоднее темной коры клена.
Рассказать о весеннем солнышке. Трудится оно с утра до вечера, спешит, пробуждает и траву, и цветы, деревья от зимнего сна. Радует солнышко и птичек, и людей. Солнце утром раскрашивает небо в красные, желтые, розовые цвета. Просыпаются птички, цветы, бабочки. Солнце греет землю, помогает расти всему живому в природе. Вечером оно садится за тучу, закрывает глазки и становится вокруг темно. Вместе с солнцем все живое засыпает.
Наблюдая за детьми, убеждаешься, что радость общения с природой делает их жизнь эмоционально богаче. Чтобы дети в дальнейшем, во взрослой жизни могли черпать в природе вдохновение и силу, любовь и мудрость, нужно учить их бережно и чутко относиться к растениям и животным, заботиться о них.
Всем своим Творчеством Пришвин доказал, что природа - не узкая, а неисчерпаемая и всеобъемлющая тема, которую каждый талант решает по-новому. Подлинным и достойным продолжением завещанного Пришвиным дела и будет каждый раз неизведанное постижение и воплощение жизни человека в природе.
Недаром Пришвин говорил : "Красотой природы насыщаешься, как пищей; тебе дано столько-то вместить, и больше не можешь. Но если ты сумеешь это выразить, то рано или поздно придет человек другой, и на твое прибавит свое, а после другого третий, дальше, дальше: человек в красоте ненасытен".