Закирова Гузель
Из опыта работы «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством конструирования»
▼ Скачать + Заказать документы
Основы подготовки к занятию Строительный материал представляет собой набор разнообразных геометрических тел (куб, цилиндр, призма и т. д.). Он делится на мелкий (настольный) и крупный. Во время занятий всего материала должно быть больше, чем требуется для данной постройки (и по элементам, и по количеству, чтобы приучать детей отбирать только необходимые детали соответствующие их замыслу.
Публикация «Из опыта работы „Развитие речи детей дошкольного возраста посредством конструирования“» размещена в разделах
- Конструирование, ручной труд, поделки
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Межпредметные связи в конструктивной деятельности организуя детскую конструктивную деятельность из строительных материалов, мы используем и разнообразные мелкие игрушки, изображающие людей, животных, растения, транспорт, картинки, схемы построек и многое другое что могло бы помочь детям в выборе образца для собственного творчества.
Занятия по конструированию, как и другие виды деятельности, носят коррекционную направленность, так как они способствуют развитию не только мелкой моторики и планирующей функции речи, но и развитию речевой активности у дошкольников. Только межпредметными связями может быть обеспечена комплексная реализация коррекционных и общеобразовательных задач в нашем детском саду.
Конструирование является одним из важных видов деятельности в развитии ребенка, так как в его ходе в значительной степени определяются как познавательные и практические действия, так и дидактическое мышление. Характер конструктивной деятельности, ее виды исследованы в трудах А. Р. Лурия, Л. А. Парамоновой, Н. Н. Подъяковой, В. Ф. Изотовой.
Исключительность конструктивной деятельности. особенность конструктивной деятельности заключается в том, что она, как и игра, отвечает интересам и потребностям ребенка дошкольного возраста, Она дает возможность действовать с геометрическими телами, на практике познавать их цвет, форму, величину, усваивать правильные названия деталей, совершенствовать восприятие пространственных отношений, развивать сенсомоторику, а это и есть предпосылки к формированию правильных речевых навыков.
Игровая форма занятий способствует развитию у детей познавательного интереса, позволяет уберечь от излишнего дидактизма, утомления, активизирует частую смену позиций (сидя, стоя, на ковре, за столом и т. д., что благотворно для детей с речевыми расстройствами и не только, а и для всех детей занимающихся конструированием.
Примерные словесные инструкции для выполнения постройки. Чтоб построить стульчик надо два кирпичика и один кубик (как на картинке, Для постройки домика надо взять кирпичик, кубик и призму (представьте себе домик, Чтоб построить качели достаточно кубика, арки и цилиндра (вспомните как вы качались на качелях, Чтоб построить машину достаточно одной пластины, двух цилиндров, один полукуб, два куба, один толстый брусок и один маленький полукуб (посмотрите схему, и т. д.
Мотивация ребёнка конструктивной деятельности Выполнение детьми построек по словесному описанию, способствует развитию понятийной стороны речи, а рассказывание - поэтапного исполнения постройки активизирует речь детей. Выбор конструктивной задачи определяется игровой проблемной ситуацией: Кукла устала, построй ей стульчик», «Нуф-Нуф и Наф-Наф остались без домика, построй им домик», Африканские звери заболели - строим самолет и доктора Айболита, у котенка нет друзей - ему нужна помощь и мн. др. При проигрывании и обговаривании постройки дети не только учатся строить по образцу и показу, но и проговаривают: как строить - что, за чем, как лучше, чем закончить. Этим дошкольники обогащают глагольный словарь, учатся называть действия, упражняются в словообразовании (приставочный способ, развивают речевую активность. В старшем возрасте открываются более широкие возможности для конструктивной деятельности. Дети учатся видеть связь между назначением предметов и его строением, между функциями его отдельных частей и целесообразной их организацией в пространстве предмета.
Дети уже умеют располагать конструктор в нужной плоскости, точно соединять и скреплять детали, сооружать устойчивые конструкции. Для этой работы используют графические модели. Дошкольники учатся анализировать их, размышлять о важности соблюдения последовательности выполнения работы, о необходимости выбора нужных деталей. У них появляется самостоятельность при решении творческих задач, развивается гибкость мышления.
В подготовительной к школе группе занятия носят более сложный характер. В них включаются элементы экспериментирования. Детей ставят в условия свободного выбора стратегии работы, проверки выбранного ими способа решения задачи и его исправления, если способ решения не верный. Эти занятия носят познавательный характер. На них идет обсуждение тем, связанных с тематическим еженедельным планированием.
Проявление речевой активности как следствие конструктивной деятельности Можно много говорить об активизации речи при изготовлении коллективных работ, отмечу только некоторые важные аспекты: Дошкольники распределяют роли, договариваются, оценивают друг друга, сравнивают, описывают, выделяют ошибки.
На подобных занятиях дети не безразличны к работе, их радует успех, они ищут одобрения и поддержки у окружающих, в процессе работы у ребенка возникает вопрос и ему отвечает сверстник. Это развивает товарищество, взаимопомощь, активизирует речь. Таким образом к середине учебного года становятся заметны позитивные изменения в планирующей речи детей.
В результате целенаправленной системы работы по конструированию можно улучшить качественные характеристики речевого, психического, интеллектуального развития, мелкой моторики, пополнения активного словарного запаса.
Коллективные обсуждения построек, беседы, вопросы способствуют расширению пассивного и активного словаря.