Анна Иванчина
Опыт работы на тему «Использование фольклорных произведений в речевом развитии дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребёнка. К сожалению, в современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Нашу жизнь заполонили иностранные слова, а язык компьютера лишен окраски, образности. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с не сформированной связной речью. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. К тому же словесное творчество народа представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира "по законам красоты".
Публикация «Опыт работы на тему „Использование фольклорных произведений в речевом развитии дошкольников“» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Народная культура, фольклор
- Опыт работы, практика
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
С целью решения данной проблемы я постаралась разработать систему взаимодействия с детьми, включающую традиционные и инновационные формы работы и начала работать над проблемой по теме «Развитие речи детей дошкольного возраста средствами фольклора».
На основании выбранной темы поставила цель и задачи.
Целью моей работы я вижу использование произведений фольклора в развитии связной речи детей, воспитание любви к своему народу, традициям.
Задачи:
1. Расширение, обогащение словаря с использованием произведений фольклора.
2. Формирование правильной разговорной речи.
3. Воспитание звуковой культуры речи.
4. Совершенствование традиционных образовательных методов и приемов развития речи, поиск инновационных методов и приемов.
Для решения поставленных задач сделано следующее:
1. определено содержание работы по проблеме развития речи детей средствами фольклора;
2. разработаны формы организации деятельности с детьми, родителями;
3. разработана система планирования;
4. подготовлены наглядно-дидактические материалы;
5. подготовлено методическое обеспечение данного направления работы.
Работа по развитию связной речи детей дошкольного возраста средствами фольклора строилась на следующих принципах: системности, сезонности, учета возрастных особенностей, преемственности взаимодействия с ребенком в условиях ДОУ и семьи.
Для работы по своей теме разработала программу «В гостях у Колобка». Работу по реализации программы проводила в старших и подготовительных группах. Работу по развитию связной речи средствами фольклора я составила по разделам:
• Хороводные, колыбельные народные песни, частушки;
• Народные игры;
• Русские народные пословицы, поговорки, приметы, потешки, загадки, скороговорки;
• Народное декоративно-прикладное искусство;
• Народные сказки, легенды и былины;
• Башкирские народные сказки;
• Русские народные праздники.
Данная работа велась через :
-организованную деятельность детей – занятия, экскурсии,
- совместную деятельность взрослых и детей – драматизация сказок, беседы воспитателя и ребенка, чтение художественной литературы, наблюдения, труд;
- свободную самостоятельную деятельность детей – сюжетно-ролевые игры.
Свою работу я разделила на 3 этапа.
На 1 этапе мне было необходимо, заинтересовать детей, актуализировать, уточнить и систематизировать их знания о фольклоре, выяснить уровень знаний и умений на начало учебного года. Одновременно, мною проводилась работа по анкетированию родителей с целью выяснения их знаний о приемах и средствах развития речи детей средствами фольклора и выявлению запросов родителей по развитию речи детей.
На 2 этапе я старалась формировать и совершенствовать речь детей средствами народного устного и декоративно-прикладного искусства, показывать разнообразие их форм, упражняла дошкольников в умении использовать богатое словарное наследие в своей речи.
На 3 этапе на основе усвоенных знаний и умений дошкольники старались использовать в своей речи богатое наследие народа.
Опираясь на накопленный опыт, мною были разработаны конспекты занятий. На занятии на тему «Шило в мешке не утаишь» я учила детей понимать смысл пословиц и поговорок. Например, при знакомстве с пословицей «Собирай по ягодке – наберешь кузовок» я рассказала о том, что когда рвёшь ягоды горстями – они разминаются, по одной штучке рвать – не хочется, а вот если мы наберёмся терпения и мужества, всё-таки начнём дело спокойно и не спеша, то кузовок незаметно заполнится неповреждёнными ягодками. Так и в других делах, если делать что-то, не торопясь и старательно, то и все получиться хорошо и аккуратно. При знакомстве с поговорками я рассказала об отличии поговорок от пословиц – пословицы нас учат чему-то, предостерегают от возможных ошибок, высмеивают что-то, а в поговорках народ в краткой форме высказывает умную мысль. Например, при знакомстве с поговоркой «Из огня да в полымя» знакомила детей с ее значением – из одной неприятности попасть в другую. При знакомстве с пословицами и поговорками я учила детей не только употреблять их в своей речи, но еще и вела словарную работу – знакомила со значением слов, например, «полымя», «кузовок». При проведении занятия на тему «Богатыри земли русской» знакомила детей с жанром устного народного творчества – былинами, с русскими былинными героями, с языком былин, расширялся словарь детей словами «палица», «меч и стрелы», «копье» и др. Я старалась также знакомить с башкирскими, татарскими, марийскими народными легендами и преданиями, после чтения которых проводились беседы по содержанию, инсценировки отрывков. При знакомстве с башкирской легендой об Агидели словарь детей обогатился также географическими названиями: шиханы Юрактау, Куштау, Шахтау, Тратау, река Агидель.
Напевность, особый ритм хороводных, колыбельных песен, частушек учит детей плавному произношению фраз, предложений; обогащается и словарный запас детей. В ходе занятий по ознакомлению с хороводными, колыбельными народными песнями, частушками дошкольники научились исполнять некоторые из них : разучили хороводные песни - «Березка белена…», «Уж мы сеяли, сеяли ленок…», колыбельные песни - «Люли, люли, люленьки…», «Баю-баю-баю-бай, ты, собачка, не лай…». Разученные песни использовались в подвижных, сюжетно-ролевых, дидактических играх и в совместной деятельности.
На прогулках и в помещении разучивали и с интересом играли в русские, башкирские, марийские народные игры. Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребёнка, а встречающиеся в играх зачины, диалоги развивают речь дошкольников. Детям особенно нравилось играть в такие игры как «Медведь», «Заря-зарница», «Капуста», «Липкие пеньки», при разучивании которых пополнялся словарь, развивалась сила голоса, тембр, темп речи. Например, в игре «Заря-зарница» дети узнали слова «зарница», «не воронь», убыстряли речь в конце игры.
Проводя работу по изучению пословиц и поговорок, учила детей лаконично, ярко и ясно выражать свои чувства и мысли, окрашивать свою речь и творчески употреблять художественное слово, образно описывать предметы, давая им яркие и сочные описания. Для закрепления знаний о пословицах и умений пользоваться ими в повседневной жизни играли в игры-конкурсы «Пословичный круг», «Кто кого переговорит», «Продолжи начатое», «Подбери пословицу к сказке». В игре «Продолжи начатое» играющие становятся в круг. Ведущий, стоящий в центре, произносит начало пословицы и бросает мяч одному из игроков, который должен договорить конец пословицы и вернуть мяч ведущему. Не справившиеся с заданием из игры выбывают. Игрок, продержавшийся дольше всех становится ведущим. Используя в своей работе разнообразные методы и приемы, я заметила, что дети постепенно сами начали употреблять выражение народной мудрости в нужной ситуации. Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, выразительно выражать свои мысли и чувства.
Предлагая детям отгадывать загадки, я развивала способность к обобщению, анализу, формировала умение делать самостоятельные выводы, развивала умение лаконично и четко выделять наиболее выразительные, характерные признаки явления или предмета. Также дети сами учились придумывать загадки о животных, о явлениях природы. С целью воспитания звуковой культуры речи я в режимные моменты включала проговаривание народных скороговорок. Например, при проговаривании скороговорки «В тёмный бор через задворки шли охотники Егорки и у каждого Егорки на закорке по ружью» закрепляла правильное произношение звуков [р], [г], развивала речевое дыхание.
Дети с интересом слушали много сказок. Например, при знакомстве с русской народной сказкой «Финист – ясный сокол» дошкольники познакомились с такими новыми словами, образными выражениями, как «полушалок», «посох железный», «дело пытаешь аль от дела лытаешь», «опоила зельем», «все у нее ладиться» и др., их речь обогащалась эмоциональной и поэтической лексикой. При проведении анализа по прочитанной сказке я развивала у детей умение излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности. Мои дошкольники с желанием обыгрывали такие народные сказки, как «Гуси-лебеди», «Крошечка Хаврошечка», «Теремок», «Репка» (на новый лад, рисовали иллюстрации к ним. Также были проведено занятие на развитие творческого воображения детей – придумывание счастливого конца к сказкам «Колобок», «Теремок».
На занятиях по народному декоративно–прикладному искусству также проводилась работа по развитию связной речи детей. При изучении фольклора народа нельзя оставить декоративно-прикладное искусство в стороне. Например, при рассматривании образцов и иллюстраций с дымковскими игрушками я знакомила со словами «барыня-франтиха», «водоноска», «барыня в кокошнике», «коромысло», знакомились с элементами одежды барынь – кокошник, передник и др. На этих занятиях формировалась связанная речь, развивалось умение описывать увиденное, рассказывать о созданном изделии.
С большим интересом и увлечением дети участвовали на фольклорном празднике Широкая Масленица. С целью подготовки к этому мероприятию был реализован проект на тему «Масленица» : я провела беседу на тему «Как Масленицу праздновали на Руси», провела анализ картины В. И. Сурикова «Взятие снежного городка», разучивали заклички «Весна, весна красная», хороводную игру «Масленка, Масленка, широкая Масленка», песню «Весна-красна идет».
Я также не оставила без внимания такой фольклорный праздник как Пасха : была проведена работа по реализации проекта на тему «Светлая Пасха». Мной были проведены беседы на тему «Что такое Пасха?», «Почему мы красим яйца», хороводные игры «Солнышко-вёдрышко», «Ты по кругу пройди, себе друга найди», совместно с родителями дети подготовились к конкурсу «Подарок к Пасхе», где представили разнообразные поделки из природного и бросового материала – пасхальные яйца. Во время реализации этого проекта дети познакомились с новыми словами и выражениями, такими как «страстная неделя», «писанка» и др., расширялся кругозор детей.
Большой популярностью пользуется дидактическая игра «Одень куклу в национальный костюм». Благодаря ей, дети закрепляли названия предметов одежды русского, башкирского, татарского, марийского народов. Например, пополнялся словарь словами «душегрея», «рубаха», «елян», «такыя» и др.
На прогулках наблюдая за сезонными явлениями я так же использовала элементы устного народного творчества - загадки, старинные приметы. Они не только развивают наблюдательность у детей, сохраняют единство с историей своего народа, с его культурой, но и развивают речь детей. Например, при обсуждении приметы «Много комаров – готовь коробов (по ягоду, много мошек – готовь лукошек (по грибы)» знакомились со названиями предметов быта «короб», «лукошко».
Вместе с детьми рассматривали иллюстрации из альбома «Одежда народов России», «Убранство старинной избы». Также посетили Бирский исторический музей, где познакомились со старинными орудиями труда, предметами быта: коромысло, ручная мельница, туесок, самовар, ткацкий станок.
В группе накоплен наглядный, дидактический, демонстрационный материал по теме, который помог мне добиться более быстрого запоминания детьми новых слов и выражений, развить речь, кругозор детей. Свои знания, умения употреблять в своей речи слова, выражения, отрывки из произведений устного творчества дети реализовывают в дидактических, сюжетно-ролевых играх. Играя в сюжетно-ролевую игру «Семья» усыпляют кукол разученными колыбельными песнями, а в дидактической игре «Скажи как в сказке» дают характеристику того или иного героя или предмета цитатами из сказок, например, «Снегурка - как снежинка белая, глазки что голубые бусины, русая коса до пояса. Только румянца у Снегурки нет да в губах ни кровиночки».
В своей работе я старалась использовать инновационные методы и приемы работы с детьми и родителями – это проектная деятельность (Масленица, Светлая Пасха, прослушивание аудиозаписей сказок перед сном, игровые обучающие ситуации, развивающие игры на компьютере.
Круг проблем, связанных с развитием речи ребенка невозможно решить только в рамках детского сада. Поэтому необходим тесный контакт с родителями воспитанников. Для развития речи воспитанников я выработала стратегию сотрудничества с семьей.
Я привлекла родителей к решению проблемы развития речи детей средствами фольклора. С целью повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме провела консультацию для родителей «Народные обряды и традиции», «Как укладывать ребенка спать», «Народные праздники и обычаи», папки передвижки «Воспитание сказкой», «Зимние (осенние, весенние) месяцы», обозначила круг чтения детям в памятках для родителей. Родители моих воспитанников являются заинтересованными, активными помощниками в воспитании обучении детей.
В результате данной работы дети проявляли интерес, старались использовать в речи слова и выражения из устного народного творчества.
Работа с народным фольклором интересна и увлекательна. Неисчерпаем запас народного творчества. Я буду приобщать детей к народному творчеству. Родная литература должна стать неотъемлемой частью души ребенка, порождающей личность.