разалия Швецова
Педагогический опыт работы «Игра как ведущий вид деятельности в развитии дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Представление собственного педагогического опыта
Швецовой Разалии Николаевны
воспитателя
Муниципального бюджетного образовательного учреждения
«Детский сад «Ромашка» комбинированного вида» Торбеевского
муниципального района Республики Мордовия
Тема: «Игра как ведущий вид деятельности в формировании детей младшего возраста»
Право ребенка на игру зафиксировано в Конвенции о правах ребенка
Публикация «Педагогический опыт работы „Игра как ведущий вид деятельности в развитии дошкольников“» размещена в разделах
• Статья 31. Каждый ребенок имеет право на игру, отдых, на участие в культурной и творческой жизни. Взрослые, в том числе государственные структуры, ответственны за соблюдение этого права; они должны обеспечить детям все возможности для свободной самостоятельной активности, которую дети сами выбирают.
1. Условия формирования опыта
Педагогическая идея, которой я руководствуюсь в работе по проблеме «Игра как ведущий вид деятельности в формировании детей младшего возраста» состоит в том, что сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования, которая обеспечит каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе. Сущность изменения касается модели образовательного процесса. Детей дошкольного возраста нужно не учить, а развивать. Развитие стоит во главе угла. Развивать нужно посредством доступной для их возраста деятельности – игры.
Игра выступает как самая важная деятельность, через которую я как педагог решаю все образовательные задачи, в том числе и обучение. Пересмотрены подходы к организации обучения и воспитания детей. Отказ от учебной модели в детском саду, т. е. от занятий, заставил меня перейти к новым формам работы с детьми, которые позволят обучать дошкольников так, чтобы они об этом даже не догадывались. Если ранее считалось, что основные образовательные усилия педагога сосредоточены на проведение занятий, то теперь образовательный потенциал признан за всеми видами совместной деятельности педагогов и детей.
Я формирую социальные умения и навыки дошкольников, необходимые для их дальнейшей жизни. Выбор форм работы я осуществляю самостоятельно в зависимости от контингента воспитанников, от оснащённости группы, от опыта и творческого подхода. Так, в утренние часы, когда воспитанники бодры и полны сил, провожу наиболее трудоёмкие виды деятельности : беседы, наблюдения, рассматривание альбомов, дидактические игры, трудовые поручения. По мере уставания детей включаю их в сюжетно-ролевые, подвижные игры, чтение художественной литературы. Чередование различных видов деятельности детей в течение дня, помогает мне обеспечить их разнообразие и баланс при сохранении ведущей роли игры.
С целью укрепления здоровья малышей большое значение уделяется двигательной активности. В работе с детьми младшего возраста использую преимущественно игровые, сюжетные и интегрированные формы образовательной деятельности. Учу детей творческому партнёрству и умению оценивать свои силы и возможности.
Хотелось бы отметить, что дети постоянно находятся в игре, для них это образ жизни, поэтому я как современный воспитатель органично «встраиваю» любую деятельность в детскую игру, что делает образовательный эффект более значительным. Игра стала содержанием и формой организации жизни детей. Игровые моменты, ситуации и приёмы включаются во все виды детской деятельности и общения со мной ребёнка. Я наполняю повседневную жизнь детей интересными делами, играми, проблемами, идеями, включаю каждого ребёнка в содержательную деятельность, способствую реализации детских интересов и жизненной активности.
Мой педагогический опыт показал, что в дошкольном возрасте детей всему можно научить через игру. Уговоры и наказания оказались бесперспективными и не должны иметь место для воспитания. Необходимо заинтересовать, завлечь ребенка, научить самостоятельно добывать знания и чувствовать себя свободным в мире сверстников и взрослых, возможность высказать и применить своё собственное мнение.
Игра является той формой организации жизнедеятельности дошкольника, в условиях которой я применяю различные методы, формирую личность ребенка. Я одновременно являюсь и учителем, и участником игры. Я учу и играю, а дети, играя, учатся. Все режимные процессы проходят в форме игры, чтобы вызвать у детей интерес, повысить их активность, вызвать положительные эмоции.
Таким образом, игра может пронизать всю жизнь детей в детском саду, сделав её по-настоящему интересной и увлекательной. Очень правильно в ФГОС дошкольного образования введена сама идея того, что в дошкольных образовательных учреждениях учебный процесс – это детская игра, и она является основным видом деятельности ребё нка-дошкольника.
2. Теоретическая база опыта
Значение игры в воспитании ребенка рассматривается во многих педагогических системах прошлого и настоящего. Большинство педагогов рассматривает игру, как серьезную и нужную для ребенка деятельность, но со своей точки зрения.
Немецкий психолог Карл Гросс первым в конце 19 века предпринял попытку систематического изучения игры, считал, что в игре происходит предупреждение проявления инстинктов применительно к будущим условиям борьбы за существование («Теория существования»). К. Гросс называет игры начальной школой поведения. По Гроссу, игры служат для упражнения различных физических и психических сил, и источником игры являются биологические механизмы.
Платон считал, игра свидетель того, что человек не прибывает в состоянии утомления, она источник удовольствия.
К. Шиллер, боготворя красоту, считал, что игра и красота уравновешивают и дополняют друг друга, что красота побуждает к игре. По его мнению, человек «играет только тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне человеком тогда, когда играет» игра по Шиллеру, это свободное самодеятельное раскрытые всех сил человека, его сущности.
Ян Амос Коменский – чешский философ, считал игру необходимой формой деятельности ребенка, отвечающей его природе и склонностям. Игра – серьезная умственная деятельность, в которой развиваются все виды способностей ребенка; в игре расширяется и обогащается круг представлений об окружающем мире. Рассматривая игру как условие радостного детства и как средство всестороннего, гармоничного развития ребенка. Я. А. Коменский советовал взрослым, внимательно относится к играм детей, разумно руководить ими.
С. Л. Рубинштейн назвал игру практикой развития. «Значение такой деятельности как игра в том, что она точно соответствует его (ребенка) возрасту и интересам и включает в себя такие элементы, которые ведут к выработке нужных навыков и умений. В игре происходит развитие речи и мышления».
В работах отечественных исследователей и педагогов (Е. И. Тихеевой, Ф. Н. Блехер, А. И. Сорокиной, Е. Ф. Иваницкой, Е. А. Удальцовой и др.) представлено много дидактических игр, с помощью которых происходит формирование сенсорики ребенка: знакомство с формой, величиной, цветом, пространством, звуком.
Особая заслуга принадлежит Е. И. Тихеевой в раскрытии роли дидактической игры. Она справедливо считала, что дидактическая игра дает возможность развивать самые разнообразные способности ребенка, его восприятие, речь, внимание. Она определила особую роль воспитателя в дидактической игре: он вводит детей в игру, знакомит с ее содержанием и правилами. Е. И. Тихеева разработала много дидактических игр, которые до сих пор используются в детских садах.
Данный анализ позволил мне констатировать, что в педагогической литературе наиболее полно представлены возможности игр как обучающего средства, способного помочь ребенку усвоить знания, овладеть способами познавательной деятельности. На сегодняшний день ФГОС дошкольного образования выдвинул очень серьезное требование - вернуть игровую деятельность и статус развивающих игровых занятий в ДОУ. Построенная в игровой форме образовательная ситуация имеет большее педагогическое значение нежели учебное занятие по типу школьного урока.
3. Актуальность и перспективность педагогического опыта
Актуальность работы заключается в том, что в ДОУ игра является одним из самых доступных видов деятельности для детей. Игровая деятельность близка и понятна ребёнку, она является неисчерпаемым источником эмоциональных открытий. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел, и что его заинтересовало, и, получая огромное наслаждение. Благодаря игре ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу.
Игровая деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость; она является средством самовыражения и самореализации ребенка.
Разнообразие игр позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи - умения общаться с другими людьми, отстаивать свою точку зрения, а также интеллектуального, коммуникативного, художественно — эстетического воспитания, развития музыкальных и творческих способностей. Эмоциональное воздействие игры на малыша нельзя переоценить. Неся в себе такой положительный импульс, игровая деятельность должна широко использоваться в работе с детьми.
Но сегодня стоит острая проблема, связанная с организацией игровой деятельности современных детей. Дети избалованы изобилием и разнообразием игр и игрушек, которые не всегда несут в себе нужную психологическую и педагогическую информацию. Трудности испытывают и родители и воспитатели: то, в какие игры играли родители и то, что годами отрабатывали на практике и применяли в своей жизни воспитатели, теперь, в изменившихся условиях, перестало работать. Сенсорная агрессия окружающей ребенка среды (Барби, роботы, монстры, киборги и т. д.) может привести к кризису игровой культуры. Поэтому от нас, педагогов, требуется умение ориентироваться в мире современных игр и игрушек, сохраняя баланс между желанием ребенка и пользой для него, больше внимания уделяя современным нетрадиционным дидактическим и развивающим компьютерным играм, способствуя адекватной социализации ребенка. Проблема игры, как средство всестороннего развития детей является одной из актуальных проблем, как в теоретическом, так и в практическом отношении.
4. Новизна опыта
Работая по данной теме, я пришла к выводу, что данный метод не является новым в современной педагогике, да и в педагогике вообще, и проблеме игры детей дошкольного возраста посвящены многие исследования. Но именно сегодняшние требования ФГОС дошкольного образования вернуть игровую деятельность и развивающие игровые занятия в ДОУ позволяют понять ориентиры того, что такое работа с ребенком дошкольного возраста, какие условия обеспечивают ее эффективность и качество, какие требования предъявляются к системе подготовки кадров для дошкольного образования.
Инновационность стандарта определяется тем, что он сочетает в себе требования к обеспечению условий для социализации и индивидуализации дошкольника через воспроизведение детских видов деятельности, прежде всего, игровой. В условиях введения ФГОС необходимо создавать условия для становления и развития игры. Этих условий довольно много, но главным из них является способность и любовь взрослых к игровой деятельности. Иными словами, если взрослые умеют и любят играть, и они будут играть с ребенком, у них есть все шансы построить программу, обеспечивающую психологический комфорт каждому ребенку в течение всего дня.
Для достижения нового качества образования будет осуществляться информатизация образования, где поставлены задачи по оснащению и использованию в воспитательно-образовательном процессе ИКТ.
Учебно-воспитательный процесс в ДОУ может быть более успешным, эффективным, если будет использованы компьютер и интерактивные технологии в качестве дидактического средства. Но, к сожалению, не все детские сады имеют полное оснащение оборудованием, тем самым затрудняет использование более современных методов в организации и воспроизведении некоторых моментов игрового и демонстрационного материала.
5. Адресность опыта
Вышеперечисленные рекомендации помогут педагогам реализовать важное требование ФГОС дошкольного образования – организовывать психолого-педагогическое сопровождение развития детей в условиях игровой деятельности на основе индивидуализации образовательного процесса. А это очень важно т. к. дошкольный ребёнок - человек играющий, и обучение входит в жизнь ребёнка через ворота детской игры.
Данный педагогический опыт может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования, заинтересованным и внимательным родителям, учителям начальных классов, студентам педагогических колледжей.
Наиболее приемлемыми формами трансляции опыта работы считаю : – мастер-классы, мероприятия для педагогов района;
– консультации для воспитателей и родителей;
– дни открытых дверей для родителей и педагогов других дошкольных образовательных учреждений;
– сайт ДОУ.
Мной разработаны и проведены :
Мастер-классы для воспитателей «У игры свои секреты» и для родителей «Способности детей – на кончиках их пальцев», открытое занятие с элементами игры «Прогулка в лес», консультации для воспитателей «Актуальность игры на современном этапе в соответствии с ФГОС ДО», «Развитие речи дошкольника с помощью дидактических игр», консультации для родителей «Роль игры в жизни ребенка», «Играем вместе с детьми».
6. Трудности при применении данного опыта могут заключаться в :
- гендерном различии детей, т. е. девочки играют только в куклы и не имеют строительных, конструктивных, двигательных, моторных игрушек. Игры мальчиков только с машинами, игрушечным оружием обедняют игровой замысел, перевозбуждают еще не окрепшую нервную систему детей. Не имея опыта игры с образными игрушками, мальчики и в детском саду играют больше с мальчиками. С девочками они не находят общей темы для игры. Это затрудняют их включение в игровой коллектив, сужает круг друзей.
- применении методов и приемов работы с детьми, исходя из их индивидуальных особенностей;
- разработке критериев отслеживания уровня освоения знаний, умений и навыков детей;
- отсутствии богатой материальной базы;
- изготовлении большого количества раздаточного и наглядного материала;
7. Технология опыта
Игры логически и системно должны быть включены в целостный образовательный процесс (организованную образовательную деятельность, образовательную деятельность в процессе режимных моментов, самостоятельную образовательную деятельность). Я заранее продумываю и планирую обязательное «присутствие» игр и игровых приемов на каждом занятии; совместные с взрослыми игры (дидактические, настольно-печатные, театрализованные, коррекционные и профилактические, подвижные); ежедневные свободные игры без прямого руководства воспитателем.
Мной разработана рабочая программа «Развитие игровой деятельности в детском саду для детей 2-3 лет», включающая в себя все многообразие игр, предлагаемое образовательной программой «Детство» под редакцией Т. И. Бабаевой и др., а так же добавлены игры по примерному региональному модулю программы дошкольного образования «Мы в Мордовии живем» автор О. В. Бурляева и др. (см. Приложение 1)
При проведении организованной образовательной деятельности игра используется мной как: часть занятия, методический прием, форма проведения, способ решения и т. д. Я занимаю позицию организатора, партнера-исследователя, который вместе с детьми добывает новую информацию и искренне удивляется совместно полученным результатам.
Ежедневно планирую и организую какие - либо совместные игры: подвижные, дидактические, настольно-печатные, театрализованные, сюжетно-ролевые, игры на развитие мимики и жестов, на снятие мышечного напряжения, коррекцию особенностей развития речи, движений, зрения и слуха детей, профилактические игры и упражнения: профилактика плоскостопия, различных заболеваний.
При организации и проведении совместных игр - занимаю позицию равноправного партнера, позицию «маленького ребенка», которому необходимо научиться игре, правилам и действиям.
Для развития свободной, самостоятельной игры создаю полноценную предметно-игровую среду, инициирую возникновение игр по интересам детей. При проведении самостоятельной игры занимаю позицию «созидателя игрового пространства», «активного наблюдателя». Поэтому без необходимости не вмешиваюсь в игры детей, не отвлекаю их от игрового сюжета.
В перспективном плане прописываю разнообразные виды игр, с которыми дети еще не знакомы, или знакомую игру, но с новой целью. Внимательно изучаю особенности и интересы каждого ребенка для того, чтобы планируемая игра была востребована детьми и приносила им удовольствие.
Для выбора наиболее эффективных методов развития способностей ребенка выявляю уровень их эмоционального состояния, провожу предварительную работу, включая изучение методической литературы по проблеме, а также приобретаю или изготавливаю (своими руками, помощь родителей) необходимый дидактический материал для организации предметно-развивающей среды.
Значение игр, я считаю, чрезвычайно велико потому, что в процессе игровой деятельности наряду с умственным развитием осуществляется физическое, эстетическое, нравственное, трудовое воспитание.
Ценность дидактических игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач.
Словесные игры учат, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, самостоятельно решать разнообразные мыслительные задачи; описывать предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывать по описанию; находить признаки сходства и различия; группировать предметы по различным свойствам и признакам; находить алогизмы в суждениях и др.
Использование настольно-печатных игр позволяют решить различные развивающие задачи.
Главная задача сюжетно-ролевой игры насыщение детей новыми впечатлениями, создание положительной эмоциональный атмосферы, развитие представлений об окружающем мире.
Строительные игры развивают творчество детей, расширяют знания о цвете, форме, развивают пространственное воображение, умение создавать различные модели, доводить начатое дело до конца, видеть результат коллективной работы, ее пользу.
Театрализованные игры увеличивают словарный запас детей, учат
диалогической речи, умению последовательно передавать в речи и действиях сюжет сказки, рассказа.
Подвижные игры учат детей быть доброжелательными, не смеяться над проигравшим, формирует умения, смекалку, помогают осваивать ритмические движения, соревнуются в скорости и т. д. Выполняя правила игры, ребята приучаются контролировать свое поведение, в результате чего воспитывается воля, дисциплинированность, умение действовать сообща, приходить друг другу на помощь, радоваться собственным успехам и успехам товарищей, возможность корректировать свое поведение и поведение всех дошкольников.
Музыкальные игры развивают у детей умение узнавать музыку, ее темп, характер, ритм.
Для достижения оптимальности и эффективности задуманных идей использую следующие формы работы :
- разработка и внедрение проектной деятельности; (см. Приложение 1)
- организация обучающих, развивающих и творческих игр;
- совместная игровая деятельность взрослых и детей, театрализованная игра на праздниках и развлечениях;
- самостоятельная игровая деятельность в повседневной жизни;
- мини-игры, мини-сценки в ходе непосредственной образовательной деятельности;
- организация подвижных, сюжетно-ролевых, дидактических игр;
Очень важна работа, проводимая с родителями. Необходимо, чтобы они четко знали, что семья способна развить всестороннее развитие ребенка уже в дошкольном возрасте. Условия для всестороннего развития нужно создавать уже в младшем возрасте. Родителям нужно стремиться стимулировать интересы ребенка к всестороннему развитию, создавать для того все условия. Мною были предложены несколько рекомендаций по использованию дидактических игр.
В своей работе я использую такие формы работы с родителями :
- родительские собрания;
- викторины «Учимся, играя», «Поиграй-ка»;
- анкетирование и тестирование родителей «Игры и игрушки в жизни ребёнка, их значение и умственное развитие»;
- индивидуальные консультации, рекомендации;
- наглядные виды работы (информационные стенды, папки - передвижки, выставки детских работ, демонстрация картотеки игр, показ и пояснение соответствующей литературы);
- визиты домой «Покажи, где и во что ты играешь»;
- помощь родителей детскому саду в оформлении игровых уголков.
8. Результативность опыта
Сравнивая результаты практической деятельности, на основе диагностики детей, можно сказать, что проводимая мною в этом направлении работа свидетельствует о том, что происходят качественные изменения в уровне всестороннего развития детей.
Таким образом, можно сделать вывод, что проводимая систематическая работа развивает всестороннее развитие детей, повышается уровень воображения и креативный подход к решению проблемных ситуаций и воплощение в своей творческой деятельности путем необычных идей, отклоняясь от традиционных схем.
С целью подведения итогов, выявления эффективности проделанной работы был проведен сравнительный анализ результатов диагностики уровня сформированности у дошкольников полученных игровых умений и навыков на примере сюжетно-ролевой игры. Результаты анализа подтвердили положительную динамику проделанной работы :
• дети научились самостоятельно играть в уголке игр;
• дети с удовольствием играют в сюжетно-ролевые, подвижные, дидактические игры;
• дети становятся менее застенчивыми, не боятся пользоваться любыми принадлежностями;
• благодаря совместной работе детей и родителей происходит развитие коммуникативных способностей;
• дети умеют действовать сообща, общаться в процессе игры;
Список литературы:
• Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. – М. : Просвещение, 2010. – 160 с.
• Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности : Вторая группа раннего возраста. -М. :Мозаика-Синтез, 2014.-128 с.
• Колдина Д. Н. Игровые занятия с детьми 2-3 лет. Методическое пособие. 2-е изд., доп. -М. :ТЦ Сфера, 2014.-144 с. (От рождения до трех).
• Играют взрослые и дети : из опыта работы дошкольных образовательных учреждений России / сост. Т. Н. Доронова. – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2010. – 208 с.
• Максаков, А. И. Учите, играя : Игры и упражнения со звучащим словом. Пособие для воспитателя дет. сада. – М. : Просвещение, 2011. – 144 с.
• Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / руководители авторского коллектива Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева, 2014.
• Слепцова, И. Ф. Основы личностно-ориентированного взаимодействия воспитателя с детьми дошкольного возраста : теория и практика // Дошкольное воспитание. – 2007 - № 3 – с. 74-80.
• Тверитина, Е. Н. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях. – М. : Просвещение, 2006. – 112 с.
• Юзбекова, Е. А. Ступеньки творчества (Место игры в интеллектуальном развитии дошкольника). – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2011. – 128 с.
• Калинченко А. В., Микляева Ю. В., Сидоренко В. Н. Развитие игровой деятельности дошкольников. М., 2004
• Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Как играть с детьми. М., 2001
• Клинченко А. В., Микляева Ю. В., Сидоренко В. Н. Развитие игровой деятельности дошкольников. Методическое пособие. М., 2004
• Скоролупова О. А., Логинова Л. В. Играем?. Играем! Педагогическое руководство играми детей дошкольного возраста. М., 2005