Папки-передвижки

Формирование финансовой грамотности у дошкольников через дидактическую игру

Ралия Шарипова
Формирование финансовой грамотности у дошкольников через дидактическую игру
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное дошкольное автономное образовательное учреждение

Центр развития ребенка детский сад №30 «Улыбка» городского округа

город Октябрьский Республики Башкортостан

«Формирование основ финансовой грамотности у дошкольников через дидактическую игру».

Подготовила: Шарипова Ралия Фаязовна

воспитатель высшей квал. категории

Октябрьский 2022г.

Содержание

Публикация «Формирование финансовой грамотности у дошкольников через дидактическую игру» размещена в разделах

2. Введение 3

3. Обзор литературы 4

4. Основное содержание 6

4.1 Цели и задачи 6

4.2 Дидактические игры по формированию финансовой грамотности 8

4.3 Настольно-печатные игры 9

5. Выводы 10

6. Литература 11

2. Введение

Нынешним дошкольникам предстоит жить в XXI веке - веке сложных социальных и экономических отношений. Это потребует от них умения правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, самостоятельно, творчески действовать, а значит - строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно.

Приобщение ребенка к миру экономической действительности - одна из сложных и в то же время важных проблем. Сегодня это предмет специальных исследований в школьной и дошкольной педагогике. Одним из наиболее известных международных оценочных исследований, основанных на концепции финансовой грамотности, является Международная программа оценки учебных достижений (Program for lnternational Student Assessment - PISA). Результаты исследований PISA показывают, что педагоги России дают сильные предметные знания, но не учат применять их в реальных, жизненных ситуациях. Именно поэтому сейчас довольно остро стоит вопрос о формировании финансовой грамотности у подрастающего поколения. Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей. Экономическая культура дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах. Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности.

Возникают вопросы: насколько важна эта «финансовая грамотность» в дошкольном возрасте и стоит ли ее культивировать у детей? Когда следует начать знакомство с экономикой? И кто должен и может учить этому направлению детей?

Дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, ходят с родителями в магазины, участвуют в купле-продаже и других финансово-экономических отношениях, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском уровне. Ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнает, что такое «мое», «твое», «наше», «обмен», «деньги», «цена», «дорого», «дешево», «продать», «заработать». Таким образом формирование полезных привычек в сфере финансов, незримо начинается с дошкольного возраста, и помогает избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложить, основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни. Раннее разумное экономическое воспитание служит основой правильного миропонимания и организации эффективного взаимодействия ребенка с окружающим миром.

Это направление в работе для меня новое, поэтому мы с детьми находимся на первоначальном этапе - опыт работы только накапливается и формируется. Сейчас я работаю с детьми старшего дошкольного возраста. В это время главные детские черты - любопытство и любознательность, неусидчивость, неумение сконцентрировать внимание, но при этом - огромные запасы энергии. Как раз в этом возрасте пора учить детей основам экономической грамотности.

3. Обзор литературы

Экономическое воспитание дошкольников не только приближает ребенка к реальной жизни, обучая его ориентироваться в происходящем, но и формирует деловые качества личности, что обеспечивает преемственность в обучении между детским садом и школой. Начинать формировать экономические понятия можно уже с 3-х лет.

Для того,чтобы воспитатели могли эффективно осуществлять свою миссию по воспитанию и обучению подрастающего поколения, им необходимо получать большое количество грамотной современной информации. Это означает, что в своей деятельности воспитатели ДОУ используют многочисленные пособия, основным из которых является методическая литература.

Хочу представить вашему вниманию практическое пособие под редакцией Райсберга «Экономика для детей в играх, задачах и примерах».

В книге «Играем в экономику» вы можете найти комплексные занятия, сюжетно-ролевые и дидактические игры по экономическому воспитанию для дошкольников.

В книге «Финансовая грамотность дошкольника»представлена программа кружка по экономике, диагностический материал, а также занятия и игры по экономическому воспитанию.

А книга «Экономика для малышей» расскажет детям, как Миша стал бизнесменом.

В методическом пособие «Экономическое воспитание дошкольников» под редакцией Курака представлены экономические термины для детей 6 и 7 года жизни.

Практические советы для родителей можно найти в книге Мельникова «Дети и деньги».

А в пособии для родителей «Что, почем?»(экономика для малышей) издательского дома «Карапуз» родители вместе с ребенком могут отмечать доходы и расходы семьи. Ребенок знакомится с понятиями «потребность» и «экономность».

В книге Епанешникова «Дошкольник в мире экономики» вы можете найти формы и методы экономического воспитания.

4. Основное содержание

4.1 Цели и задачи

Цель такой работы не только расширять экономический кругозор дошкольника, но и способствовать развитию экономического мышления, интереса к экономическим знаниям. Помочь дошкольнику осознать, что достичь экономических благ можно лишь упорным трудом, причем труд следует понимать не только, как средство достижения этих самих благ, но и как созидание, как творческий процесс, приносящий радость и удовлетворение.

Дискуссионным остается вопрос, как приобщить детей к финансовой грамотности, не перегружая их сложными терминами, не вдаваясь в подробности экономических механизмов, не лишая их счастливого и беззаботного детства. А ответ прост: только в игре, ведь это ведущая деятельность ребенка-дошкольника. Именно через игру ребёнок осваивает и познаёт мир.

Начав работу по формированию финансовых представлений у детей, я наметила задачи:

• проанализировать особенности образовательных игр, выстроить систему работы по их организации;

• научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и их разумного использования;

• научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т. д.)

В своей работе использую такие методы обучения дошкольников финансовой грамотности : игровые методы и словесные методы.

А также такие формы игровой деятельности как дидактические игры, интеллектуальные игры и развлечения, сюжетно-ролевые игры, театрализованные мини-постановки, игровые образовательные ситуации.

Работая по данному направлению, я пришла к выводу, что формирование финансовой культуры дошкольников находится в тесной взаимосвязи с игровой деятельностью. Дети играют, не подозревая, что осваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения.

Различные виды игр включают в себя познавательное и воспитательное содержание, что позволяет интегративно решать задачи по формированию у дошкольников знаний финансовой грамотности. Таким образом, актуальность моего опыта состоит в том, чтобы посредством игр обучить детей основам финансовой грамотности, максимально полно использовать интерес детей, чтобы войти в мир экономики, расширить их представления об окружающем мире и о финансовых потребностях.

Итак, первое, что я сделала, это заинтересовала детей. С помощью бесед попыталась донести до детей, что:

• деньги не появляются сами собой, а зарабатываются. Как люди зарабатывают деньги и каким образом заработок зависит от вида деятельности.

• -объяснила, что сначала зарабатываем, а потом тратим.

• деньги любят счет, поэтому приучаю считать сдачу и вообще быстро и внимательно считать.

финансы нужно планировать.

И основное, что я пытаюсь донести до детей, что не все покупается. Главные ценности- жизнь, радость, дружбу, радость близких людей за деньги не купишь.

Как правило я практикую ситуативные беседы «Поведение в общественных местах», «Что такое супермаркет», «Кто где работает?», в ходе которых у детей формируются и закрепляются определенные экономические представления. Например, детей заинтересовала история появления денег. Старшим дошкольникам интересно узнать, что когда-то давно люди обходились без денег, потому что каждая семья имела всё необходимое для жизнедеятельности, не было разделения на профессии. Но со временем возникло разделение труда: при этом одни стали заниматься только выращиванием зерна, вторые - шить одежду, третьи - строить дома и т. д. Возникла проблема бартера, обмена, и было очень трудно решить, сколько же мешков зерна нужно отдать за корову. Так и придумали деньги.

Финансовое воспитание подразумевает не просто разговоры, но и реальные действия. Сделать экономику понятной помогают дидактические игры.

4.2 Дидактические игры по формированию финансовой грамотности

В дидактических играх «Кем быть?», «Обмен», «Семейный бюджет», «Маленькие покупки», «Услуги и товары», «Мини-банк», «Магазин» уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки. Дидактические игры не только помогают раскрыть и закрепить какие-то финансовые понятия или действия, но и помогают объяснить, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается.

Наши дети часто думают, что можно купить всё, что хочешь? Иметь всё, что хочешь? Так ли это? Разобраться помогает игра «Груша- яблоко». Для игры нужно взять лист бумаги. На одной стороне крупно нарисовать яблоко, перевернуть листок, и на обратной крупно нарисовать грушу. А затем предложить детям вырезать, и яблоко, и грушу. А что вы так растерялись? Можно вырезать сразу оба фрукта? Конечно, это невозможно. Потому что лист бумаги один, и, если мы изначально хотели вырезать два рисунка, необходимо было заранее спланировать место на бумаге. Так и с деньгами: любую покупку нужно планировать заранее.

Финансовой грамотности, то есть представлению, откуда берутся деньги и как их правильно тратить, стоит учить с детства. Если дети будут чётко понимать, что деньги зарабатываются трудом, что каждая вещь или продукт имеют стоимость, они быстрее осознают устройство взрослого мира.

Сделать экономику понятной помогают сюжетно-дидактические игры. Так, играя в профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводя трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике. В сюжетно-дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. В игровой деятельности подвожу детей к тому, что любой товар имеет свою цену. Одни товары - дорогие, другие стоят меньше (дешевле). Это дети узнают при проведении таких игр, как «Семья», «Магазин», «Маленькие покупки», во время которых они производят и покупают товары и услуги, устанавливают цены на них, пользуются «деньгами» или банковскими картами.

4.3 Настольно-печатные игры

Настольно-печатные игры по экономике - это лото «Что продается в магазине?», «Конфетки-монетки», «Всё по полочкам» и др. Использование таких игр в работе позволяет привить бережное и экономное отношение детей к деньгам. Дошкольники, совершая большое количество действий, учатся реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения знаний.

Например, игра «Денежное домино» формирует у детей бережное отношение к монетам, умение их правильно использовать, закрепляет состав числа. В нашей группе недавно появилась игра «Монополия». Играя в «Монополию», ребенок сможет понять общие принципы и внутреннюю сущность построения бизнеса, его законы. Игровой процесс в «Монополии» предполагает постановку цели и постепенное движение к ней, в ходе которого предстоит решать целый ряд текущих задач. Чтобы стать победителем, необходимо проявить все свои лучшие качества, вовремя реагируя на изменившиеся обстоятельства, находить пути конструктивного взаимодействия и проявлять не только логику, но и интуицию. Кроме всего прочего дети, тренируют навыки счета, учатся обращаться с купюрами. В лэпбуке «Экономика и дошколята» собраны такие игры как «Кто как работает?», «Хочу и надо?», «Сложи монетки в копилку», «Магазины» и др.

Работа по этому направлению идет у нас углубленно. Воспитанник нашей группы Алексеев Мирон выступил на 9 городском фестивале детских проектов №здравствуй мир» с проектом на тему «Откуда берутся деньги» 5. Выводы

Таким образом, за счет применения игр финансовой направленности можно максимально полно использовать интерес детей к миру экономики, расширить их представления об окружающем мире и о финансовых потребностях. А создание условий и игровая деятельность положительно влияют на формирование финансовой грамотности у дошкольников. Воспитанники нашей группы умеют выделять экономическое содержание из художественных произведений, владеет понятием «бартер», умеют устанавливать взаимосвязь потребностей и возможностей,

А также умеют совершать покупки, назначать цену товара, правильно считать сдачу, Владеет понятием «реклама». Осознает взаимосвязь понятий «труд-продукт-деньги». Необходимо так же помнить, что сегодняшние дети - это будущие участники финансового рынка, вкладчики, заемщики, налогоплательщики. Именно поэтому обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в дошкольном возрасте, когда у ребенка формируется внутренняя социальная позиция.

6. Литература

1 Примерная парциальная образовательная программа дошкольного

образования «Экономическое воспитание дошкольников : формирование

предпосылок финансовой грамотности» / Сайт «Финансовая культура»

электронный ресурс:

https://fincult.info/upload/iblock/dc5/economich_vospitanie_doshkolnikov

_02.pdf

2 Сборник методических материалов к примерной парциальной

образовательной программы дошкольного образования «Экономическое

воспитание дошкольников : формирование предпосылок финансовой

грамотности» / Сайт «Финансовая культура»электронный ресурс:

https://fincult.info/upload/iblock/829/sbornik_metod_materialov_doshkol

niki.pdf

3 Сборник демонстрационных материалов «Экономическое воспитание

дошкольников : формирование предпосылок финансовой грамотности» /

Сайт «Финансовая культура»электронный ресурс:

https://fincult.info/upload/iblock/a0e/demonstr_materialy_doshkolnikam.p

df

4 Галкина Л. Н. Формирование элементарных экономических знаний у

детей старшего дошкольного возраста : учебное пособие / Л. Н. Галкина. –

Челябинск, 2006 – 98 с.

5 Шатова А. Д. Экономическое воспитание дошкольников / А. Д.

Шатова. – М., 2005 – 254 с.

Публикации по теме:

Формирование элементарных математических представлений через игру «Математическое поле чудес» Цель: Воспитывать у детей стойкий интерес к математике, способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать.

Фотоотчет «Формирование финансовой грамотности в детском саду»Фотоотчет «Формирование финансовой грамотности в детском саду» Экономическое воспитание детей дошкольного возраста происходит в ходе сюжетно - ролевых и дидактических игр. С детьми составили проект по.

Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» ПРОГРАММА «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» Составила: Волкова.

Фотоотчёт о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»Фотоотчёт о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» Цель Программы — помочь детям пяти–семи лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности.

Конспект занятия по финансовой грамотности «По дорожкам финансовой грамотности» «По дорожкам финансовой грамотности» для детей 5 лет, уже изучивших азы финансовой грамотности. Цель: содействие финансовому просвещению.

Мастер-класс «Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников»Мастер-класс «Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников» Единый Методический День «Инновационные педагогические практики в работе с детьми дошкольного возраста» в рамках реализации инициативного.

Фотоотчет о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»Фотоотчет о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» Правильно ли знакомить с экономикой, ее сложными понятиями и явлениями детей дошкольного возраста? Не стоит ли подождать, пока ребенок.

Презентация к образовательному проекту «Тратим разумно. Сберегаем и экономим». Формирование основ финансовой грамотностиПрезентация к образовательному проекту «Тратим разумно. Сберегаем и экономим». Формирование основ финансовой грамотности Презентация к образовательному проекту "Тратим разумно. Сберегаем и экономим" формирование основ финансовой грамотности старших дошкольников.

Приобщение детей к природе через дидактическую игру «Найди, чья шубка?»Приобщение детей к природе через дидактическую игру «Найди, чья шубка?» Мы растем, растем, растем! Все о мире узнаем. В. А. Сухомлинский писал: «Игра-это огромное, светлое окно, через которое в духовный.

Семинар для педагогов «Развитие речи детей 3–4 лет через дидактическую игру»Семинар для педагогов «Развитие речи детей 3–4 лет через дидактическую игру» В дидактических играх основной задачей является умственное развитие ребёнка, обогащение его знаниями.   С помощью дидактических игр у детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование финансовой грамотности у дошкольников через дидактическую игру
Опубликовано: 29 марта 2022 в 16:01
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование финансовой грамотности у дошкольников через дидактическую игру» (включая файлы) размещена пользователем Ралия Шарипова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД