Марина Лобастова
Опыт работы «Играем — поставленный звук закрепляем»
(Слайд 1) Правильная, чистая и выразительная речь – один из важнейших критериев готовности ребенка к обучению в школе. Но не каждый ребенок может овладеть ею самостоятельно.
(Слайд 2) Как показывает практика работы в детском доме, до 100 процентов детей в той или иной степени нуждаются в помощи специалиста-логопеда. Подготовка артикуляционного аппарата, формирование звуков, введение их в речь ребенка – процесс кропотливый и зачастую длительный.
Публикация «Опыт работы „Играем — поставленный звук закрепляем“» размещена в разделах
(Слайд 3) Использование в логопедической коррекционно-развивающей работе компьютерных игр и упражнений, направленных на формирование произносительных умений и навыков, (слайд 4) значительно облегчает деятельность учителя-логопеда и делает процесс коррекции речи эффективным и динамичным.
(Слайд 5) Научившись правильно произносить звук изолированно, в слогах, словах, предложениях, стихах, ребёнок не произносит его в речи, (пробел) которая остаётся практически без изменений. Это вполне закономерное явление, говорящее о том, что пришло время для важного этапа логопедической работы – (пробел) закрепления правильного произношения звука.
(Слайд 6) Как быстро начнёт ребенок пользоваться новыми звуками, зависит от многих факторов: это и его индивидуальные физиологические особенности, состояние его соматического и неврологического здоровья, частота и регулярность занятий с учителем-логопедом, и, конечно, заинтересованность, вовлеченность в процесс коррекции педагогов.
(Слайд 7) Как же помочь ребенку начать легко и бегло использовать в обиходной речи новые и такие непривычные звуки? Есть два основных направления в этой работе – это тотальный контроль за произношением (к сожалению, не обойтись без настойчивости и твердости). (Слайд 8) И закрепление поставленных звуков в различных играх, упражнениях с использованием наглядно-методического материала.
Вспомните, как загораются глаза у детей, какое нетерпеливое ожидание чего-то приятного, нового, когда вы говорите: «А сейчас мы с вами, ребята, поиграем в одну интересную игру!».
Игровые приемы и методы позволят решить сразу несколько задач (слайд 9):
- побудить в ребенке желание самостоятельно активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения;
- расширять диапазон игровых умений и навыков;
- повысить познавательную активность и работоспособность детей;
- плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчинятся правилам игры.
Приведу примеры нескольких игр и упражнений для закрепления правильного произношения звуков, которые могут проводиться как индивидуально, так и с подгруппой детей.
(Слайд 10) 1. Упражнение «Составь и прочитай слоги». Задачи: автоматизация звука в слогах; овладение элементами грамоты. Ребёнок подставляет соответствующую букву к гласной и прочитывает слог.
(Слайд 11) 2. Игра «Космонавт в открытом космосе». Задачи: дифференциация звуков «С-Сь» в прямых и обратных слогах. Ребёнок помогает космонавту собрать звёзды, проводя пальцем и читая слоги от согласной к гласным и наоборот.
(Слайд 12) 3. Домино «С-Ш». Задачи: дифференциация свистящих и шипящих звуков в словах. Игроки по очереди подкладывают свои карточки так, чтобы продолжить цепочку, составляя пары из одинаковых картинок, при этом называя их.
(Слайд 13) 5. Игра «Посчитай-ка, дружок». Задачи: автоматизация звуков в словах, согласование числительных с существительными. Ребёнок произносит сочетание слов, грамматически правильно проговаривая существительные в согласовании с числительными.
(Пробел) 6. Игра «Четвёртый лишний». Задачи: автоматизация звуков в словах, предложениях; развитие логического мышления. Ребёнок из нескольких названных картинок называет лишнюю, а оставшиеся три – одним словом и объясняет, почему.
(Слайд 14) 7. Игра «Построй дом». Задачи: автоматизация звука «Р» в словах, предложениях; развитие фонематического слуха. Ребёнок к крыше будущего дома подбирает кирпичи с картинками, где звук «р» находится, например, в начале слов.
(Слайд 15) 8. Игра «Кто на чём летит?». Задачи: дифференциация свистящих и шипящих звуков в словах, предложениях. Ребёнок называет картинки, выделяя звуки «с» или «ш», кладёт картинку в соответствующее окошко под самолётом или шаром, отвечая на вопрос полным предложением.
(Слайд 16) Конечно, в своём выступлении я представила лишь часть дидактических игр и упражнений.
(Слайд 17) Ну и хотелось бы закончить своё выступление словами Е. И. Тихеевой: «Владеть по возможности в совершенстве всеми видами и появлениями речи – значит владеть могущественным орудием умственного развития человека, а стало быть и культуры человечества».