Надежда Коростелёва
Мастер-класс для родителей «Играем в настольно-печатные игры и закрепляем звуки в речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Играем в настольно-печатные игры и закрепляем звуки в речи
Огромное значение для формирования полноценной личности ребенка и успешного обучения его в школе имеет овладение правильной речью. Разнообразные нарушения устной речи, затрудняющие овладение правильным чтением и грамотным письмом, - одна из распространенных причин неуспеваемости детей.
Согласно статистике количество речевых нарушений в последние годы имеет тенденцию к увеличению, поэтому проблема коррекции речи во всем ее видовом разнообразии является актуальной в дошкольном возрасте.
Публикация «Мастер-класс для родителей „Играем в настольно-печатные игры и закрепляем звуки в речи“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Мастер-классы для родителей
- Настольные игры своими руками
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2017
Структура речевого нарушения предполагает длительное логопедическое воздействие для постановки и полной автоматизации нарушенных звуков. Здесь особенно важна систематизация речевого и картинного материала для индивидуальной работы с каждым ребенком, выбор приоритетных направлений в работе. В зависимости от характера речевого нарушения детям требуется разная продолжительность работы над звуком и, следовательно, большое количество разнообразного материала, позволяющего качественно и быстро преодолеть недоразвитие речи. Большую роль в процессе автоматизации поставленных логопедом звуков в свободной речи ребёнка играют родители. Если они обращают внимание ребёнка на правильное произнесение звука, играют с ним в речевые игры, поправляют ребёнка, тогда автоматизация звуков происходит намного быстрее и качественнее. Логопеды часто слышат от родителей : «У Вас есть много специальных игр и картинок, а у нас ничего такого нет, мы не можем дома с ребёнком заниматься». Я хочу сегодня показать Вам, что для занятий с ребёнком не нужны какие-то особенные игры и картинки, что можно использовать вполне доступные материалы и любые настольно –печатные игры, которые есть дома. Главное – захотеть помочь своему ребёнку!
Настольно-печатные игры — интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании: подбор картинок по парам, подбор картинок по общему признаку (классификация, запоминание состава, количества и расположения картинок. При выполнении различных игровых задач у ребенка развивается память, внимание, мышление, воображение. Если побуждать ребёнка проговаривать свои действия, мы сможем стимулировать развитие активной речи.
Существует большое разнообразие специальных логопедических настольно-печатных игр, которые разработаны с учетом определённого речевого нарушения, которое необходимо исправить.
Но, как я уже говорила, процесс автоматизации звуков в речи занимает продолжительное время. Чтобы ребенок с удовольствием посещал логопедические занятия, необходимо придумывать новые, интересные дидактические игры на автоматизацию звука с разными картинками, с разными сюжетами. Поэтому в арсенале каждого логопеда есть большое количество игр, разработанных и изготовленных самостоятельно.
Многофункциональная игра «Логопедическая ходилка»
Я хочу показать Вам игру, которую Вы сможете изготовить самостоятельно и играть с ребёнком продолжительное время.
Это «Логопедическая ходилка». Игра рассчитана на детей 5-7 лет. В игру можно играть индивидуально или с двумя детьми.
Цель игры :
Автоматизация и дифференциация звуков. Коррекция фонематического слуха.
Задачи:
-автоматизировать звук (с которым работаете на определенном этапе) в слогах (прямых, обратных и со стечением согласных)
-автоматизировать и дифференциация звука в словах, предложениях и связной речи;
-развивать мелкую и крупную моторику;
- развивать навыки звукового анализа;
-коррекция грамматического строя речи.
Правила:
Устанавливаем фишки (обычно я беру киндер игрушки, на определенный звук) на старт. После этого участники по очереди бросают кубик. Сколько точек выпадает на игральном кубике, на столько делений игрок передвигает свою фишку вперед по ходу движения. Направления движений показывают стрелки на игре.
На каждый ход можно давать различные задания:
- проговорить слова на определенный звук
- составить предложения со словами на определенный звук
- определить, где находится звук в слове (начало, середина, конец)
- назвать первый и последний звук в слове
- придумать 5 слов на определенную грамматическую тему
- подобрать слово-признак или слово-действие
Такие игры можно взять из детских журналов. Практически в каждом выпуске есть такая ходилка. Игра очень многофункциональна. Можно проводить коррекцию всех сторон речи. Детям очень нравится и они с удовольствием выполняют задания. Советую Вам делать так, что бы всегда выигрывал ребенок. Победа в игре вызывает у ребёнка много положительных эмоций и стимул дальше заниматься и играть.
А теперь давайте поиграем.
Игра «Во саду ли, в огороде»
Для игры можно взять картинки с изображением овощей, фруктов, ягод из любого ботанического лото.
Цель игры :
Автоматизация и дифференциация звуков. Коррекция фонематического слуха.
Задачи:
-автоматизировать звук (с которым работаете на определенном этапе) в слогах (прямых, обратных и со стечением согласных)
-автоматизировать и дифференциация звука в словах, предложениях и связной речи;
-развивать мелкую и крупную моторику;
- развивать навыки звукового анализа;
-коррекция грамматического строя речи.
Задания и упражнения (для автоматизации звука Р)
• Что растёт на грядке?
• Что растёт на дереве?
• Выбери только круглые (продолговатые) плоды
• Выбери только красные (оранжевые) плоды
• Вершки или корешки?
• Овощи в коробку – фрукты – в корзинку.
• Из чего – какой?
Также можно выбрать картинки с нужным Вам звуком из любых игр и предложить ребё нку выполнить следующие упражнения:
• Назвать картинки. Уточнить значение слов.
• «Кубик». Назвать слово столько раз, сколько выпало точек.
• «Клубок». Назвать картинки: по кругу, слева направо, справа налево, в разброску. Начиная с любой картинки, одновременно руками «наматывать нить на клубок. Темп речи зависит от движения руки.
• «Снежный ком». Назвать картинки с повторение предыдущих: рак; рак, карась; рак, карась, корова; рак, карась, корова, ворона …
«Эхо». Повторить каждое слово3 раза с разной силой голоса.
• «Театр». Произнести слова с разной интонацией: удивленно, радостно, сердито, грустно, по секрету, обиженно.
• «Логические пары». Назвать картинки, подходящие друг другу по смыслу: ворона, рысь, рыба, корова – животные и т. д.
• «Отгадать загадки», «Доскажи словечко».
• «Справа от…». Назвать картинку, расположенную справа от, слева, под, над, перед, после.
• «Где картинка?» Назвать, где находится картинка, используя наречия и предлоги пространственного значения.
• «Четвертый лишний». Из предложенных четырех слов, изображенных на картинках, выбрать лишнее слово.
• Назвать картинки по памяти.
• «Назови ласково». Образовать уменьшительно-ласкательную форму слова.
• «Один – много».
• «Посчитай»». Согласовать количественные имена числительных с именами существительными.
• «Чего не стало?», «Что изменилось?». Образовать форму родительного падежа.
• Образовать форму винительного падежа, закончив фразу: «беру, раскрашиваю, рисую, дарю).
• Образовать притяжательное или относительное прилагательное от слов, данных на картинках.