Виктория Пушкарева
Мастер-класс на методическом объединении музыкальных руководителей «Музыкально-ритмические движения детей»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ № 21» ЛЕВОКУМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
Выступление на районном методическом объединении музыкальных руководителей
«Музыкально-ритмические движения детей дошкольного возраста»
Разработано
Публикация «Мастер-класс на методическом объединении музыкальных руководителей „Музыкально-ритмические движения детей“» размещена в разделах
Пушкаревой В. В.
с. Левокумское
2019 г
Каждый современный педагог должен быть конкурентоспособным, должен уметь вовремя доказать уровень своей квалификации и профессионального роста. Важнейшим фактором повышения профессионального роста уровня педагогов является самообразование – целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью. Тема самообразования обычно определяется интересом к тому или иному виду деятельности детей. Поэтому я в данный момент остановилась на музыкально-ритмических движениях детей дошкольного возраста.
Актуальность моей темы состоит в том, что музыкально-ритмическая деятельность является наиболее естественным и важным способом самовыражения художественной личности ребенка. В процессе разучивания и исполнительства ребенок испытывает целую гамму положительных эмоций, преодолевает боязнь ошибиться, а это способствует развитию смелости и свободы детского восприятия и мышления. Все это развивает в ребенке потребность быть активным субъектом окружающей действительности, познавать и преобразовывать мир. Также музыка оказывает огромное влияние на процесс физического совершенствования ребенка. Известно, что она влияет и на жизненный тонус человека, вызывает изменения в кровообращении, в дыхании. Движение и музыка – это средства, которые благотворно действуют на здоровье ребенка. Музыкально-ритмические движения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственные перегрузки и утомления. Ритм, который музыка диктует головному мозгу, снимает нервное напряжение. Движение и танец помогают ребенку подружиться с другими детьми, дают определенный психотерапевтический эффект.
Все мы с вами знаем, что музыкальное движение - это синтез музыки и движения, где первоосновой является музыка. И чем раньше ребенок воспримет гамму разнообразных впечатлений, чувственного опыта, особенно в таком виде деятельности, как движение под музыку, тем более гармоничным, естественным и успешным будет его дальнейшее развитие и, возможно меньше будет проблем у наших детей с развитием речи, внимания, памяти, мышления, формирования красивой осанки.
Материал, посредством которого мною осуществляется музыкально-ритмическое воспитание, отвечает интересам и возможностям каждого ребенка. Инструментальную музыку и хороводы я подбираю яркие, с приятной мелодией, простой гармонией и выразительными динамическими оттенками. Стараюсь, чтобы исполнение музыкальных произведений было точным и художественным.
При разучивания музыкально-ритмических движений я ставлю перед собой следующие задачи:
— научить детей согласовывать движения с характером музыки, с наиболее яркими средствами музыкальной выразительности : ритмично и выразительно двигаться, играть в музыкальные игры, водить хороводы, исполнять пляски;
— развивать у детей чувство ритма, выражающееся в том, что дети чувствуют в музыке ритмическую выразительность, откликаются на нее и передают ее в движении;
— развивать художественно-творческие способности, которые у детей старшего дошкольного возраста проявляются в своеобразном индивидуальном выражении игрового образа, придумывании, комбинировании танцевальных движений, построении хороводов, использовании этих знаний в самостоятельной деятельности.
Эти задачи мною решаются при выполнении основного требования — соответствия характера движений содержанию и развитию музыкального образа.
При обучении детей музыкально-ритмическим движениям, танцам, играм, упражнениям я использую различные методы :
— наглядно-слуховой (выразительное исполнение музыки);
— наглядно-двигательный, наглядно-зрительный (показ игр, плясок, отдельных ритмических упражнений, комбинаций);
— словесный (указания, пояснения в ходе выполнения движений);
— практический ( различные упражнения: многократные повторения, варьирование знакомого материала; умение воспринимать и передавать образ, продиктованный песней или музыкой).
Если эти методы будут правильно подобраны, они помогут ребенку более глубоко и осознанно усвоить содержание и характер произведения.
Таким образом, творческая активность моих детей постепенно развивается путем целенаправленного обучения, расширения музыкального опыта, активизации чувств, воображения и мышления. Так в условиях интересной, увлекательной деятельности — музыкально-ритмической — происходит музыкально-нравственное, музыкально-эстетическое развитие дошколят.
Сейчас в нашем современном мире очень много внимания уделяется правилам этикета. Все вы знаете, что существует очень много видов этикета (столовый, гостевой, дипломатический, семейный, профессиональный, этикет в общественных местах и т. д.). А меня естественно, соответственно теме моего самообразования, очень заинтересовал танцевальный этикет, что в процессе моей непосредственно-образовательной деятельности, конечно же, является главным. Танцевальный этикет - это правила хорошего тона, которые описывают общение, поведение танцующих, участников танцевальной пары между собой, танцевальными парами на танцполе, танцевальными парами и зрителями. И, конечно же, хочу сказать, что использование танцевального этикета приводит к появлению только самых вежливых танцев. Сегодня я хочу познакомить вас с моей новой разработкой и провести мастер-класс на тему : «Вежливые танцы».
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ № 21» ЛЕВОКУМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
Мастер-класс на тему :
«Вежливые танцы»
Разработан
музыкальным руководителем
Пушкаревой В. В.
с. Левокумское
2019 г
«Ничего не стоит так дешево и не ценится так дорого, как вежливость»
Сервантес.
Цель:
Повышение компетенции и профессионализма педагогов.
Задачи:
• Передача музыкального опыта путем прямого и комментированного показа последовательности музыкально-ритмических движений, методов, приемов и форм педагогической деятельности в музыкальном развитии;
• Рефлексия собственного профессионального мастерства и участников мастер – класса с целью повышения их уровня профессиональной компетентности в «Художественно-эстетическом развитии» направление «Музыка»;
• Формирование индивидуального стиля творческой педагогической деятельности каждого участника мастер-класса.
Методы и приемы : практический, словесный, наглядный (наглядно-двигательный, наглядно-слуховой, наглядно-зрительный).
Оборудование: ноутбук
Ход мастер-класса :
В жизни можно встретить людей, с которыми приятно общаться. Они привлекают нас своей раскованностью и естественностью, манерами, умением хорошо выглядеть. А вежливые, воспитанные, тактичные дети всегда выделяются из толпы сверстников. Согласно исследованиям психологов, они оптимистично смотрят на жизнь, пользуются популярностью и умеют с легкостью заводить друзей, поскольку каждому приятно общаться с воспитанным и понимающим человеком. В чем же кроется их секрет? Что делать, чтобы завоевать расположение окружающих? Ответы на эти вопросы можно получить, изучив правила этикета.
Пришел как-то к мудрецу человек и говорит: «О, мудрец! Научи меня отличать красоту от безобразия, истину ото лжи, научи меня радоваться жизни», подумал мудрец, и научил человека танцевать.
Танец - это гармония ритма и пластики, эталон вежливости и учтивости, буйство красок, фонтан эмоций, что всегда завораживает и увлекает. Но танец, помимо всего прочего, – это наидревнейшая форма общения на языке движения. И здесь речь идет не только про общение внутри пары. Общение так же происходит между исполнителем и зрителем. А любое общение предусматривает перечень правил, которые регламентируют поведение, – то есть этикет. В этом смысле, танцы не исключение. Поэтому меня и заинтересовала эта технология – технология танцевальной этики.
Как подойти к данной проблеме более серьезно? Танцев очень много и все они совершенно разные. А каждому танцу присущ свой танцевальный этикет, свой эталон вежливости. И я нашла для себя решение данной проблемы. Во время проведения музыкальной образовательной деятельности я, конечно, уделяю время знакомству и разучиванию разных танцев, но считаю, это - недостаточным. Я изменила структуру некоторых повседневных занятий, ввела, так называемую новую форму нестандартного занятия с углубленным изучением танцевальной этики, в котором все виды музыкальной деятельности тесно связаны именно с правилами этикета. Такое занятие может проводиться 1 раз в месяц.
Целью моей работы является внедрение технологии танцевальной этики в музыкальный процесс, позволяющей развивать у детей уже имеющиеся первоначальные навыки и способности с учетом их возрастных особенностей, их национальной принадлежности на более высоком уровне. Достижение указанной цели возможно при выполнении следующих задач:
-создать условия для практического использования танцевальной этики;
-расширять кругозор детей на основе знакомства с музыкальной и танцевальной культурой других эпох;
-учить исполнять танцы эмоционально, ритмично, в соответствии с характером музыки;
-развивать ритмический слух;
-воспитывать уважение к собственной культуре и культуре другого народа;
-воспитывать коммуникативные навыки, умение сотрудничать в группе; доброжелательное отношение к людям;
-создать положительный эмоциональный настрой;
-повысить самооценку детей, их уверенность в собственных силах и результатах деятельности.
Я предлагаю вашему вниманию структуру такого занятия (на экране) и попрошу выйти ко мне помощников. Мое занятие состоит из трех частей (вводной, основной и заключительной). Вводная часть начинается обязательным приветствием педагога, что в первую очередь является выражением уважения к преподавателю (одно из главных правил танцевальной этики).
Продемонстрировали.
Затем приветствие друг друга.
Приветствие «Как здорово».
Теперь в процессе подготовительной разминки я предлагаю вам вспомнить и повторить разучиваемые ранее разновидности танцевальных шагов. Сегодня мы начнем с шагов полонеза. Считается он у нас на 1-3. Первая доля с приседанием, вторая и третья – обычный шаг. Я напоминаю, что Полонез – торжественный и величавый танец-шествие.
Продемонстрировали.
Следующий шаг - шаг польки. Мы сегодня повторим с вами шаг богемской польки. Считается полька на 1-2.
Показываю:
Начинаем движение так же с правой ноги, как и в полонезе. Два легких полушага, затем два простых шага и приседание. И повторяем сначала, опять с правой ноги. Полька – это чешский танец, а название его произошло от слова «полушаг».
Продемонстрировали.
Основная часть:
Музыкальный руководитель :
А сейчас пришло время побеседовать о правилах танцевального этикета:
-Как вы думаете, ребята, какую руку должен предложить мальчик девочке, приглашая ее на танец? (Конечно, правую).
-Где должны находиться ваши руки во время танца? (На месте, они ни в коем случае не должны болтаться).
- Можно ли разговаривать во время танца? А толкать друг друга во время исполнения танцевальных движений?
- А что вы обязательно должны делать во время исполнения любого танца? (Обязательно улыбаться).
Сегодня мы с вами познакомимся со старинным французским танцем – менуэтом. Этот грациозный аристократический танец, вышедший из простой деревни, прочно укоренился в высшем обществе. Он символизирует красоту и благородство аристократического общества и является одним из воплощений барочной эпохи. Но прежде, чем начать разучивание танца, проиграем в игру «Общий ритм». У каждого танца есть свой определенный ритм. Менуэт считается на 1-8. Давайте прохлопаем.
Хлопаем.
А теперь мы будем делать по одному хлопку, по очереди, выдерживая данный ритм. И у нас должно создаться впечатление, что хлопает один человек, а не вся группа.
Хлопаем.
Прекрасно, а теперь еще раз все вместе.
Хлопаем.
Приступаем к разучиванию движений нашего танца. Попрошу всех встать передо мной в линейку и поделиться на «мальчиков» и «девочек». У мальчиков руки за спиной, у девочек в таком положении (показываю). Танец начинает мальчик.
Показываю и считаю сама, предлагаю им считать со мной вместе, или про себя. В таком положении разучиваем реверанс, потом предлагаю всем встать в пары. Сначала разучиваем движения без музыки, затем под музыку.
Заключительная часть.
Музыкальный руководитель :
В заключительной части нашего занятия я предлагаю вам поиграть.
Игра «Вежливый цветок» – на закрепление правил этикета и разученных танцевальных движений. Разъясняю правила игры: дети стоят в кругу, передавая под музыку цветок. Мальчик, на котором остановится музыка, должен сказать любое вежливое слово, правильно пригласить выбранную им девочку. Девочка в ответ произносит так же вежливое слово. Затем они, выйдя на середину круга, демонстрируют любое танцевальное движение. Цветок передается дальше. И так 2-3 раза. В завершении провожу игру на релаксацию «Почувствуй друг друга». Все остаются стоять в кругу, берутся за руки.
Музыкальный руководитель :
Давайте возьмемся за руки. Послушаем свое дыхание. Затем прислушаемся к звукам в нашей комнате, потом - к звукам, доносящимся с улицы. И снова послушаем свое дыхание. А теперь почувствуем свою правую руку, а в ней – тепло руки соседа, затем почувствуем левую руку и тепло руки соседа слева. Давайте запомним это ощущение в руках - тепло друзей, которые нам помогают, нас выручают, и сохраним его до следующего занятия.
Интересно прошла сегодня наша встреча? Танец – это душа народа, и увидев его можно понять какой это народ: добрый, веселый, гордый или вежливый с изысканными, деликатными манерами. Вот вы сегодня познакомились с танцем. Как назывался этот танец? Понравился он вам? А когда его танцевали? А скажите, можно ли танцевать этот танец сегодня, в наше время?
- Конечно, можно, и мы обязательно будем продолжать разучивать его на наших следующих занятиях.
Спасибо за помощь коллегам.
Вашему вниманию представлены результаты моей работы. (Фотографии на экране).
Знание правил этикета всегда остается необходимым атрибутом воспитанного человека. Помните! Не соблюдая правила этикета, вы демонстрируете неуважение к окружающим и напрасно рассчитываете на их уважение к себе. А знаете ли вы, уважаемые коллеги правила этикета?
Вопросы:
1. Может ли девушка отказаться от приглашения на танец?
Этикет разрешает отказаться от приглашения на танец, не объясняя причины отказа.
2. Что нужно сделать юноше после окончания танца?
Проводить девушку до места и поблагодарить.
3. С какой стороны должен находиться партнер по отношению к партнерше во время танца?
Слева, так как он подает ей правую руку во время приглашения.
4. Можно ли останавливать танец, если музыка еще не закончилась?
Никогда не останавливайтесь, пока не закончилась музыка.
5. Как переводится с французского языка слово «Этикет»?
Слово «Этикет» имеет два значения:
- «ярлык», «этикетка»;
- церемониал.
На каком бы мероприятии не находились наши дети, если на нем предполагаются танцы, они автоматически попадают в зону действия танцевального этикета. И тогда они просто обязаны принять правила поведения, продиктованные регламентом мероприятия. А знания танцевального этикета только придадут им большей уверенности, украсят взаимоотношения с партнером, поднимут их оценку в глазах окружающих.
В заключении хочу сказать, что танцевальный этикет, действительно, зависит от выбранного танца. Ведь танец – это образ в движении и музыке, который необходимо мастерски передать зрителю, но в то же время образ, наделенный правами танцевального этикета, особенно в танце, где танцуют два человека. Создание эффективной формы учебного процесса, имеющего в своей основе такие танцы, органически связанные с усвоением норм этики, немыслимы без выработки высокой культуры общения между людьми.
Танец – это музыка живая,
И недаром люди говорят:
«Танцовщица – воплощенье рая,
В танце мир с гармонией царят!»