Курьянова Надежда
Консультация «Использование занимательных материалов на занятиях по математике»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультации для родителей
«Назначение занимательного материала в развитии у дошкольников познавательных и интеллектуальных навыков»
Обучение основам математики и развитие познавательных и интеллектуальных навыков у детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, разъяснений. При этом роль несложного занимательного материала определяется с учётом возрастных особенностей детей и задач всестороннего развития и воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересовывать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, логическое мышление, закреплять полученные знания и умения, упражнять их в других видах деятельности.
Используется занимательный материал с целью развития познавательных и интеллектуальных навыков, ознакомления с новыми сведениями. При этом непременным условием является применение системы игр и упражнений.
Дети очень активны в восприятии задач-шуток, головоломок, логических упражнений. Они настойчиво ищут ход решения, который ведёт к результату. В этом случае, когда занимательная задача доступна ребёнку, у него складываются положительные эмоциональные отношения к ней, что стимулирует мозговую активность. Ребёнку интересна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, преобразовать, - которая увлекает его.
При этом дети пользуются двумя видами поисковых проб:
- практические пробы - действия в перекладывании, подборе;
- мыслительные пробы - обдумывание хода, предугадывание результата, предположение решения.
В ходе поиска, выдвижение гипотез, дети проявляют и догадку, т. е. как бы внезапно приходят к правильному решению. Но эта внезапность, безусловно, кажущаяся. На самом деле они находят путь, способ решения лишь на основании практических действий и обдумывания. При этом дошкольникам свойственно догадываться только о какой-то части решения, каком-то этапе. Момент появления догадки дети, как правило, не объясняют: Я подумал и решил «так надо сделать».
В процессе решения задач на смекалку обдумывание детьми хода поиска результата предшествует практическим действиям. Показателем рациональности поиска является и уровень его самостоятельности, характер производимых проб. Из всего разнообразия производимого материала в дошкольном возрасте по основам математики наибольшее применение находят дидактические игры. Основное назначение их - обеспечить упражняемость детей в различении, выделении, названии множеств предметов, чисел, геометрических фигур, направлении. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий.
Каждая из игр имеет конкретную задачу совершенствования математических представлений детей.
Дидактические игры включаются непосредственно в содержание занятий, как одно из средств реализации программных задач. Место дидактической игры в структуре занятия по основам математики определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятия.
В формировании у детей познавательных и интеллектуальных навыков широко используются занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые упражнения. Они отличаются от типичных учебных заданий и упражнений необычностью постановки задачи (найти, догадаться, неожиданностью преподнесения её от имени какого-либо литературного, сказочного героя (Буратино, Незнайку). Игровые упражнения следует отличать от дидактической игры по структуре, назначению, уровню детской самостоятельности, роли педагога. Назначение их – упражнять детей с целью выработки умений, навыков.
Немаловажная роль в обучении основам математики принадлежит занимательным, развивающим играм, задачам, развлечениям. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа невозможен без активной работы мысли. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно. Решение нестандартных задач дошкольниками способствует формированию умственных способностей: логики мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности.
Известно, что игра, как один из наиболее естественных видов деятельности детей способствует самовыражению, развитию интеллекта, самостоятельности. Игры математического содержания помогают воспитать у детей познавательный интерес, способствуют к исследовательскому и творческому поиску, желанию и умению учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, присущая занимательной задаче, интересна детям. Желание достичь цели - составить фигуру, модель, дать ответ, получить результат - стимулирует активность доведения начатого дела до конца. Дети начинают осознавать, что в каждой из занимательных задач заключена какая-либо хитрость, выдумка, забава. Найти, разгадать ее невозможно без сосредоточенности, напряженного обдумывания, постоянного сопоставления цели с полученным результатом. Рекомендую родителям использовать дома занимательные вопросы, логические концовки, загадки, стихи-шутки, загадки в стихотворной форме.
1) Занимательные вопросы. Старший возраст.
Например:
На дереве сидят четыре птицы: два воробья, остальные вороны. Сколько ворон?
У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков?
Два числа: 1 и 3. Быстро их сложи и ответ скажи.
Первый Назар шел на базар, второй Назар с базара. Какой Назар купил товар, какой шел без товара?
На столе лежали четыре яблока. Одно из них разрезали пополам и положили на стол. Сколько яблок на столе?
2) Логические концовки.
Например:
Если два больше одного, то один. (меньше двух).
Если Саша вышел из дома раньше Сережи, то Сережа. (вышел позже Саши).
Если река глубже ручейка, то ручеек. (мельче реки).
Если правая рука справа, то левая. (слева).
Если стол выше стула, то стул. (ниже стола).
3) Загадки занимательные.
Например:
Кто становится выше, когда садится? (Собака.)
Что становится легче, когда его надувают? (Шарик.)
На четырех ногах стою, ходить вовсе не могу. (Стол.)
Имеет четыре зуба. Каждый день появляется за столом, а ничего не ест. Что это? (Вилка.)
Один льет, другой пьет, третий зеленеет да растет. (Дождь, земля, трава).
4) Задачи в стихотворной форме. Например:
- Ежик по лесу шел.
на обед грибы нашел:
два под березой,
один у осины.
Сколько их будет в плетеной корзине?
- Под кустом у реки
жили майские жуки.
Дочка, сын, отец и мать.
Кто их может сосчитать?
- Подарил утятам ежик
восемь кожаных сапожек.
Кто ответит из ребят,
сколько было всех утят?
- Стихи-шутки.
Например:
Плачет Ира, не унять,
очень грустно Ире:
стульев было ровно пять,
а теперь четыре.
Начал младший брат считать:
«Раз, два, три, четыре, пять.»
«Не реви!»,-
сказал малыш, -
«Ведь на пятом ты сидишь!»