Ульянова Анастасия
Фотоотчет «Выработка правильного речевого дыхания у детей старшей и подготовительной группы»
▼ Скачать + Заказать документы
Выработка правильного речевого дыхания.
Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.
Нарушения речевого дыхания могут быть следствием общей ослабленности, аденоидных разращений, различных сердечно-сосудистых заболеваний и т. д.
Публикация «Фотоотчет „Выработка правильного речевого дыхания у детей старшей и подготовительной группы“» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший фотоотчет» январь 2019
Такие несовершенства речевого дыхания, как неумение рационально использовать выдох, речь на вдохе, неполное возобновление запаса воздуха и др., отрицательно влияющие на развитие речи детей, могут быть обусловлены неправильным воспитанием, недостаточным вниманием взрослых к речи детей. Малыши, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто такие дети не договаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шепотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечеткой, судорожной, с захлебыванием. Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз.
Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо прежде всего сформировать сильный плавный ротовой выдох. При этом надо научить ребенка контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно. Дополнительно у ребенка развивается способность направлять воздушную струю в нужном направлении.
Во время проведения описанных в статье игр необходим постоянный контроль за правильностью дыхания.
Запомните параметры правильного ротового выдоха:
- выдоху предшествует сильный вдох через нос - "набираем полную грудь воздуха";
- выдох происходит плавно, а не толчками;
- во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;
- во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);
- выдыхать следует, пока не закончится воздух;
- во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов;
- используйте одноразовые пластиковые трубочки и занимайтесь в хорошо проветриваемом помещение.
При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени (можно использовать песочные часы) и обязательно чередовать с другими упражнениями.
Перечисленные ниже игры и упражнения помогут научить ребенка плавно выдыхать через рот сильную направленную струю воздуха. Данные игры я использую в своей работе с детьми на индивидуальных и подгрупповых занятиях:
Упражнения на дыхание. Развитие продолжительного плавного выдоха.
«Дуйбол». Загнать ватный мяч (ватный шарик, например; должен быть легкий предмет) в ворота. Вытянуть губы «трубочкой» и подуть на ватный шарик, пытаясь загнать его в «ворота». Воздух набирать носом не поднимая плечи и выдыхать ртом не надувая щек. Дети могут играть в эту игру вдвоем или даже в четвером, а также с логопедом (родителем).
«Слон брызгается». Перед ребенком стакан наполовину наполненный водой и пластиковая трубочка. Воздух набирать носом не поднимая плечи и выдыхать ртом не надувая щек. Дуть в трубочку не прикасаясь воды, так что бы вода «влетала», как будто брызгается слон из хобота.
«Метель». Ребенку необходимо подуть в бутылку наполненую пенопластом (снегом) так, чтобы он начал хаотично взлетать в бутылке. Следите, что бы после выдоха ребенок убирал трубочку изо рта и не вдыхал через рот когда трубочка во рту, что бы пенопласт не попал вдыхательные пути.
«Остуди чай». Длительно подуть на каждый «пар», который выходит из кружки с чаем. Воздух набирать носом не поднимая плечи и выдыхать ртом не надувая щек.
«Вертушка». Предложите ребенку побыть ветерком и раскрутить «мельницу».
«Тучка», «Варежка», «Кто проснулся?». Это похожие упражнения по своим действиям, но с разным сюжетом. В каждом из упражнение необходимо подуть на предмет, что бы с него слетело то, что лежит сверху (дождь, снежинка, «одеялко»). Воздух набирать носом не поднимая плечи и выдыхать ртом не надувая щеки.
«Погреем ручки». Сделать глубокий вдох носом. Округлить губы и с силой выдохнуть воздух ртом. Должна ощущаться теплая воздушная струя. Повторить 3-4 раза.
«Погасим свечу». Ровный и медленный выдох на пламя свечи. Произнесение гласных звуков А-И, А-У, З-Ы-О на одном выдохе. С утрированной артикуляцией.
«Сильный ветер гонит листочки». Положить широкий язык («блинчиком») на нижнюю губу. Дутье с образованием по средней линии «желобка».
«Ветер шумит». Установить пузырек вверх дном на уровне носа. Приподнять широкий язык к верхней губе и сильно подуть на язык. В пузырьке слышится шум.
Упражнения на развитие умения управлять своей воздушной струей.
«Полет». Трубочка с отверстием для легкого шарика. Нужно подуть так, чтобы шарик взлетел над трубочкой, а затем приземлился обратно и не упал на пол. Для этого ребенок должен научится контролировать свою воздушную струю, сначала подув на шарик сильно, а затем все медленнее, т. к., резкое прекращение подачи воздуха приведет к падению шарика.
«Лабиринт». Перед ребенком ставиться задача пройти лабиринт подув на бусинку (мячик, ватку и т. д). Для того что бы предмет, который передвигает ребенок с помощью воздуха не перелетел, не сломал стенки лабиринта необходимо контролировать подачу воздуха. Увеличивая и уменьшая силу выдоха. Воздух набирать носом не поднимая плечи и выдыхать ртом не надувая щек.
«Мыльные пузыри». Всем известный предмет радости детей, его можно использовать и для развития контроля своего выдоха. Если сильно подуть в колечко мыльная стенка просто порвется, а если же наоборот медленно то можно раздуть большой шарик, но если вовремя не перестать дуть в колечко, то он не открепиться от него, а просто «взорвется».
«Пираты». Пираты нашли сокровища (жемчужины) и хотят собрать их в ведерки. Вдыхать и выдыхать воздух через рот. Вдыхая ловить жемчужину и задерживать дыхание до того времени как поднесешь жемчужину к ведерку. Выдыхая драгоценность в ведерко через рот важно выдохнуть таким образом, чтобы ведро не упало.