Ольга Папко
Тренировка речевого дыхания
▼ Скачать + Заказать документы
Дыхание в покое и дыхание во время речи отличаются частотой и продолжительностью выдоха, наличием пауз. Для нормальной речи необходим длительный, экономный выдох. Это условие нередко представляет определенную трудность для многих детей, так как они еще плохо управляют работой дыхательных мышц.
Упражнения на развитие дыхания, которые включены в содержание занятий фонетической ритмики, направлены на выработку продолжительного выдоха, что позволяет нормализовать речевое дыхание и связанную с ним слитность речи.
Публикация «Тренировка речевого дыхания» размещена в разделах
Вначале дыхательные упражнения направлены на координацию ротового и носового дыхания, на выработку нижнереберного типа дыхания при активном участии диафрагмы. Дыхательные упражнения какое-то время проводятся без речи, как под музыку, так и без нее. Они сочетаются с движениями рук: вверх-вниз, вверх — в стороны, вверх — на пояс; туловища: повороты вправо-влево, наклоны в стороны, вперед; головы: наклоны к плечам, на грудь, круговые повороты.
Упражнения проводят ежедневно по 5—10 минут. Во время этих упражнений в момент выдоха логопед произносит различные цепочки гласных звуков, стимулируя ребенка к подражанию, варьируя при этом громкость и тональность голоса. Затем ребенка стимулируют к произнесению щелевых согласных изолированно и в сочетании с гласными и других звуков. Различают динамическую и статическую дыхательную гимнастику.
При дыхательной гимнастике стараются не переутомлять ребенка, следят, чтобы он не напрягал плечи, шею, не принимал порочных поз, все дыхательные движения должны проводиться плавно, под счет или под музыку.
Дыхательная гимнастика проводится до еды, в хорошо проветренном помещении.
Для тренировки удлиненного выдоха здесь применяется прием наращивания слогов, составленных с одним из согласных n, m, м (сначала с одинаковыми, а затем с разными гласными).
Па
Папу
Папо___
Папа
Папопу
Папопу___
Папапа
Папопупи
Па__по__пу__пи___
Папапапа
Папопупипэ
Па__по__пу__пи__пэ__
Этот вид работы может усложняться. Тогда весь ряд слогов произносится на одном выдохе, а на каждом движении слоги повторяются сначала дважды, а затем трижды. Напри мер:
лапапололупупипипэпэ
папалалолополупупупилилилэлэлэ и т. д.
Если материалом упражнения служат слова, то характер движений меняется: на одном движении произносится уже не слог, а слово. Например, счет от 1 до 10, где удлиненный выдох наращивается постепенно.
1, 2, 3; 1,2,3,4; 1, 2, 3, 4,5. и т. д.
Следующим этапом является переход к слитному произношению во фразе.
Усложняя задания в упражнениях, надо каждый раз предлагать более длинные фразы. Это могут быть вопросы или строчки стихотворения, которые произносятся на одном выдохе.
Переход от слоговых упражнений к слитному произнесению слов и коротких предложений осуществляется на следующем речевом материале.
Счет от 1 до 10.
Дети стоят по кругу. Левая рука лежит на области диафрагмы, правая — на уровне груди. Каждый ряд слов произносится на одном выдохе и сопровождается дирижированием, т. е. движение руки в такт проговариванию: 1, 2, 3; 1, 2, 3, 4; 1, 2, 3, 4, 5. и т. д.
***
Перечисление дней недели.
И. п. такое же, как при счете. Каждую строчку говорить
на одном выдохе:
понедельник
понедельник, вторник
понедельник, вторник, среда
понедельник, вторник, среда, четверг. и т. д.
***
Перечисление названий месяцев.
12 месяцев.
В году 12 месяцев.
Январь, февраль.
Январь, февраль, март. и т. д.
***
Перечисление времен года.
Четыре времени года.
В году 4 времени года
В году 4 времени года: зима, весна. и т. д.
Воспроизведение речевого материла, примером которого является счет, называние дней недели и т. п., сопровождается интонацией перечисления.
Вопросительные предложения сопровождаются соответствующей интонацией, обозначающей вопрос.
Ответы на вопросы произносятся на одном выдохе.
Какой день недели?
Какой сегодня день недели?
Сегодня…
Какой завтра день недели?
Завтра.
Какой день недели был вчера?
Вчера.
Дети стоят по кругу.
1. Учитель задает вопросы. Дети отвечают, контролируя свое дыхание (рука лежит на диафрагме).
2. Дети задают вопросы друг другу (по кругу). Ответ проговаривается синхронно с учителем.
3. Дети встают парами и задают вопросы друг другу.
***
Зимние месяцы — декабрь, январь, февраль.
Какой первый месяц зимы?
Первый месяц зимы — декабрь.
Какой второй месяц зимы?
Второй.
Какой третий месяц зимы?
Третий.
Первое предложение произносится синхронно с учителем. Далее работа продолжается так, как и в упражнении, описанном выше. Аналогично проводится работа на речевом материале о других временах года.
Далее материал усложняется, отрабатываем навыки правильного речевого дыхания в текстах и стихотворениях.
ЛИТЕРАТУРА.
1. Т. М. Власова А. Н. Пфафенродт «Фонетическая ритмика» М. 1996 г.
2. «Логопедия» под ред. Л. С. Волковой и др. М. 1989г.