Седалищева Туяра
Выпускная квалификационная работа «Модульное оригами как средство развития памяти детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность данной выпускной квалификационной работы связана с необходимостью выбора различных форм и методов для обучения детей старшего дошкольного возраста, развивающих не только воображение, дисциплинированность, но и внимание, память ребенка.
Публикация «Выпускная квалификационная работа „Модульное оригами как средство развития памяти детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Выпускной. Сценарии выпускных в детском саду
- Модульное оригами
- Оригами для детей
- Память. Развитие памяти у детей
- Поделки. Мастерим с детьми
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Велика роль дошкольного образования. Оно закладывает фундамент знаний и умений, отношение к познанию, интерес к разносторонней полезной деятельности. В последние годы значение дошкольного образования стало осознаваться не только специалистами, но и родителями. Раньше подготовка детей к школе нередко сводилась к обучению их счету, письму, чтению. При этом особое значение имеет развитие фантазии, воображения [19, c 67].
Исследования, показали, что занятия оригами являются действенным средством для развития мелкой моторики рук, играют большую роль в развитии эмоционально-волевой сферы ребенка; дети, занимающиеся оригами, приобретают такие качества, как усидчивость, целеустремленность, развивают собственный творческий потенциал, для таких дошкольников характерно желание творить и быстро получать результат своих действий. Для того чтобы сделать поделку, ребенку необходимо запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания - все это стимулирует и развивает память, совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда.
Дошкольному возрасту принадлежит важная роль в общем развитии памяти человека. Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности – воспроизводятся.
Эти процессы называются памятью. [14, c 32].
Оригами на сегодняшний день является очень популярным, но, в то же время, не до конца изученным средством сотворчества детей и взрослых. По своему характеру оно сходно и изобразительной деятельностью и игрой – в нем также отражается окружающая действительность. В детстве индивид наиболее сензитивен к созданию оригинальных и нестандартных продуктов. Обучение оригами в ДОО – метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной практической деятельности по достижению намеченных целей. Такое развитие открывает перед ребенком дальнейшие ступени в его созревании, является главным фактором перемен в ребенке, что позволяет рассматривать его как одно из эффективных средств организации обучения и воспитания старших дошкольников в ДОО. Оригами стимулирует и развитие памяти, так, как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания. Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д., одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами. Оригами совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда [36, c 53].
Систематическое занятие с ребёнком оригами - гарантия его всестороннего развития и успешной подготовки к школьному обучению.
Объектом исследования является процесс развития памяти у детей старшего дошкольного возраста.
Предметом исследования: педагогические условия развития памяти детей старшего дошкольного возраста посредством модульного оригами.
Целью работы является выявить эффективность занятий модульным оригами как средства развития памяти детей старшего дошкольного возраста.
Объект, предмет, цель исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач:
1. Изучить и проанализировать теоретическую литературу по проблеме исследования;
2. Выявить уровень развития памяти у детей старшего дошкольного возраста на примере дошкольной группы Чурапчинского улуса село Харбала 2-я МБОУ «Болтогинской СОШ им. Н. Д. Субурусского» со ступенью дошкольного образования;
3. Составить технологические карты НОД с модульным оригами для детей старшего дошкольного возраста
4. Использовать технологические карты в практической деятельности;
5. Изготовление коллективного панно детьми 5-6 лет.
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что развитие памяти детей старшего дошкольного возраста в процессе занятий модульной оригами будет успешным, если:
–обучить детей последовательности, обеспечивающим активность памяти ребенка;
– использовать задания по формированию различных представлений и понятий разной степени обобщенности, выработке умения составлять пооперационный отчет о своих действиях.
Теоретическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в актуализации вопросов развития памяти детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость заключается в опытно-экспериментальной работе в процессе обучения техники оригами как средства развития памяти детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: анализ, изучение источников, статистический анализ и так далее.
База исследования послужила в Чурапчинском улусе село Харбала 2-я МБОУ «Болтогинской СОШ им. Н. Д. Субурусского» со ступенью дошкольного образования.
Структура исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ОРИГАМИ.
1.1. Особенности развития памяти детей старшего дошкольного возраста.
Роль памяти в развитии ребенка дошкольного возраста трудно переоценить. С ее помощью он усваивает знания об окружающем мире и о самом себе, овладевает нормами поведения, приобретает различные умения и навыки, и делает он это в основном непроизвольно. Ребенок обычно не ставит перед собой цель что-либо запомнить, поступающая к нему информация запоминается как бы сама по себе. Правда, не любая информация: легко запоминается то, что привлекает своей яркостью, необычностью, что производит наибольшее впечатление. З. М. Истоминой [21] было установлено, что в онтогенезе все виды памяти формируются у ребенка довольно рано и в определенной последовательности. Ранее других начинает проявлять себя моторная, или и двигательная, память (ее формирование фиксируется у полугодовалого ребенка). На втором году жизни ребенка появляется образная память. Позже, к 3-4 годам начинает складываться словесно-логическая память. Считается, что 5-й год жизни является, по словам З. М. Истоминой, «в среднем началом периода более или менее удовлетворительного запоминания, поскольку именно с этого года впечатления детства носят достаточно систематизированный характер и сохраняются на всю жизнь. Более ранние детские воспоминания, как правило, отрывочны, разрозненны и немногочисленны» [21].
Исследование З. М. Истоминой [21], посвященное развитию памяти у детей-дошкольников, показало, что особенностями запоминания и воспроизведения у детей младшего и среднего дошкольного возраста (3-5 лет) является то, что «эти мнемические процессы у детей являются непроизвольными, то есть несамостоятельными и не управляемыми самим ребенком, так как они входят в состав той или иной деятельности. Особенности памяти ребенка в первой половине дошкольного детства (до 3-5 лет) состоят в преобладании образной памяти и в ее непроизвольном характере. Запоминание и восстановление образов в кратковременной памяти происходит в деятельности и зависит от ее характера. Легкость, с которой дети 3-5тилетнего возраста запоминают стихи, считалки, загадки, сказки, объясняется бурным развитием их природной памяти. Ребенок запоминает все яркое, красивое, необычное, привлекающее внимание, и то, на что было обращено его внимание в деятельности, что было интересно и произвело на него впечатление. Чаще всего ребенок запоминает непроизвольно.
С этим мнением З. М. Истоминой полностью согласна В. С. Мухина [30]. Она отмечает, что младший дошкольник еще не может поставить перед собой цель запомнить что-нибудь и тем более не применяет для этого каких-либо специальных приемов. Доказательством этого служит тот факт, что, когда «детям 3 лет показывали картинки и предлагали одни из них просто рассмотреть, а другие запомнить, дети вели себя совершенно одинаково. Обычно они бросали беглый взгляд на картинку и сразу просили показать другую. Никаких действий, помогающих запомнить картинки, дети не выполняли» [30, с. 125].
По наблюдениям А. В. Запорожца и Д. Б. Эльконина, к 6-ти годам в психике ребенка появляется «важное новообразование – у него развивается произвольная память» [40, с. 81]. Р. С. Немов [31] указывает на большой вклад А. Н. Леонтьева в изучение непосредственного и опосредствованного запоминания детей старшего дошкольного возраста. В своих исследованиях А. Н. Леонтьев доказал, что «по мере взросления непосредственное запоминание замещается опосредствованным» [25, с. 117]. Это происходит тогда, когда ребенок учится пользоваться специальными стимулами-средствами для запоминания воспроизведения. Эти стимулы-средства называются мнемотехническими приемами. Саморазвитие стимулов-средств для запоминания подчиняется, по А. Н. Леонтьеву, следующей закономерности: «сначала они выступают как внешние стимулы (например, использование для запоминания различных предметов, а затем становятся внутренними стимулами (это чувство, ассоциация, представление, образ, мысль)» [25, с. 117]. Очень важно утверждение А. Н. Леонтьева о том, что «в процессе формировании и развитии внутренних средств запоминания центральная роль принадлежит речи, когда внешняя функция речи при внешне опосредствованном запоминании изменяется на внутреннюю функцию речи – при переходе к опосредствованному запоминанию» [25, с. 119]. З. М. Истомина [21] указывает, что сам по себе факт формирования произвольной памяти в дошкольном возрасте закономерен, но самое важное заключается в том, как протекает этот процесс и чем он внутренне обусловлен. В старшем дошкольном возрасте (5 и 6 лет) совершается переход от непроизвольной памяти к начальным этапам произвольного запоминания и припоминания. При этом происходит «дифференциация особого рода действий, соответствующих целям запомнить, припомнить, которые ставятся перед детьми» [21]. По наблюдениям А. В. Запорожца и Д. Б. Эльконина, «к произвольному запоминанию и воспроизведению дошкольники обращаются только в тех случаях, когда они мотивированы целями деятельности (как правило, игровой) или когда этого требуют взрослые. В то же время, именно кратковременная память имеет особо важную роль в обучении в школе, поскольку возникающие в процессе такого обучения задачи, как правило, требуют постановки специальной цели запомнить» [40, с. 88]. Важно то, как отмечают А. В. Запорожец и Д. Б. Эльконин, что в дошкольный период кратковременная память «развивается очень интенсивно, поскольку дети начинают задавать множество вопросов и получают огромное количество информации. В этот период по скорости развития она опережает другие способности» [40, с. 89]. По словам Л. А. Венгера, кратковременная память в старшем дошкольном возрасте «по преимуществу еще носит непроизвольный характер» [41, с. 73]. Ребенок лучше запоминает то, что для него представляет наибольший, интерес, дает наилучшие впечатления. Объем фиксируемого материала во многом определяется эмоциональным отношением к данному предмету или явлению: чем положительнее это отношение, тем лучше запоминание и точнее воспроизведение. Этот же автор отмечает, что кратковременная память «у детей 5-6 лет может удерживать не более 5-6 элементов (образов, слов или цифр). Впервые произвольное запоминание начинает складываться в среднем дошкольном возрасте, причем наиболее ранние его проявления наблюдаются в условиях сюжетно-ролевой игры» [41, с. 74]. Произвольное запоминание, которым дети начинают овладевать в среднем дошкольном возрасте, у старших дошкольников продолжает оставаться главным образом механическим. Оно осуществляется, по словам Г. А. Урунтаевой, «при помощи повторений (от повторения вслух дети переходят к повторению шепотом или про себя) и при использовании картинок. Используя картинки, старшие дошкольники запоминают в 2,5-3 раза больше слов, чем без них. Для лучшего запоминания материала ребенку, развивающемуся в норме, требуется 2-3 его повторения» [37, с. 143]. Г. А. Урунтаева отмечает, что ребенок старшего дошкольного возраста «может запоминать произвольно, когда запоминание становится условием успешной игры или имеет значение для реализации притязаний ребенка, он легко запоминает понятия, термины, определения, последовательность действий и др. Однако непроизвольное запоминание остается более продуктивным. Здесь опять-таки все определяет интерес ребенка к делу, которым он занят» [37, с. 144].
В старшем дошкольном возрасте, как указывают Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько и С. А. Игумнов, «становится возможным и усвоение детьми действий как называемого смыслового запоминания, которое основано на установлении содержательных или смысловых связей между частями запоминаемого материала и между запоминаемым материалом в целом и элементами прошлого опыта человека, которые сохранены его памятью. Такое усвоение, как считают эти исследователи, может происходить только в условиях специального обучения» [24, с. 145]. Для развития памяти дошкольников существуют специальные – мнемические – приемы обучения: «повторение», «группировка», «смысловое соотнесение», «ассоциации», «схематизация», «самопроверка» и др. Все они направлены на развитие запоминания, сохранения и воспроизведения необходимого материала» [24, с. 147].
По наблюдениям В. С. Мухиной, «до самого конца дошкольного детства основным видом запоминания остается непроизвольное запоминание. К произвольному запоминанию дети обращаются редко и главным образом по требованию взрослых. Сравнительная успешность, продуктивность непроизвольного и произвольного запоминания зависит от того, что дети конкретно делают с запоминаемым материалом» [30, с. 127]. Когда они просто рассматривают картинки, то запоминают их хуже, чем при выполнении задания «запомнить то, что нарисовано на картинках», полученного от взрослого. Точно также, когда те же картинки дети раскладывают по группам, обдумывая то, что на каждой из них нарисовано, вникая в их смысл (например, раскладывают на группы изображения предметов и вещей, которые необходимы для кухни, детской комнаты, спальни, для работы в саду (огороде, похода в лес, игры во дворе, запоминание оказывается намного успешнее, чем при намерении запомнить. Итак, при активной умственной работе над материалом его непроизвольное запоминание дошкольниками оказывается продуктивнее произвольного.
Таким образом, старший дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению. Кратковременная память дошкольников с условно нормативным уровнем развития носит в основном непроизвольный характер, ребенок может запомнить 5-6 образов, слов, цифр. Дети еще не умеют специально ставить перед собой задачу запомнить. Непроизвольно запечатлевается тот материал, который включен в активную и интересную для ребенка деятельность. Элементы произвольной кратковременной памяти появляются у ребенка к концу дошкольного детства в тех ситуациях, когда ребенок ставит перед собой задачу запомнить и вспомнить. Это желание надо всячески поощрять, учить ребенка запоминанию с помощью игр и упражнений, контролировать правильность усвоения информации.