Светлана Можанова
Выпускная Квалификационная (Бакалаврская) Работа. На тему «Психология и педагогика дошкольного образования.»
▼ Скачать + Заказать документы
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ (БАКАЛАВРСКАЯ) РАБОТА
по направлению подготовки ВО
44.03.02 Психолого-педагогическое образование
Психология и педагогика дошкольного образования
Игровые педагогические технологии как средство развития эмоциональной сферы младших дошкольников
Студентка 3 ДС курса (ОЗО)
факультета педагогики и психологии Можанова Светлана Петровна
Майкоп 2016
ОГЛАВЛЕНИЕ
Публикация «Выпускная Квалификационная (Бакалаврская) Работа, На тему „Психология и педагогика дошкольного образования,“» размещена в разделах
ВВЕДЕНИЕ….3
ГЛАВА I ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ…. 8
1.1. Особенности развития эмоционально-волевой сферы
детей младшего дошкольного возраста…. 8
1.2. Современные педагогические технологии организации
и проведения игр….…. 11
Выводы по главе…. 30
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИГРОВЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ….32
2.1. Анализ предметно-игровой среды, диагностика
эмоционального развития и сформированности игровых
умений и навыков младших дошкольников…32
2.2. Содержание работы по эмоциональному развитию детей
младшего дошкольного возраста….46
2.3. Результаты экспериментальной работы и их обсуждение…. 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ….63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…. 65
ПРИЛОЖЕНИЕ…. 71
ВВЕДЕНИЕ
В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания, растет сеть альтернативных дошкольных учреждений, появляются новые программы дошкольного воспитания, разрабатываются оригинальные методические материалы.
Актуальность работы в данном направлении заключается в том, что эмоциональный мир играет важную роль в жизни каждого человека. Игровые педагогические технологии и их комплексное использование позволит организовать психолого-педагогическое сопровождение, направленное на то, чтобы индивидуальный подход к развитию эмоционального мира детей в ДОУ стал более эффективным.
Этой проблемой занимались многие ученые психологи, педагоги такие как Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. А. Рубинштейн, Т. А. Маркова, Я. З. Неверович, А. П. Усова, Д. Б. Эльконин, и др.
Многолетнее исследование показало согласование образования с одной из основных ценностей дошкольного возраста – повышенной эмоциональностью детей, позволяет достичь значительных позитивных изменений в их личностном развитии, характере самореализации в деятельности, отношении к окружающему миру в целом.
По мере взросления ребенку предстоит овладеть способностями эмоционального интеллекта, а именно:
- умением контролировать свои чувства так, чтобы они не «переливались через край»;
- способностью сознательно влиять на свои эмоции;
- умением определять свои чувства и принимать их такими, какие они есть (признавать их);
- способностью использовать свои эмоции на благо себе и окружающим;
- умением эффективно общаться с другими людьми, находить с ними общие точки соприкосновения;
- способностью распознавать и признавать чувства других, представлять себя на месте другого человека, сочувствовать ему.
Среди различных способов развития эмоциональной сферы, игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника. Игра эмоционально ярко насыщена, привлекательна и интересна детям. Развивающиеся в процессе игры чувства любви к родным, дружеской привязанности, изменяясь, обогащаются и становятся основой для возникновения более сложных социальных чувств. В игре ребенок пополняет свой арсенал эмоциональных проявлений. Именно благодаря этому игра создает своеобразный микроклимат для развития творческих сторон интеллекта.
Данная работа может иметь значимость для практической деятельности воспитания, так как раскрывает возможности использования разных методов и приемов, например - эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста (А. В. Запорожец, Я. З. Неверович, изучение эмпатии дошкольников (Л. П. Стрелковой, определение ребенком эмоциональных состояний человека (Е. В. Кучеревой, познавательного уровня детей (А. А. Венгер, способов деятельности (Г. Л. Выготская, так же стиля взаимодействия с родителями (В. В. Столин, А. Я. Ванга, эмоционального самочувствия в семье (А. И. Захарова, Е. И. Изотовой).
Объект исследования: процесс развития эмоциональной сферы у детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия использования игровых технологий, направленных на развитие эмоциональной сферы ребенка.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогические условия развития эмоциональной сферы младших дошкольников средствами игровых технологий.
Гипотеза исследования: процесс развития эмоциональной сферы младших дошкольников будет более эффективным, если выполняются следующие психолого-педагогические условия:
а) организация различных видов игр (игры-занятия, игры-имитации, игры-драматизации, театрализованные, сюжетно-игровые упражнения, а также психогимнастика);
б) безоценочное принятие и поддержка эмоциональных проявлений детей, создание в контакте с ними атмосферы психологической безопасности;
в) использование совместной деятельности педагога, детей и родителей.
В соответствии с целью, объектом и предметом были определены следующие задачи исследования:
1. Изучить научную и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Разработать комплекс игровых педагогических технологий развития эмоциональной сферы младших дошкольников.
3. Экспериментально обосновать эффективность влияния комплекса игровых педагогических технологий на процесс развития эмоциональной сферы младших дошкольников, с учетом психолого-педагогических технологий.
4. Разработать методические рекомендации по эмоциональному развитию детей младшего дошкольного возраста в ДОО.
Методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: наблюдение, беседа, анкетирование; эксперимент, анализ продуктов деятельности учащихся;
- статистические методы обработки экспериментальных данных и их качественный и количественный анализ.
Базой исследования явилась МБДОО №6 «Алёнка» ст. Келермесской, Гиагинского района.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
- уточнено и дополнено понятие «игровые педагогические технологии», рассмотрены и проанализированы виды игр;
- разработан и внедрен комплекс игровых педагогических технологий, направленных на развитие эмоциональной сферы у детей младшего дошкольного возраста;
- обоснованы и апробированы психолого-педагогические условия эффективности развития эмоциональной сферы у младших дошкольников.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что:
- раскрыта специфичность процесса развития эмоциональной сферы у детей младшего дошкольного возраста в дошкольных образовательных учреждениях;
- разработан и апробирован комплекс игровых педагогических технологий, направленных на развитие эмоциональной сферы у младших дошкольников.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанный и научно обоснованный комплекс игр и рекомендации позволяют осуществить эмоциональное развитие младших дошкольников.
На защиту выносятся следующие основные положения исследования:
1. Уточненное и дополненное понятие «игровые педагогические технологии», виды игр.
2. Развитие эмоциональной сферы осуществляется в процессе значимых, мотивированных видов деятельности, особое место среди которых занимает игра, как самоценная деятельность позволяющая достичь состояния эмоционального комфорта.
3. Содержание комплекса организационно-педагогических игр, требования к организации, формы и методические приемы их проведения в соответствии с основными целями.
Структура работы: квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Вашему вниманию предлагается исследовательская работа на тему: «Игровые педагогические технологии как средство развития эмоциональной сферы младших дошкольников».
Главная задача Стандарта дошкольного образования – вернуть игровую деятельность и статус развивающих игровых занятий в детском саду. Новый документ ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игре, в которой сохраняются самоценность дошкольного детства и сама природа дошкольника. И по этому, все мы осознаем тот факт, что развитие детей в дошкольном учреждении неэффективно вне игры.
Проблема развития эмоциональной сферы ребенка является актуальной потому, что эмоциональный мир играет важную роль в его жизни и не только в семье, но и в условиях дошкольных учреждений. От того, какие условия будут созданы в дошкольных учреждениях для эмоционального благополучия детей, зависит эффективность работы педагогов.
Изучением данной проблемы занимались многие педагоги, психологи (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Даниил Борисович Эльконин, Я. З. Неверович, Александра Павловна Усова, Надежда Александровна Короткова, Алек -др. Вла – вич Запорожец и др., которые подчеркивали, что нельзя детей научить правде, добру, без постоянного формирования у них понятий «красивое» и «некрасивое», «истинное» и «ложное», «добро» и «зло», нельзя научить ребенка стремиться к защите правды и добра, не сформировав у него эмоциональное отрицание, эмоциональный протест против зла и лжи, умения ценить прекрасное и доброе в природе, в людях, в произведениях искусства.
Книги, сказки, спектакли являются для ребенка неисчерпаемым источником развития чувств и фантазии, а в свою очередь развитие чувств и фантазии приобщает его к духовному богатству, накопленному человечеством. Они успешно используются для развития эмоциональной сферы детей так как для нее характерны непроизвольная и произвольная эмоциональная экспрессия и эмоциональные действия, которые выражаются в мимике, пантомимике, а также в интонации, тембре, дикции. Благодаря сказке, ребенок познает мир не только умом, но и сердцем.
Цель нашего исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогические условия развития эмоциональной сферы младших дошкольников средствами игровых технологий.
Гипотеза: процесс развития эмоциональной сферы младших дошкольников будет более эффективным, если выполняются следующие психолого-педагогические условия:
1) организация различных видов игр (игры-занятия, игры-имитации, игры-драматизации, театрализованные, сюжетно-игровые упражнения, а также психогимнастика);
2) безоценочное принятие и поддержка эмоциональных проявлений детей, создание в контакте с ними атмосферы психологической безопасности;
3) использование совместной деятельности педагога, детей и родителей.
Мы определяем «игровые педагогические технологии» – как совокупность, специальных наборов игровых форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе, на основе декларируемых психолого-педагогических установок. Это один из способов воздействия на процессы развития, обучения и воспитания ребенка.
Игра должна иметь яркую эмоциональную окраску, иначе деятельность разрушается. Ребенок неспособен делать то, что не вызывает у него интереса. Развитие эмоциональной сферы ребенка зависит от характера общения ребенка со взрослыми и сверстниками, Антон Семенович Макаренко (в игре рождается истина, в отношениях формируется характер.
Таким образом, для нашего исследования важен тот факт, что чувства, в отличие от биологически обусловленных эмоций, развиваются в процессе социализации ребенка, а игры для детей дошкольного возраста являются наиболее насыщенными переживаниями, видом деятельности, который способствует эмоциональному развитию детей.
Экспериментальная работа по развитию игровой деятельности с детьми младшего дошкольного возраста проводилась с сентября по декабрь на базе МБДОО №6 «Алёнка» ст. Келермесская, Гиагинского района. В экспериментальном исследовании принимали участие 12 детей второй младшей группы. Из них 7 девочек и 5 мальчиков.
Исследование проходило в три этапа и включало в себя три вида эксперимента: констатирующий, формирующий и контрольный.
В качестве основных методов я выбрала наблюдение. Регулярное наблюдение позволяет достаточно объективно оценить эмоциональное состояние ребенка и его умение играть в условиях детского сада при взаимодействии с воспитателем и со сверстниками, в процессе организационной деятельности и в отдельных режимных моментах.
Исследование мы разделили на две части.
В I части мы рассмотрели уровень развития игровых навыков и умений у детей младшего возраста.
Во II части исследования, мы рассмотрели эмоциональное развитие детей средствами кукольного театра.
Задачи I части исследования:
1. Определить уровень знаний родителей об особенностях эмоционального развития детей через игру.
2. Определить уровень развития игровой деятельности (освоение ее элементов: как - замысел, содержание, сюжет, выполнение роли).
3. Выявить эмоции детей при игровом взаимодействии со взрослыми и сверстниками.
На первом этапе были проведены с родителями беседы, консультации, «Анкеты опросники», разработанные Е. И. Изотовой - «Исследования особенностей эмоционального развития - детей»; Н. Я. Михайленко - «Детская игра - какое место она занимает в жизни вашей семьи?».
Результаты анкетирования показали что: по мнению большинства родителей нашей группы (67%, они играют с детьми только по тому, что их просят дети, а не для того чтобы их обучить игровым действиям и доставить тем самым удовольствие своим детям. Многие взрослые считают игру бессмысленной деятельностью, поскольку в ней нет цели и результата и лишь (33%) - детская игра в семье занимает ведущее место в жизни ребенка, родители принимают детские игры, в большей степени играют с детьми;
Исходя из этого, следующим нашим шагом было изучить уровень развития игровой деятельности детей и оценить их эмоциональное состояние. Для диагностики эксперимента нами были использованы критерии разработанные Н. Ф. Губановой, Н. Ф. Комаровой, С. Л. Новоселовой, Н. Я. Михайленко, А. П. Усовой. В соответствии с обозначенными критериями дети распределились по трем уровням развития - высокого, среднего и низкого, т. е. сюжетно-отобразительной игры; /начального этапа сюжетно-ролевой и развитой сюжетно-ролевой игры.
Для проведения диагностики были выбраны модифицированные сюжетно – ролевые игры, которые не имели четко заданной ситуации и позволяющие включать в сюжет игры разные роли. Например:
1. «Уложим Дашу спать» (модификация сюжетно – ролевой игры «Семья»).
2. «Мишка заболел» (модификация сюжетно – ролевой игры «Доктор»)
3. «Мы едим в магазин» (модификация сюжетно – ролевой игры «Шофер, Таксист, Семья, Магазин»).
По ходу эксперимента детям задавались вопросы, на которые они отвечали и сопровождали свои ответы действиями.
Диагностика игры дает возможность контролировать своевременность ее формирования у каждого ребенка с опорой на жизненный опыт.
По результатам констатирующего этапа имеем: Низкий уровень показали 7 детей, что составляет 58%; средний -5 (42%); и детей с высоким уровнем - не оказалось.
Из таблицы видно, что у детей участвующих в эксперименте игровые навыки и умения развиты на достаточно низком уровне. Тематика сюжетно – ролевых игр детей бытовая. Это связано с тем, что дети этого возраста имеют больше представлений в сфере быта, а также они много сюжетов заимствуют предложенных воспитателем.
Целью формирующего этапа являлось создание педагогических условий, которые бы обеспечили формирование развития игровой деятельности у детей младшего дошкольного возраста. Для достижения данной цели нами были разработаны и реализованы виды совместных игр, а также были подобраны девять диагностических занятий, которые помогут детям в развитии игровых навыков и умений.
После того как мы выяснили уровень сформированности игровой деятельности младших дошкольников встал вопрос, можно ли с помощью кукольного театра изменить уровень развития эмоциональной сферы детей?
Задачи II части исследования:
1. Выявить особенности проявления эмоций по экспрессивным признакам (по мимике и пантомимике) детей при просмотре ими кукольного театра.
2. Уточнить уровень восприятия детьми образов и действий по сюжету просмотренной ими сказки в кукольном театре через эмоциональные проявления в театрализованной игре.
3. Проанализировать данные после просмотра сказки и проведении театрализованной игры и выяснить, является ли кукольный театр средством развития эмоциональной сферы детей.
Кукольный театр более чем какой-либо другой, близок и доступен маленьким детям. При разработке схемы наблюдения и составления методики наблюдения, нами были использованы: методика Кучеревой Е. В. «Определение эмоционального состояния путем наблюдения за экспрессией», методика Петренко В. И. «В построении театрально - игровой мини – среды», методика Сорокина Н. Ф. «Играем в кукольный театр» - здесь мы определим, как кукольный театр и театрализованная игра влияет на эмоциональною сферу ребенка, Каждый ребенок проявляет свои эмоции по - разному, поэтому необходимо обращать внимание на степень проявления эмоции конкретного ребенка в той или иной ситуации и именно эту реакцию брать за основу оценки эмоционального состояния. Для этого мы использовали шкалу Стрелковой Л. П. оценки проявления эмоционального состояния.
Для реализации поставленной цели и диагностирования детей мы будем использовать такие методические приемы, как показ сказки с помощью кукольного театра; Комплексно – тематическое занятие «Стоит в поле теремок»; упражнение «Тренируем эмоции»; игры «Я радуюсь когда…»; «На полянке»; «Угадай эмоцию»; «Зеркало»; пальчиковая гимнастика; стихотворные игры; театрализованнаея игра «В гостях у сказки Теремок»
В схему наблюдения были выделены ситуации, в которых эмоциональное состояние ребенка проявляется наиболее ярко, что дает возможность пронаблюдать и оценить степень эмоционального реагирования ребенка на данные воздействия (заинтересованность, хорошее настроение, удивление, страх, и т. д.). Они фиксировались в протоколе наблюдения по выражению лица, жестов испытуемых, наблюдения за ребенком оценивались по трех бальной системе.
При наблюдении за каждым ребенком, было видно не только по силе выраженности всех экспрессивных признаков, но и по силе реагирования ребенка на действия и образы сказки, дети «пропускали» через себя все, что происходило в сказке.
Нап. (Когда Медведь сломал теремок, было видно, как ребенок переживал и сочувствовал другим героям сказки, а когда построили новый теремок, ребенок радовался вместе со всеми).
Таким образом, предварительный вывод эксперимента по результатам наблюдения за детьми младшего возраста при просмотре ими кукольного театра следующий: наиболее ярко выраженную степень проявления имеют положительные эмоциональные переживания ребенка: сопереживание, удивление, радость.
Для того чтобы уточнить уровень восприятия ребенком образов и действий по сюжету сказки «Теремок», после просмотра ими кукольного театра, нами было проведено наблюдение за детьми в процессе театрализованной игры по сюжету сказки «Теремок» (дети выступали в роли героев сказки).
Театрализованная игра детей этого возраста тесно связана с сюжетно – ролевой игрой, при помощи масок, кукол, дети впитывают палитру переживаний через интонацию (подражанию, имитации голосом, а по возможности и через внешние действия героя.
Анализируя результаты, полученные при наблюдении за внешними проявлениями эмоций у детей при просмотре ими кукольного театра – это степень выраженности эмоций и результаты, полученные при наблюдении за детьми во время игры (степень эмоциональной включенности в игру) мы пришли к выводу: действия детей согласуются и дополняют друг друга, а это свидетельствует о том, что играя в актеров, малыши учатся взаимодействовать, следовательно, у детей развивается воображение, мышление, речь, следовательно, кукольный театр является средством развития эмоциональной сферы детей младшего возраста.
После проведения формирующего этапа нами было проведено контрольное исследование с целью определения эффективности проделанной работы.
Диагностика уровня развития игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста, проводилась по тем же методикам, что и на констатирующем этапе. По результатам таблицы имеем: В – 2 р. (17%); С – 10 д. (83%); Н - .
Обобщая результаты наблюдения за детьми в процессе игровой деятельности, можно сделать вывод о том, что у младших дошкольников самостоятельная сюжетно – ролевая игра, развивается соответственно их возрастным нормам и программным требованиям. Применение специально подобранных занятий, игр на развитие игровой деятельности и улучшение эмоционального состояния детей, целесообразно.
Проведенная работа подтвердила эффективность выбранного нами направления.
Общение взрослого с детьми действительно является одним из ведущих факторов развития эмоциональной сферы детей, поэтому нельзя не согласиться с важностью и универсальностью использования игровых методов.
Таким образом, цель и задачи исследования нами решены, гипотеза нашла своё подтверждение.