Людмила Аникина
Формирование эмоциональной сферы детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Статья. "Формирование эмоциональной сферы детей дошкольного возраста через театральную игру путем эффективного использования дидактических игр и упражнений".
Главная цель :
Это развитие эмоциональной сферы дошкольников - научить детей понимать эмоциональные состояния свои и окружающих их людей: дать представления о способах выражения собственных эмоций, а также совершенствовать способность управлять своими чувствами и эмоциями.
Публикация «Формирование эмоциональной сферы детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на неё. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразительность. Поэтому эмоции, которые дети испытывают, легко прочитываются на лице, в позе, жестах, во всем поведении.
Эмоции и чувства - это своеобразное личностное отношение человека не только к окружающей действительности, но и к самому себе.
Эмоции - это реакция человека на воздействие внутренних и внешних раздражителей, имеющих ярко выраженную субъективную окраску.
Чувства - это своеобразно выраженные переживаемые человеком отношение к окружающей действительности.
Эмоции играют важную роль в жизни детей : помогают воспринимать действительность и реагировать на неё.
С первых дней жизни ребенок сталкивается с многообразием окружающего мира: людьми, предметами, событиями. Познавая окружающий мир, ребенок уже в раннем детстве проявляет выраженное, субъективное, избирательное отношение к предметам.
К дошкольному возрасту эмоциональный мир ребенка становится богаче и разнообразнее. Формирование чувства личной и культурной идентичности, происходящие между двумя и шестью годами, сопровождается разнообразными сильными эмоциями и переживаниями, которые ребенок должен научиться интегрировать в структуру собственной личности.
Развивать эмоциональную среду лучше всего через театральную деятельность.
Театральная деятельность - это самый распространенный вид детского творчества.
Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит своё отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, и получая огромное эмоциональное наслаждение.
Работу лучше начинать с различных игр для сближения детей друг с другом, такие как например: "Солнышко и домик", "Подарки", и т. д., использовать различные упражнения, этюды, игры, пальчиковую гимнастику. Эти игры и упражнения способствовают развитию умений произвольно управлять своими действиями, эмоциями. Дети с удовольствием играют в такие игры-упражнения как: "Азбука настроений", "Злые и добрые герои", "Гномики", "Тучки", "Выбери девочку", "Эмоции" и т. д. Для этих игр и упражнений разработать и сделать дидактические пособия.
Используя технологию театрализованных игр, можно добиться хорошего результата в формировании эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. В результате игр и упражнений дети приобретают навыки, умения и опыт необходимый для адекватного поведения в обществе, способствующий наилучшему развитию личности ребенка, подготовки его к жизни.
Можно использовать игры на эмоции, направленные на развитие у детей способности понимать, осознавать и правильно выражать и полноценно переживать свои и чужие эмоции.
Это такие игры как «Дракончик». У каждой головы дракона разное настроение. Нужно назвать какое настроение у каждой головы, найти пиктограмму и придумать почему у этой головы такое настроение.
Игра «Тучки».
Игра развивает воображение,выразительность движений. Взрослый читает стихотворение Н. А. Екимова, а дети изображают тучки в соответствии с текстом, и тучка на фланелеграфе выбирают соответствующие эмоцию.
«Домик настроения» и «Эмоции» - игры на различения разных эмоций. В игре «Эмоции» картинки разрезаются пополам по линии делящей лицо на верхнюю и нижнюю части, смешиваются. Детям раздаются пиктограммы. Дети находят картинки, которые соответствую пиктограмме.
Желательно чтобы в каждом уголке группы были игры и пособия на формирование эмоциональной сферы. Например, в природном уголке живут комнатные растения, у которых есть глазки, ротик, носик, которые бывают грустные, когда их забывают полить. Дети определяют их эмоциональное состояние, находят на кубике пиктограмму, рассказывают, что нужно сделать, чтобы растение стало веселое и довольное. В книжном уголке стоит кубик с иллюстрациями из различных сказок. На них изображены герои сказок с различными эмоциональными настроениями. Дети вспоминают название сказки, рассказывают ее содержание. Разыгрывают эпизод из сказки.
В игре «Сказочный хоровод» детям предлагается изобразить походки различных животных, изобразить различные эмоциональные состояния.
Игра развивает чувства общности, выразительности движений, способности изображать различные эмоции.
Дети с удовольствием играют в такие игры – упражнения, как «Сказочные герои», «Гномики», «Настроения». Все эти игры на различения основных эмоций. Со средней группы с усложнением. Нужно придумать «Как испортить настроение сказочному герою». В старших группах дети могут придумывать целые сказки, которые мы зарисовали и делали книжки-самоделки.
Так же в работе можно использовать упражнения на различения эмоций «Найди лишний». Среди изображений одной эмоции нужно найти лишнюю. Надо составить картотеку иллюстраций на эмоции, которые можно использовать в своей работе. Раскраски, в которых дети раскрашивают рисунки и сами рисуют эмоциональное состояние героя.
Многие игры, которые можно использовать в работе, помогают инсценировать литературные произведения. Это игры «Пиктограммы». Рассматриваем карточку с тем или иным персонажем сказки и пробуем изобразить его. Эта игра способствует развитию умений произвольно управлять своими действиями, эмоциями. Игры «Собери сказочного героя», «Лото», «Колобок» учат распознавать эмоциональные проявления, обогащают и активизируют словарь детей за счет слов, обогащающих различные эмоции, чувства, настроения.
Театрализованная деятельность позволяет детям знакомиться с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют детей думать, анализировать делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Дети инсценируют стихотворения или придумывают сказки сами.
Распознавание и передача эмоций – сложный процесс, требующий от ребенка определенных умений и знаний. В этом могут помочь этюды. С помощью этюдов дети знакомятся с элементами выразительности движений, мимикой, жестами, позой, походкой.
Развитие театральной деятельности и накопление эмоционально – чувственного опыта у детей длительная работа, которая требует участия родителей. В индивидуальных беседах с родителями стоит обсуждать проявление драчливости и агрессивности детей. Так же предметом для разговора могут быть детские страхи, отношение
сверстников к ребенку, настроение их, интересы, потребности.
В конце года как итог дети показывают спектакли для родителей или для малышей. Закрепляют знания о театральном искусстве, показывают навыки владения театральной куклой, навыки владения выразительными движениями.