Лукшина Светлана
Опыт работы по ранней профориентации детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность ранней профориентации детей дошкольного возраста обусловлено теми изменениями, которые происходят в нашем обществе: проникновение рыночных отношений во все сферы жизнедеятельности, развитие рынка труда, появление новых специальностей, стремление к финансовой независимости граждан, необходимость поиска средств к существованию.
Современный дошкольник видит, как порой не легко приходится его родителям в поисках хорошей работы, в зарабатывании денег. Поэтому дети невольно уже сами начинают задумывать о том, какую профессию выбрать и является ли она высокооплачиваемой. И если раньше ребенок выбирал профессию отважную пожарного, спасателя, полицейского, то теперь, мы можем заметить появление иных мотивов. Так, например, один мальчик заявил, что хочет стать лотерейщиком. На вопрос «Почему?» ребенок ответил: «Что они больше всех денег зарабатывают». Финансовая сторона выбора профессии не должна являться главнейшей.
Публикация «Опыт работы по ранней профориентации детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Опыт работы, практика
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Ранняя профориентация дошкольников
- Темочки
Какие же существуют эффективные формы, методы и средства по ознакомлению детей с миром профессий и формированию осознанного подхода к ее выбору в будущем?
Расскажем о нашем опыте работы. С помощью чтений художественной литературы знакомим детей такими профессиями, как фермер, секретарь, журналист и др. Например, в произведении Хавукайнен, Тойвонен: «Тату и Пату идут на работу», братья решили устроиться на работу. Каждый разворот книги посвящён рассказу об одной из профессий, в которых они пробовали себя.
Книга Эльвиры Барякиной «Археолог» и «Архитектор» помогла нам в проведении беседы об этих профессиях, в организации сюжетно-ролевой игры, в ходе которой дети выполняли различные трудовые операции: отыскивали старинные артефакты в песочнице, склеивали черепки древней глиняной тарелочки, сделанной из соленого теста, работали сотрудниками музея.
В ходе организации сюжетно-ролевой игры «Банк» дети получили возможность познакомиться с профессиями банковского служащего, экономиста, бухгалтера. Для этой игры дети изготовили макет банкомата, карточки.
С помощью игры «Телепередача», после проведения виртуальной экскурсии в Останкинскую телебашню дети осваивали такие профессии, как телеведущий, режиссер, оператор, актер.
На основе показа фрагментов видеофильмов и путем проведения бесед после просмотра мы знакомили детей с работой шахтеров, токарей, машинистов.
Помогают формировать представления детей о многообразии мира профессий экскурсии. Так с помощью экскурсии по детскому саду дети познакомились с работой медсестры, заведующего, повара. После посещения театра была проведена беседа о тех людях, которые там работают. Так дети узнали, что помимо актеров, в театре трудятся декораторы, костюмеры, гримеры и др.
Помогают ранней профориентации детей встречи с людьми – представителями различных профессий. Так всем известная профессия сантехника привлекла особое внимание детей, когда папа одного ребенка принес свой ящик с инструментами и рассказал детям, для чего они нужны. После этого все мальчики нашей группы играли в сантехников и решили ими стать в будущем.
Помогает профориентации и такая форма работы как дидактическая игра. Так в ходе игры «Кому что нужно для работы?», «Угадай профессию», «Чьи это инструменты?» дети знакомились с содержанием и средствами труда.
Главное, что мы хотим привить детям любовь к труду, уважение к людям труда. Этому помогают пословицы о труде: «Всякое уменье трудом дается», «И то ремесло, кто умеет делать весло».
Работу проводим и с родителями. Так в ходе мастер-класса мама одной девочки показала, как работает портной и даже провела небольшой урок по кройке платья для куклы.
Родителям мы всегда говорим о необходимости рассказывать детям о своей работе в доступной для ребенка форме. Следует также обращать внимание дошкольников на труд людей, которые работают рядом с нами : стоит поблагодарить дворника, который подмел улицу, сказать спасибо той женщине, которая каждый день убирает мусоропровод. Их труд не из легких. Но нужно ценить его, замечать, по возможности облегчать их работу. Не мусорить, не покупать много бесполезных игрушек, сокращать отходы. Родители должны показывать пример бережного отношения и к людям труда, и к вещам. Ведь кто-то сделал эти вещи.
Хорошо проводить профориентационную работу в ходе проектной деятельности. Тогда в рамках проекта можно не только проводить беседы, занятия, экскурсии, но и праздники, развлечения, совместные мероприятия с родителями. Дошкольники могут подготовить фоторепортажи с мест работы своих родителей, а родители с удовольствием поделятся своим опытом работы.
Таким образом, использование эффективных форм, методов и средств будет способствовать формированию активной ответственной личности дошкольника, имеющего позитивное отношение к труду, желающего обучаться и приобретать трудовой опыт, готового к вхождению в социальный мир с его многообразием специальностей.
Список литературы
1. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим/ Н. В. Алешина — М. : «Педагогическое Общество России», 2000. 128с.
2. Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий : Учебно-методическое пособие / В. П. Кондрашов — Балашов: Изд-во «Николаев», 2004.
3. Потапова Т. В. Беседы о профессиях с детьми 4–7 лет / Т. В, Потапова. -М. : ТЦ Сфера, 2008. 64с.